Дальнейшая социальная мобилизация и интеграция в центральных районах
Переход к экономике и культуре, основанных на более широком обмене, происходит в разное время и разными темпами в различных районах. Обычно это приводит к сосуществованию более "развитых" районов наряду с "неразвитыми". В таких случаях первые из них могут функционировать как центры культурного и экономического притяжения для жителей менее развитых районов и таким образом стать очагами дальнейшей интеграции. <...>
Специалисты в области политической географии пытались определить ядра, или центральные районы, вокруг которых в ходе истории успешно складывались относительно крупные государства. Характерными чертами таких районов являются необычное плодородие почвы, обеспечивающее высокую плотность сельского населения и избыток продовольствия для людей, занятых в других сферах, географическое положение, в особенности возможности военной обороны района, и расположение на пересечении важных транспортных маршрутов. Классическими примерами таких ядер являются Иль-де-Франс и бассейн Парижа или район Лондона.
Следует заметить, что плотность населения означает скорее интенсивность движения, нежели численность пассивного сельского населения. Людское скопление в долине Нила, видимо, было менее эффективным источником интеграции, чем редкое население арабских территорий за Меккой и Мединой, которое с лихвой компенсировало свою малочисленность гораздо более высокой мобильностью и активностью.
Однако теория ядер сама по себе не объясняет устойчивости одних государств и упадка других. Очевидно, большее значение имеет то, что происходит в каждом ядре, в особенности в его городах.
Рост городов, мобильность и связь между городом и деревней
Кажется, ни одна развитая нация не минула стадии роста городов, социальной мобильности внутри самих городов и интенсификации социальных связей, коммуникаций и разностороннего экономического обмена между городом и деревней.
Естественно, были города, в которых одно или несколько из этих условий отсутствовали, и в соответствующей мере национальное развитие было неполным, не начиналось, обрывалось или происходило с опозданием. И, наоборот, там, где мобильность и коммуникации в городах и между городом и деревней быстро возрастали, национальное развитие происходило ускоренными темпами.
Рост сетей основных коммуникаций
Большинство наций, видимо, не складывалось вокруг одного центра. У многих из них было несколько столиц, а центральные регионы на протяжении истории неоднократно перемещались. Франция в течение длительного времени имела две столицы — Париж и Орлеан, а ряд этапов унификации французского языка в значительной степени происходил на ярмарках Шампани и вдоль торговых путей через эту провинцию, не говоря уже о маршрутах север—юг, которые способствовали победе Севера над альбигейскими сепаратистами в Миди в период религиозных войн XIII в.
Германия представляет собой более сложный вариант. Здесь вообще невозможно выделить какое-либо одно ядро, и ее лучше рассматривать преимущественно как сеть маршрутов передвижения, коммуникаций и миграций. Основу этой сети составляет фигура в виде буквы Е, в которой вертикальную и нижнюю линии образуют долины Рейна и верхнего Дуная между Кёльном, Базелем и Пассау, среднюю Линию — река Майн и маршруты, ведущие на восток от Майнца к Франкфурту и далее, а верхнюю линию — пути вдоль Берде, плодородной и удобной для коммуникаций полосы между Везелем на Рейне и Магдебургом на Эльбе. <...>
Это же понятие основной сети применимо при рассмотрении процессов объединения Китая, России, Швейцарии, Канады и США. Было бы интересно исследовать связь подобных сетей с неполным объединением и более поздним отделением областей, теперь включающих Индию, Пакистан и Бангладеш.
Я далек от мысли, что коммуникативная сеть сама по себе может создать нацию. Столь же необходимы как минимум культурная совместимость и во многих случаях достаточная близость разговорных диалектов для формирования общего языка, понятного большим группам населения. Культурные и языковые характеристики, естественно, определяются историей на каждой стадии процесса. Однако нам известно, в какой мере культурные и языковые различия могут быть успешно преодолены на примере становления швейцарской, британской или канадской наций, если этому способствуют достаточно существенные или менее заметные социальные вознаграждения и возможности, начиная от большего богатства, безопасности, свободы и престижа и кончая более тонкой привлекательностью новых общих символов, мечтаний и образа жизни.
От группового сознания к нации-государству
Индивидуальное осознание своего языка и народа может показаться делом личной психологии, несмотря на то, что бывают социальные ситуации, которые во многом предопределяют подобное осознание. С другой стороны, групповое самосознание явно связано с социальными институтами. Некоторые вторичные символы увязываются с определенными аспектами жизни группы и постоянно повторяются и распространяются организацией или институтом — часто в целях, не имеющих никакого отношения к национальности или даже противоположных ей. Через некоторое время институт может измениться или исчезнуть, организованное повторение символов может прекратиться, но если изначально было достаточно первичной реальности, которая может быть символизирована, и если продолжался процесс социальной мобилизации, описанный выше, то результаты распространения символов могут оказаться необратимыми. Поток воспоминаний открыт и отчасти самовоспроизводится, и до тех пор, пока сохраняются основы для существования этнической группы и социальная мобилизация и коммуникации продолжают сплачивать ее членов, национальное самосознание сохраняется. И едва ли можно ожидать, что оно уступит место наднациональной лояльности до тех пор, пока в сфере объективной реальности не появится основа для привлекательности более широких наднациональных символов, не менее актуальных и частых в повседневной жизни индивидов и столь же существенных для их интересов, языка, коммуникаций и мыслей, как те переживания, которые привели к осознанию национальности.
При наличии этих условий символы и институты группового сознания могут сложиться совершенно непреднамеренно. Процесс социальной мобилизации может даже преобразовать функции существующих символов или институтов таким образом, что они могут превратиться в проводников группового самосознания независимо от их первоначального предназначения. Например, распространению национализма нередко способствовала наднациональная церковь. Ранние средневековые церковные провинции, такие как Галлия или Англия, сами по себе не могли создать единство Франции или Англии, но они способствовали этому наряду с другими факторами, рассмотренными выше. Имена святых покровителей провинций и регионов, таких как святой Стефан для Венгрии, святой Вацлав для Богемии, святой Патрик для Ирландии и Мать Божья Ченстоховская для Польши, превратились в патриотический боевой клич.
Подобные националистические последствия могут быть результатом династийных перипетий, временных территориальных изменений вследствие войн, наследования, междинастийных браков, но сами по себе они не являются случайными. Почти каждая территория в Европе в то или другое время была объединена почти с каждым соседним регионом, но лишь некоторые из этих комбинаций сохранились и смогли пробудить лояльность и воображение соответствующих народов. Реально или в сознании людей сохранились те комбинации, которые подкреплялись другими элементами в процессе социальной мобилизации и интеграции и в свою очередь усиливали этот процесс, дополняя его политическими воспоминаниями, символами, жалобами и "историческими правами". <...>
Даже символы унижения могут выполнять эту организующую функцию, если имеются другие условия национального пробуждения. Термин гезы — "нищие", как называли нидерландских повстанцев их испанские правители, стал почетным словом в истории Нидерландов. Воспоминания осужденных, сосланных в Австралию в ранний период заселения, были преобразованы современным поэтом в яркий символ австралийского национализма.
Воздействие символов усиливалось появлением институтов современной экономической жизни и современного государства, требующих по сравнению с предыдущим периодом более тесных коммуникаций с большой массой крестьян, ремесленников, налогоплательщиков, рекрутов. В XVIII в. австрийских офицеров обучали чешскому языку, чтобы они могли лучше командовать чешскими солдатами, а за этим возобновилось и преподавание чешского языка. Землевладельцы в Уэльсе и Шотландии, заинтересованные в повышении производственных навыков жителей своих поместий, основывали общества по изучению ресурсов, языков и культур своих регионов и попутно превратили век "аграрной революции" в век "открытия" народной лирики "Оссиана11 [в действительности сочиненные шотландским поэтом Джеймсом Макферсоном (1736—1796), который представил свои стихи как английский перевод вымышленного барда Оссиана. — А.П.].
Во многих случаях рост национализма не предусматривался и не был желателен для властей, как, например, использование индонезийского языка японцами в Голландской Индии [современной Индонезии. — А.П.] в годы второй мировой войны или составление грамматик и словарей хауса и других африканских языков колониальными администраторами. Но эти меры облегчали рост национализма.
После того как групповое сознание начинает формироваться, непременно появляются целеустремленные первопроходцы и лидеры национального пробуждения. Появляются авторы грамматик, которые придают письменную форму разговорному языку, языковые пуристы, собиратели народного эпоса, сказок и песен, первые поэты и писатели, сочиняющие на усовершенствованном разговорном языке, антиквары и историки, открывающие древние документы и литературные богатства — как подлинные, так и поддельные, но в любом случае символизирующие национальное величие.
Наряду с творцами национальной гордости и модельерами символов появляются первые организаторы. Образуются первые социальные круги и литературные общества, в которых читают и говорят на ранее презиравшихся языках. За ними следуют благотворительные общества, братские ордена, кредитные кооперативы и другие ассоциации взаимопомощи, поддержки, страхования, которые начинают собирать финансовые ресурсы пробуждающейся национальности. Появляются организаторы первых школ, певческих коллективов, спортивных объединений, сельскохозяйственных колледжей, возвещающие о создании всего комплекса организаций культурного, физического и технологического прогресса, присущего каждой полноправной нации.
Одновременно с этой активностью постепенно утверждаются или преднамеренно создаются национальные символы в виде цветов, флагов, животных, гимнов, маршей и патриотических песен — от "Правь, Британия" и "Марсельезы" в XVIII в. до "Нкоси сике-лел и Африка" — "Боже, храни Африку" современных черных националистов Южной Африки. Исследователями этой поздней стадии процесса национального строительства хорошо и подробно описано, как эти символы, карты, гимны, флаги и приветствия внедряются в сознание населения и детей путем неформального давления группы и через средства массовой информации, а также посредством принудительных механизмов государства и его системы обязательного образования.
Чего достигает этот процесс и каковы его цели? Когда формирование нации завершается и окончательно закрепляется посредством принудительной силы государства, фиксируются четыре вида сдвигов.
1. Возникает относительно крупная общность людей, которые могут эффективно общаться друг с другом и которые располагают достаточными экономическими ресурсами, чтобы содержать себя и передавать эту способность взаимных коммуникаций своим детям. Иными словами, появляется большая, всеохватывающая и очень устойчивая сеть человеческих коммуникаций, способная сохранять, воспроизводить и дальше развивать свои каналы.
2. Завершается эффективная аккумуляция экономических ресурсов и достаточная социальная мобилизация человеческого потенциала для обеспечения социального разделения труда, необходимого для осуществления и продолжения этого процесса.
3. Завершается социальная аккумуляция и интеграция воспоминаний и символов, а также индивидуальных и социальных способов их сохранения, передачи и создания новых сочетаний, соответствующих данному и возможному в будущем уровню мобилизации и интеграции материальных и людских ресурсов.
4. Происходит по крайней мере частичное развитие способности менять назначение, перераспределять и создавать новые комбинации экономических, социальных и людских ресурсов, а также символов, знаний, привычек и мыслей, т.е. способности к обучению. Часть социальной способности к обучению развивается неприметно в умах индивидов, другая часть доступна наблюдению в виде господствующих привычек и стилей культуры, и наконец еще одна часть воплощена в виде конкретных учреждений и институтов. Все вместе они составляют способность общности создавать и усваивать новое знание и новые цели и совершать соответствующие действия.
По всем этим четырем аспектам нация представляет собой более эффективную организацию, чем наднациональное, но преимущественно пассивное общество типа слоеного пирога или предшествовавший ей феодальный или племенной локализм.
В каждой из перечисленных сфер нации могут существенно отличаться друг от друга. Нормативные социальные модели, существующие институты, экономическая практика, методы принуждения внутри каждой нации теснейшим образом связаны с ее культурными традициями и доминирующими в данный момент социальными классами. <...> Однако остается впечатление, что даже наиболее скверно управляемая нация представляет собой с учетом численности населения больший объем возможностей социальных коммуникаций, экономических ресурсов и способности социального обучения, чем любая другая предшествовавшая ей этническая или социальная организация.