Высшая законность - это высшее беззаконие

Цицерон[52]

Тема 22. Правовое сознание и правовая культура

2 часа

1. Правосознание: понятие, структура, функции.

2. Уровни и виды правового сознания.

3. Правовая культура: понятие, структура, функции и виды.

4. Правовое сознание и правовая культура работников органов внутренних дел.

5. Пути повышения правового сознания и правовой культуры.

Высшая законность - это высшее беззаконие - student2.ru

· ·Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп.), гл.2,3.

* * *

· Алексеев С.С. Общая теория права: курс права / учеб. – 2-изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

· Любашиц В.Я. Теория государства и права: практикум / В.Я. Люашиц, А.Ю. Мордовцев, А.Ю. Мамычев. – Изд. 2-е, доп. И перераб. – Ростов /Д: Феникс, 2010

· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Д. Перевалов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2013.

· Теория государства и права: учебник для бакалавров / В. Н. Протасов. – Москва: Юрайт, 2014.

· Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред.В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.- М.: НОРМА-ИНФРМА-М, 2011.

· Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – 2-е изд. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013. – 213.

· Фаткуллин Ф.Ф. Теория государства и права: учебно-методическое пособие / Ф.Ф. Фаткуллин. - Казань: Изд-во КЮИ МВД России, 2010.

* * *

· Баранов П. Правосознание работников милиции: мифы, деформация, стереотипы / П. Баранов, Н. Витрук// Право и жизнь. - 1992. - N1.- С.110-118.

· Беседина В.А. Генезис и тенденции изменений социально-правовых институтов современной России / В.А. Беседина.– СПб., 2004.

· Кудрявцев В.Н. Право как элемент культуры / В.Н. Кудрявцев// Право и власть. - М., 1990.- С. 241-252.

· Суворов Л.К. Правовая культура работников органов внутренних дел / Л.К. Суворов.- М., 1991.

· Малиновский, А. А. Кодекс профессиональной этики :Понятие и юридическое значение /А. А. Малиновский.//Журнал российского права. -2008. - № 4. - С. 39 - 44

Высшая законность - это высшее беззаконие - student2.ru

Ø Что собой являет структура правосознания?

Ø В чем состоит специфика формирования структурных элементов правосознания?

Ø Какое практическое значение имеет выделение видов правосознания?

Ø Какова связь правосознания и правовой культуры?

Ø Какие факторы влияют на формирование правосознания и правовой культуры?

Ø Используются ли в правовом регулировании характеристики правосознания и правовой культуры?

Ø Каково соотношение юридического образования правосознания?

Ø Какие вопросы Вы могли бы предложить для коллективного обсуждения?

Высшая законность - это высшее беззаконие - student2.ru

ü Найдите в словарях и выпишите определения понятий: сознание, правосознание, правовая идеология, правовая психология, культура, правовая культура, образ жизни, мативация поведения, интерес, потребность, правовое воспитание.

ü Составьте краткий конспект ответов на вопросы плана семинарского занятия по данной теме.

ü Составьте на отдельном листе перечень использованной Вами литературы по теме семинарского занятия (лекции, учебник, словари, монографии, периодика, др.источники); укажите, какие информационные ресурсы были задействованы (домашняя библиотека, библиотечный фонд вуза или иного образовательного учреждения, сайты и т.п.); на свое усмотрение отразите по возможности вопросы для самоконтроля /листок подпишите – ФИО, № учеб. группы, дисциплина, тема сем. занятия, число, подпись – листок сдается преподавателю, ведущему семинарские занятия, в конце урока.

ü Составьте библиографический перечень работ, посвященных проблемам правосознания и правовой культуры.

ü Приведите нормативно-правовые положения действующего законодательства, содержащие упоминание о правосознании и правовой культуре.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Курсовая работа представляет собой самостоятельное, расширенное и углубленное изложение основных вопросов тем курса с привлечением специализированной научной литературы и аргументированным обобщением высказанных в ней позиций по рассматриваемой проблематике.Целью написания курсовой работы является приобретение и совершенствование навыков научно-исследовательской деятельности на основе разработки определенной темы дисциплины. При ее написании необходимо скрупулезно ознакомиться с программой учебного курса, что должно способствовать не только расширению юридического кругозора, но и более осмысленному освещению темы. Это предоставляет возможность проанализировать ее в системе других знаний, в более широком и разностороннем (междисциплинарном) аспекте.

Тема и структура курсовой работы выбираются курсантами из предложенного методического материала и согласуются с преподавателем с последующей регистрацией их в соответствующем кафедральном журнале. Номер темы курсовой работы, как правило, должен соответствовать порядковому номеру курсанта, определенному в учебном журнале группы. По согласованию с преподавателем, ведущим семинарские занятия, порядок выбор тем может быть изменен как в отношении всей учебной группы, так и применительно к конкретному курсанту при наличии заслуживающих внимания аргументов. План темы курсовой работы, как и перечень рекомендованной литературы, являются примерными. Курсант вправе в установленном порядке включить дополнительные вопросы либо внести иные обоснованные коррективы в план; он может избирательно подойти к рекомендуемой литературе, привлекая другие источники, публикуемые в общеполитических и профессиональных журналах, иной периодической и монографической литературе. Учебная и иная литература по теме может быть взята из планов семинарских занятий по одноименной теме, а также из общего перечня литературы по предмету, приведенного в конце рабочей программы дисциплины. При написании курсовой работы рекомендуется обращаться к различного рода словарям (энциклопедическому, философскому, политическому, социологическому, этимологическому, юридическому и т.д.) в целях более глубокого и адекватного уяснения сути (содержания) терминов, понятий и категорий, применяемых в научном обороте.

Курсантобязан отразить в курсовой работе знание Конституций РФ и РТ, отраслевого (текущего) законодательства, учебной и специальной юридической литературы по избранной теме. Общетеоретические вопросы темы следует увязывать с деятельностью органов внутренних дел, привлекая правовые акты и обобщенный опыт работы МВД РФ и РТ.

Следует проявить самое серьезное отношение к надлежащему оформлению курсовой работы, объем которой должен колебаться в пределах 40-50 страниц рукописного текста или 25-35 страниц машинописного обрамления.

Структуру курсовой работы составляют следующие элементы:

ü титульный лист,

ü план,

ü введение,

ü вопросы темы,

ü заключение,

ü список привлеченной литературы.

Вопросы плана текстуально обособляются, страницы нумеруются, используемая литература обязательно фиксируется в виде сносок (в любом практикуемом варианте, но с непременным указанием фамилии и инициалов автора, названием цитируемой работы, местом и годом ее издания, страниц). В конце работы автор ставит свою подпись и дату представления курсовой работы на кафедру.

Во введении исполнитель курсовой работы должен отразить:

Ø актуальность темы исследования;

Ø источниковедческую базу, привлекаемую для исполнения исследования /НПА, НПД, ИПА и т.д.; учебная литература; монографии; периодика и др. возможные виды источников информации/;

Ø разработанность темы в отечественной (зарубежной) литературе / ФИО авторов, специализирующихся на данной проблематике /;

Ø цель исследования;

Ø задачи исследования (определение круга источников информации, поиск информации, изучение информации и т.д. – курсант должен иметь четкое представление о том, что собой являет по сути научное исследование проблемы);

Ø метод исследования;

Ø структуру исследования.

При написании содержания глав (вопросов) курсовой работы исполнитель доложен продемонстрировать навыки использования методов научного исследования (анализ и синтез; индукция и дедукция; единство исторического и логического и др.). Текст преимущественно пишется от третьего лица (например, такой-то автор приводит в своей работе такое-то определение, отмечает такие-то свойства; выделяет следующие закономерности и т.п.) с указанием ссылки на источник информации.

Заключениедолжно логически быть связано с обоснованием достижения цели и задач исследования, поставленных во введении курсовой работы.

Литература, приведенная в списке использованных работ, но не отраженная в сносках, засчитываться не будет. Помещаемый в конце работы список литературы разбивается на три части: вначале указываются нормативно-правовые акты в порядке их юридической значимости, далее следует учебная и справочная литература, наконец, специализированные источники. Учебная и периодическая литература в своей основе (массе – 2/3) должны датироваться сроком издания, не превышающим 2-5 лет от года написания курсовой работы.

Цитирование может быть:

Ø дословным (в этом случае цитата берется в кавычки);

Ø свободным (передача своими словами сути цитаты).

На титульном листе курсовой работы сверху вниз должны быть указаны наименования:

§ вуза,

§ кафедры,

§ дисциплины,

§ темы,

§ специальное звание,

§ номер взвода,

§ фамилия, имя, отчество курсанта,

§ домашний адрес.

На второй странице излагается план работы (оглавление) с указанием страниц разделов (вопросов). Далее помещается материал по разделам. Страницы должны иметь поля для замечаний рецензента.

Курсовая работа в установленные учебным планом сроки представляется курсантом на кафедру (не позже чем за один месяц до срока ее защиты); регистрируется в кафедральном журнале; передается заведующим кабинетом на проверку преподавателю кафедры в соответствии с учебной нагрузкой. Кафедра доводит до сведения курсантов результаты проверки курсовых работ. Допущенная к защите курсовая работа хранится на кафедре до момента ее защиты. Порядок предоставления курсовой работы курсанту для ее защиты определяется преподавателем, осуществляющим процесс ее защиты. Курсанту рекомендуется иметь черновой вариант курсовой работы, содержащий краткое изложение основного текста.

В случае, если преподавателем делаются по представленному тексту курсовой работы существенные замечания, курсовая работа возвращается курсанту на устранение последних. Исправленный (доработанный) вариант курсовой работы заново предоставляется на кафедру вместе с сделанными замечаниями по первоначальному ее тексту. Желательно новый вариант курсовой работы сопроводить краткой пояснительной запиской с указанием о принятых действиях по устранению замечаний рецензента.

В назначенный срок кафедрой по согласованию с учебным отделом института проводится защита курсовых работ. В ходе защиты курсовой работы курсант должен быть готовым не только раскрыть положения темы курсовой работы, но и дать ответы на все вопросы, связанные с процессом организации и проведения им научного исследования.

Те курсанты, которые принимают участие в подготовке конкурсных работ по дисциплине, в случае присуждения им призовых мест по ходатайству научного руководителя – преподавателя кафедры - могут быть в порядке поощрения освобождены от предоставления и защиты курсовой работы решением начальника кафедры. Конкурсная работа в подобных случаях оценивается на «отлично», о чем делается отметка в ведомости по защите курсовых работ.

Высшая законность - это высшее беззаконие - student2.ru

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп[53]

Наши рекомендации