Конкретные социологические исследования в сфере массовой коммуникации
Деятельность массовых коммуникаций привлекает внимание ученых различных направлений науки, но среди социологов впервые такой интерес был проявлен в начале ХХ в. Максом Вебером, который обосновал необходимость изучения прессы и ее роли в социальных процессах. Затем социология МК начала развиваться в двух направлениях: во-первых, в направлении социометрии, т.е. велись исследования общественного мнения и социальных общностей как сфер, на которые непосредственно оказывает влияние деятельность МК (Б.А. Грушин, Б.М. Фирсов, В.А. Ядов, Т.М. Дридзе и др.); во-вторых, в направлении разработки теоретических аспектов МК.
Особенности социологического исследования заключаются в конкретности, то есть изучаются реальная социальная действительность; в системности, то есть как реально функционирующая система, обладающая всеми признаками материальных систем, во взаимосвязи со средой.
Процесс проведения конкретного социологического исследования в сфере МК представляет собой в самом общем виде применение субъектом определенных средств по заранее разработанной программе в целях получения нового знания об объекте и практического применения полученного результата в конкретной деятельности.
Программа исследования состоит из теоретического (методологического) и процедурного разделов.
Теоретический разделвключает в себя:
· формулировку проблемы;
· определение объекта (носитель социальной проблемы - конкретные люди, социальные явления и процессы), предмета исследования (свойства и стороны объекта, которые отражают определенную проблему);
· формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования;
· предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.
Процедурный раздел включает в себя:
· план последовательности проверки основных гипотез;
· обоснование системы выборки;
· описание формирования выборочной совокупности;
· описание основных процедур сбора и анализа первичных данных;
· логические схемы обработки данных;
· инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.);
· рабочий план-график выполнения этапов исследования.
Программа социологического исследования должна ответить на два основных вопроса:
во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как "перевести" их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала.
во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.
Этапы планирования избирательной кампании.
Избирательная кампания – скоординированные, целенаправленные, но осуществляемы в течение определенного законодательством времени публичные усилия с целью мобилизации поддержки кандидата избирателями и обеспечения его победы в день выборов.
В плане предвыборной кампании должны быть заложены критерии эффективности, этапы и формы контроля.
Этапы: 1) разворачивание (2-3 недели): - выработка мотивации участия в выборах кандидата, на этой основе – формулирование стратегической цели, разработка концепции.
2) планирование (1-2 недели).
3) собственно кампания (с момента регистрации кандидата).
4) за 3 недели до даты выборов – избирательный марафон.
Направления работы:
1) Организационная работа. Сюда входят заседания штабов, проведение оперативок вечерних и утренних.
2) Работа с агитаторами. Это тренинги, организация и проведение кампании «от двери к двери».
3) Специальные мероприятия. Лучше всего взять в администрации план культурных, спортивных и др. программ и присоединиться к ним.
«+» - налаживание отношений с администрацией, возможность выбора того дня для проведения спец. акции, который менее всего нагружен.
4) Медиапланирование. Самое главное здесь – попасть в СМИ бесплатно. Необходимо заявить себя как человека, засветившегося в общественной жизни, показать любой сюжет, событие, не связанное с выборами и с человеком как депутатом. Здесь большую роль играют информационные волны: сначала – момент регистрации, затем некоторое затишье, чтобы у избирателей возник информационный «голод», а потом снова – появление.
5) План политической рекламы. Это листовки, ролики, клипы, наружная реклама. Как минимум: биография, программа. Могут быть мотивационные листовки. Необходима своя газета, где – инфо о кандидате, его программе, биография его и др., агитация избирателей.
Реклама на телевидении:
· первый ролик (полминуты) – на запоминание фамилии, т.к. в бюллетене будет только фамилия кандидатов,
· имиджевый ролик – эмоционально-позитивное выступление, интересный ракурс кандидата,
· мотивационные ролики (их лозунг: «Приди – проголосуй!») в поддержку кандидата – высказывания авторитетных людей.
Наружная реклама: не более, чем в 2-ух – 3-ех местах.
6) Контрработа, юридическое сопровождение. Отслеживание действий кандидата – конкурента, составление плана работы по нейтрализации его деятельности.
7) Встреча с избирателями. Если одержана победа, это не означает, что ПР-проект завершен. Каждый шаг победившего политика – новый штрих в его имидже. Нужно поблагодарить избирателей, отдавших голоса за этого кандидата, не менее важно сделать это в случае проигрыша. Необходимо понравиться избирателям даже в роли проигравшего.
Билет №3