Массовая культура и ее особенности
Основные направления в развитии зарубежной культуры
Вторая половина ХХ в. ознаменовалась развитием новых тенденций в сфере духовной жизни. Совершенствование средств массовой информации создало мощный инструмент влияния на сознание и поведение людей. С появлением спутниковых систем телевещания, глобальных компьютерных сетей сложились условия для интернационализации духовной жизни человечества.
Массовая культура и ее особенности
Повсеместное распространение радиовещания и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на художественную продукцию для массового потребителя, рассчитанную на быстрый коммерческий успех.
Массовая культура содействовала формированию целой индустрии досуга, производства аудио - и видеопродукции, имеющей не только развлекательный характер. Ведущие корпорации мира увидели в ней возможности как прямой, так и косвенной рекламы своей продукции, связанной с представлением определенного уровня и стандарта потребления в качестве общепринятого. Популярность «звезд» кино, эстрады, спорта сделала их образ жизни примером для подражания многомиллионной аудитории.
Политические деятели обратили внимание на массовую культуру, поскольку она позволяла формировать упрощенные «образы врага», высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов.
Феномен массовой культуры привлек внимание многих мыслителей. Они отмечают, что массовая культура - это не только инструмент манипулирования сознанием и поведением людей. Ее продукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает запросам и потребностям «среднего» человека.
К числу характерных признаков продукции телевизионной массовой культуры принято относить четкое разделение добра и зла, значительную дозу насилия и секса, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнению немецкого философа Т. Адорно (1903-1969), популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она отвечает подсознательным стремлениям и желаниям человека. Адорно считает, что и «средний» человек хотел бы быть более удачливым, видеть наказанным зло, с которым он сталкивается в жизни. Порой подсознательно он ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается воспитанием и страхом наказания. Ассоциируя себя с удачливыми героями дешевой видеопродукции, зритель снимает накопившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву, что облегчает ему отвечающее общепризнанным нормам морали поведение в реальной жизни.
Многие социологи полагают, что не следует переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Существует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров, идей производят обратный эффект, повышая их популярность.
Канадский философ и социолог Х. М. Мак-Люэн (1911- 1980) считает: появление новых технических средств массовой информации знаменует собой новый этап в эволюции самого человека. Первоначально, полагал Мак - Люэн, человек воспринимал мир органами чувств, и это обеспечивало его единство с природой, целостность его мышления. Распространение книг и печатного слова содействовали абстрагированию мышления, формированию индивидуализма. Электронные средства коммуникации преодолевают односторонность визуального восприятия, повышают образность мышления, позволяя воспринимать мир как целостность. С этой точки зрения важно не содержание информации, а характер ее передачи.
Феномен массовой культуры рассматривается многими учеными как тревожащее явление, как источник интеллектуальной деградации, поскольку предлагает упрощенное восприятие мира. Все многообразие человеческого поведения, эмоций выражается в ней через набор ограниченного количества стандартных реакций, символов, одинаковых для всех. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится чуждым творческому, нестандартному мышлению. Оно неспособно критически воспринимать и осмысливать окружающую человека реальность.
По мнению Э. Фромма (1900-1980), массовая культура препятствует раскрытию и реализации глубинных потребностей личности. Стереотипные модели поведения формируют пассивность, конформизм, т. е. готовность принимать мир таким, как он есть. Несмотря на различие в точках зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей.