Глава I Политические реформы в Японии 40-50 годов
Япония после второй мировой войны
В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и ,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела ?
Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.
Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической практики.
Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой добровольно или вынужденно – и прямое воздействие, конечно национальная специфика сохранялась в любом случае.
Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития, оценить политические преобразования в Японии на изучаемом этапе.
Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, попытка дать оценку проводившимся реформам, изучение сложившегося государственного строя страны, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.
Историография данного вопроса представлена в работах Вербицкого С.И.¹, Еремина В.Н.², Макарова А.А.³, следует отметить коллективную монографию ведущих российских японоведов, выпущенную сравнительно недавно (1999 г.)⁴, именно в этих работах подробно освещен изучаемый вопрос японской политической истории. В качестве основного источника будет рассматриваться Конституция Японии от 1947 г.⁵ Работа делится на две главы. В первой главе ( ''Политические реформы 40-50 годов'' ) речь пойдет о послевоенных реформах проводимых в условиях оккупации администрацией США. Также изучению подлежит новая Конституция Японии 1947 г., как основной закон страны, определивший ее дальнейшее развитие. Во второй главе ( ''Образование ЛДП и складывание современной политической системы'' ) будет изучаться политическое развитие Японии в 50-60 годы. Т.к. именно в этот период был сформирован механизм политической власти, который функционирует вплоть до настоящего времени. В частности образование ЛДП и феномен ее длительного пребывания у власти, особенности политической системы Японии сформировавшихся в результате деятельности ЛДП как правящей партии, начиная с 1955 г.
¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века - М.: Знание, 1988
² Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества -
М.: Наука, 1992
³ Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988
⁴ Коллективная монография Япония мифы и реальность - М.: Восточная
литература РАН, 1999
⁵ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: Издательство социально экономической литературы, 1961 с.
689-709
Глава I Политические реформы в Японии 40-50 годов
Поражение во второй мировой войне существенно подорвало внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.
Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию. Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г.
В которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права.
Победа над милитаристской Японией неотъемлемой частью победы союзных держав в войне против гитлеровской коалиции. Поэтому США не могли открыто сразу же после капитуляции Японии отказаться от Потсдамской декларации, являвшейся общей программой союзных держав в отношении Японии. Кроме того, они вынуждены были считаться с послевоенным подъемом японского народа за мирный и демократический путь развития страны.
Одновременно американские власти стремились воспользоваться победой для проведения линии демилитаризации Японии и ослабления ее экономической мощи.
В период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями дальневосточной комиссии, состоявшей из представителей 11 стран: США, СССР, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.
Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, “временные директивы”. В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии.
Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.
В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.
Сразу же после капитуляции Японии США предприняли ряд мер, направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций. 11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ – предоставлении рабочим права не организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных держательских компаний ( дзайбацу ), императорского дома и роспуске “дзайбацу”. В декабре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отделении “синто” от государства. С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. Состоялось его публичное отречение от мифа о божественном происхождении правящей династии.
Таким образом, установление так называемого косвенного управления Японией, фактически передача японскому правительству ряда полномочий по осуществлению оккупационной политики США означали, что руководящая роль в послевоенном устройстве Японии признавалась не за демократическими силами, а за господствующим классом. Консервативные силы, пользуясь представленной им властью стремились в максимальной степени сохранить старый политический строй, и прежде всего императорскую систему.¹
¹ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 16
Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления.
В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии ( СПЯ ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков – от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты.
Программа партии, принятая на учредительном съезде выдвигала лозунги демократии, мира и социализма, подразумевая проведение крупных социальных реформ, и построение социализма в условиях императорской системы.
При содействии оккупационных властей стали формироваться буржуазные политические партии. 9 ноября 1945 г. Была образована Либеральная партия ( Дзюито ), основное ядро которой составляли члены довоенной буржуазно-помещичьей партии Сэйюкай. Либеральная партия возникла как партия наиболее влиятельных групп крупной монополистической буржуазии. 16 ноября 1945 г. появилась Прогрессивная партия ( Симпото ), в которую вошли члены других довоенных буржуазных партий Минсэйто и Сэйюкай. Прогрессивная партия представляла интересы некоторой части крупной буржуазии, помещиков и верхних слоев крестьянства. 18 декабря 1945 г. была создана японская партия сотрудничества, известная также под названием Японской кооперативной партии ( Нихон кёдото ). В мае 1946 г. она была переименована в Кооперативно-демократическую ( Кёдо минсюто ). Программа партии, базируясь на принципе классового сотрудничества, основное внимание уделяла вопросам кооперирования, модернизации сельского хозяйства, рыбного промысла и т.д. Таким образом, партия явилась выразительницей интересов средней и отчасти мелкой буржуазии. В то же время под лозунгами мир, рис, землю и свободу, за создание народного правительства на политическую арену выходит Коммунистическая партия Японии ( КПЯ ), запрещенная на протяжении 19 лет.¹ В апреле 1946 г. состоялись первые после окончания войны выборы в парламент. Наибольшее число мест получила Либеральная партия - 140 мест, за ней следовала Прогрессивная – 94 места и Социалистическая – 92 места. Коммунисты получили 5 всего мест.¹
¹ История Японии 1945-1975 гг. – М.: Наука, 1978, с. 18-20
Лидер Либеральной партии Ёсида сформировал правительство, в котором приняла участие и Прогрессивная партия.
В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию Японии, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. При разработке конституции американские оккупационные власти и японские правящие круги вынуждены были считаться с волей японского народа и мировой демократической общественности, требовавших коренной демилитаризации страны.
В преамбуле и ст. 1 конституции, народ провозглашается носителем суверенной власти, по конституции 1889 г. единственным обладателем всей полноты власти был император.¹
В конституции провозглашаются равенство всех граждан перед законом и упразднение прежнего аристократического сословия с его привилегиями, отделение церкви от государства, равенство юридических прав супругов в семье, запрещение эксплуатации детского труда, право народа на труд, на образование и на “поддержание минимального уровня здоровой и культурной жизни.”²
Ст. 28 гарантирует “право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия”³
Конституция провозглашает всеобщее избирательное право и демократические свободы, в том числе свободу слова, печати, собраний и союзов. Ряд статей конституции определяют права граждан и правила действия исполнительной и судебной властей при арестах, обысках жилищ, конфискации имущества и разбирательства в суде.
Редким прецедентом в практике буржуазного государственного права является ст. 9, декларирующая безоговорочный отказ Японии от войны при разрешении международных споров и запрещается создание в стране каких-либо вооруженных сил, будь то сухопутные войска, военно-морской флот или военно-воздушные силы.⁴
Конституция защищает и закрепляет законодательным образом – частную собственность на средства производства. В ст. 29 конституции говорится, что “право собственности не должно нарушаться”.⁵
¹ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 689
² Там же, с. 690
³ Там же, с. 693
⁴ Там же, с. 691
⁵ Там же, с. 691
Император Японии не обладает суверенной властью. Согласно конституции, он является “символом государства и единства народа”. ¹
Императорский трон наследуется членами императорской семьи “в соответствии со специальным Законом об императорской фамилии, принятым парламентом”.²
В чрезвычайных случаях вопросы престолонаследия решает совет императорского двора в составе 10 человек: два члена императорской семьи, председатели и заместители обеих палат парламента, премьер-министр, начальник управления императорского двора, верховный судья и один член Верховного суда. Совет проходит под председательством премьер-министра. Вопросы, связанные с повседневным ведением дел императора и его дома, решаются особым органом при кабинете министров, так называемым управлением императорского двора.
В функции императора входит назначение премьер-министра по представлению парламента и главного судьи верховного суда по представлению кабинета министров, созыва парламента, роспуск палаты представителей, объявление всеобщих парламентских выборов. На императора возлагается обнародование поправок к конституции, законов, правительственных указов и договоров. Он подтверждает назначение и отставки государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочия в верительные грамоты послов и посланников. На него возложено также подтверждение всеобщих и частных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний, восстановление в правах. Он жалует награды, подтверждает ратификационные грамоты и другие дипломатические документы, принимает иностранных послов и посланников и участвует в церемониалах. Все действия относящиеся к государственным делам, император должен осуществлять по совету и с одобрения кабинета министров, который несет ответственность за них.
На практике роль императорской власти в политической жизни Японии не ограничивается рамками определенными конституцией. Правящие круги, опираясь на пережитки прежних монархических настроений, стремятся возродить культ императора и распространяют в массах идею, что император в качестве “символа единства народа” стоит над классами и партиями.³
Изменения в конституцию могут вносится только с одобрения двух трети состава парламента с проведением затем народного референдума.⁴
¹ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 693
² Там же, с. 694
³ Там же, с. 695
⁴ Там же, с. 697
Парламент, по конституции – высший орган государственной власти и единственный законодательный орган государства. Он состоит из двух палат – палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе закона о выборах в общественные учреждения от 15 апреля 1950 г.
Право избирать имеют все граждане, достигшие 20 лет. В палату представителей могут избираться лица, достигшие 25 лет, а в палату советников – 30 лет. Для участия в выборах кандидат или выдвигающая его партия должны внести большой денежный залог. Если кандидат не наберет установленного минимума голосов, залог переходит в собственность казны. Кроме того, кандидат и выдвигающая его партия должны внести в государственную казну значительную денежную сумму в виде компенсации государственных расходов по проведению выборов.
Палата представителей состоит из 511 депутатов. Выборы в нее происходят по 130 избирательным округам. От каждого округа избираются в зависимости от числа избирателей от трех до пяти депутатов.
Палата советников состоит из 252 депутатов: 152 из них избираются по префектурам, которые в данном случае рассматриваются как избирательные округа; остальные 100 депутатов избираются от страны в целом, которая рассматривается как общенациональный избирательный округ. Избранными считаются те кандидаты которые заняли первые места по количеству полученных ими голосов, если это количество не ниже установленного минимума.
Палата представителей переизбирается целиком каждые четыре года, но может быть распущены и досрочно. Срок полномочий членов палаты советников – шесть лет. Каждые три года половина членов палаты советников переизбираются. Выборы обеих палат парламента производятся за 30 дней до истечения срока полномочий парламента, а в случае досрочного роспуска нижней палаты – не позднее чем через 40 дней со дня роспуска. Порядок работы парламента определяется конституцией, а также “Правилами палаты представителей”, принятыми 28 июня 1947 г., и “Правилами палаты советников”, принятыми 28 июля 1949 г.¹
Очередные сессии парламента созываются обычно один раз в год. Чрезвычайные сессии созываются по решению кабинета министров. Продолжительность сессий определяется членами обеих палат. Заседания парламента должны быть, как правило, открытыми их протоколы должны публиковаться, хотя допускается проведение закрытых заседаний при согласии на это двух трети депутатов соответствующих палат. Работы парламента регулируется избираемыми из числа депутатов должностными лицами: председателями обеих палат, председателями постоянных комиссий, а также генеральными секретарями палат.
________________________________________________________________
¹ Япония наших дней – М.: Наука, 1983, с. 49
Важную роль в деятельности парламента играют постоянные парламентские комиссии. В каждой из палат имеется 16 постоянных комиссий, а именно: по делам кабинета министров; по делам местной администрации; по вопросам юстиции, по вопросам транспорта; по вопросам внешней политики; по вопросам государственных финансов; по вопросам просвещения; по социальным и трудовым вопросам; по вопросам сельского и лесного хозяйства; по вопросам торговли и промышленности, по вопросам связи, по вопросам строительства, по вопросам бюджета по организации внутрипарламентской работы, дисциплинарная, ревизионная.
В этих комиссиях соответственно профилю каждой готовятся законопроекты и решения, которые затем вносятся на утверждение пленарных заседаний. Каждая комиссия состоит в среднем из 20-40 депутатов от различных партий соответственно их удельному весу в парламенте.
Конституция дает парламенту исключительное право распоряжаться государственными финансами. Парламент ежегодно утверждает государственный бюджет Японии, проект которого вырабатывается кабинетом министров.
Законопроекты вносятся на утверждение парламента либо депутатами той или иной палаты, либо кабинетом через одну из палат. Законопроект, представленный в одну из палат, должен быть в течении пяти дней передан в другую палату для парламентского обсуждения.
По конституции для принятия парламентом закона требуется обычно согласие простого большинства обеих палат, но первенствующая роль отводится при этом палате представителей. Если принятый ею законопроект отвергается палатой советников, то палата представителей может вторично рассмотреть его, и после одобрения двух трети голосов этой палаты законопроект становится законом.
Палате представителей первой принадлежит право рассматривать бюджет и международные договоры, причем в случае задержки обсуждения этих вопросов в палате советников или принятия этой палатой иных решений закон о бюджете и международные договоры вступают тем не менее в силу через 30 дней после их утверждения палатой представителей.
У палаты советников есть, однако, также преимущества в отношении палаты представителей, дающие господствующему классу возможность использования их как тормоз, если палата представителей не оправдает их расчетов.¹
¹ Япония наших дней - М.: Наука, 1983, с. 49
Состав палаты советников более стабилен. Кроме того, она в отличие от палаты представителей не может быть распущена кабинетом. Распустив палату представителей, кабинет в случае “чрезвычайного положения” может созвать палату советников и поручить ей решение всех “неотложных” законодательных вопросов.
Конституция ставит парламент в определенную зависимость от исполнительной и судебной властей. Первая в лице кабинета решает вопрос о созыве и роспуске нижней палаты парламента. Вторая в лице Верховного суда обладает правом судить, соответствует ли тот или иной закон конституции и признавать его недействительным в случае установления несоответствия. Деятельность парламента также стесняется и императорской властью: его созыв производится специальным императорским эдиктом, издаваемым по рекомендации кабинета.
Полномочия и порядок работы кабинета министров – высшего исполнительного органа власти – установлены конституцией и законом о кабинете от 16 января 1947 г.
Кабинет министров Японии действует в составе главы кабинета – премьер-министра и его министров. В непосредственном подчинении у главы кабинета находится канцелярия премьер-министра, а в непосредственном подчинении у министров – 12 министерств: юстиции иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения, сельского и лесного хозяйства, торговли и промышленности, транспорта, почтовой связи, труда, строительства, по делам местной администрации. При канцелярии премьер-министра имеются также 24 специальных управления, за работу которых ответственны премьер-министр и министры без портфеля.
В составе кабинета министров Японии отсутствуют официальные посты министра внутренних дел, а также военного и морского министров. Эти должности были устранены как “гарантия” против полицейского произвола и милитаризма.
Функции военного министра фактически выполняет министр без портфеля, возглавляющий управление обороны, а большинство прежних функций министра внутренних дел возлагается на министра по делам местной администрации, который одновременно возглавляет и государственный комитет по обеспечению общественной безопасности
(центральное полицейское ведомство).
Согласно конституции не менее половины министров должны быть депутатами парламента. Никто из министров не может занимать в момент своего назначения каких-либо административных государственных постов – всем им, как гасит конституция, надлежит быть “гражданскими лицами.”¹
¹ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 696
Практика свидетельствует о том что, обычно не половина, а все министры или подавляющее их большинство – депутаты парламента. Глава кабинета – назначается императором по представлению парламента. По сложившейся в Японии практике пост главы кабинета занимается лидером партии парламентского большинства.
Конституция возлагает на кабинет министров осуществление исполнительной власти. Наряду с общими функциями управления кабинету вменяется в обязанность Добросовестное проведение в жизнь законов; ведение государственных дел, руководство внешней политикой.
Заключение договоров; при этом требуется предварительное или в зависимости от обстоятельств последующее одобрение парламента. Организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом.
Составление бюджета и внесение его на рассмотрение парламента. Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей конституции и законов; при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание, иначе как с разрешения соответствующего закона.
Принятие решения о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.¹
Конституция и закон о кабинете министров провозглашают принцип коллективной ответственности кабинета перед парламентом. Кабинет уходит в отставку в случае выражения парламентом недоверия кабинету, если премьер-министр не распускает палату представителей в течении 10 дней со дня принятия вотума недоверия. Каждая из палат может вести расследование деятельности правительства, которое обязано давать парламенту требуемую информацию и отчеты.
Однако на практике ответственность кабинета перед парламентом фактически отсутствует. Избираемый парламентом премьер-министр является обычно лидером правящей партии, обладающей в парламенте большинством мест. Партийная дисциплина обязывает депутатов правящей партии подчиняться премьер-министру как своему партийному лидеру и голосовать за предложения и решения кабинета министров. Фактически не парламентское большинство руководит кабинетом, а кабинет в лице лидеров правящей партии руководит парламентским большинством.²
¹ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 692
² Япония наших дней - М.: Наука, 1983, с. 51
Конституция уполномачивает премьер-министра назначать и отстранять от должности по своему усмотрению всех остальных министров кабинета. Выступая в парламенте от имени кабинета, премьер-министр вносит на рассмотрение парламента проекты бюджета, законопроекты и другие документы, требующие утверждения верховного законодательного органа страны. Ему принадлежит право докладывать парламенту о государственных делах и внешних сношениях. Основываясь на решениях кабинета он руководит всеми звеньями исполнительно государственной власти и контролирует их работу. Премьер-министр председательствует на заседаниях кабинета, и ему принадлежит по закону последнее слово при решении вопросов, связанных с определением компетенции любого министра. Закон уполномачивает его приостанавливать на время деятельность и распоряжения всех государственных исполнительных учреждений.
Если должность премьер-министра становится вакантной, то кабинет, согласно конституции, должен в полном составе уйти в отставку. В случаях когда премьер-министр временно не может осуществлять своих функций или на время покидает свой пост, его обязанности берет на себя один из министров кабинета, при условии, что он заранее был уполномочен на это премьер-министром. Премьер-министр возлагает на себя обязанности любого из других министров либо поручает их другому министру, если кто-либо оставил свой пост или не может осуществлять своих функций.
Предоставленные премьер-министру права делают его пост самым высоким в государственном аппарате страны. Пребывание на этом помту дает возможность политическому деятелю оказывать самое большое по сравнению с другими общественными должностными лицами влияние на политическую жизнь страны.¹
Высшим судебным учреждением Японии является Верховный суд, обладающий согласно конституции, “всей полнотой судебной власти”. Верховный суд состоит из главного судьи и 14 судей. Главный судья назначается императором по решению кабинета министров, остальные судьи – кабинетом.²
Верховный суд обладает исключительным правом толкования конституции и суждения о соответствии конституции тех или иных законов, постановлений и директив, а также правом пересмотра и отмены решений всех остальных судебных органов прокуратуры.
Согласно конституции “все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести”, будучи связаны только конституцией и законом.
________________________________________________________________
¹ Япония наших дней - М.: Наука, 1983, с. 52
² Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 698
Конституция 1947 г. кардинально изменила систему взаимоотношений между государственным управлением и правом. В стране впервые была введена система государственного управления, формально основанная исключительно на парламентских законах. При этом парламент был провозглашен “высшим органом государственной власти”.¹
Этим в частности японская конституция отличается от конституций большинства развитых капиталистических стран, в которых, как правило, отсутствует прямое признание этого представительного учреждения в качестве верховного органа государственной власти.²
Конституция 1947 г. формально наделяет высший представительный орган исключительными прерогативами в сфере законодательства. При этом в Японии, как и в большинстве развитых капиталистических стран, за исключением тех, в которых, как, например, в США глава исполнительной власти (президент) формально лишен права законодательной инициативы, существует равноправие парламента и правительства в законодательной инициативе. Действующие в стране юридические постановления дают право как депутатам любой из палат парламента – палаты представителей и палаты советников, - так и кабинету министров выступать в роли инициатора законопроектов. Исключение составляет проект бюджета, разработка которого является исключительной прерогативой кабинета.
Отличительной особенностью периода послевоенных реформ было широкое заимствование американских политико-государственных норм и институтов, в частности уже сложившегося тогда с США системы административных комитетов. Последняя предполагает создание при центральной администрации широкой сети консультативных органов, в которые наряду со служащими государственного аппарата включаются также и представители вне правительственных кругов: предпринимательских, академических, профсоюзных и др.
Американская система быстро прижилась на японской почве, и с конца 40-х годов при административном аппарате страны стали во множестве появляться различные консультативные комитеты и советы, важнейшие
из которых стали в последствии ключевыми звеньями процесса принятия политических решений.³
Послевоенная японская конституция провозгласила принцип “деполитизации” государственного чиновничества и определила его статус “как слуг всего общества, а не какой-то его части”. Были ликвидированы
¹ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,
том 3 - М.: 1961, с. 690
² Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988, с. 10
³ Там же, с. 11
цитадели реакционной чиновничьей системы в довоенный период – министерство внутренних дел и военные ведомства.
Сложившаяся после окончания второй мировой войны политическая система Японии, стала представлять собой, таким образом, в значительной степени уникальное сочетание норм континентального права, воспринятых в период преобразований после “реставрации Мэйдзи”, и новейших заимствований из общего англо-американского права. Это наложило отпечаток на все отрасли современного права Японии, в том числе и на его разделы, регулирующие систему государственного управления. В от же время в концепции административного права этой страны неустранимым элементом осталась традиционная идея о верховенствующей, самодовлеющей роли государственной власти. В отличие, например, от американской концепции администрации, формально предполагающей взаимоотношения индивидума и государства, в Японии существует в значительной степени иной взгляд на государственной управление. Он весьма характерно выражен в авторитетном японском энциклопедическом словаре “Кодзиэн”, который трактует административное право как “свод юридических предписаний, определяющий в первую очередь отношения государства как субъекта административной власти с подчиненным ему народом”.¹
Отличительной и очень важной чертой послевоенных реформ была их комплексность ( также как и период Мэйдзи ), поскольку они затрагивали все сферы жизни общества – экономическую, социальную, политическую, культурную.
Говоря о демократии в Японии, не следует забывать, что она никогда не была свойственна ее политической культуре, что характерно, впрочем, и для других азиатских стран, находящихся в ареале распространения конфуцианства. Несмотря на заявку на демократию “де-юре” в Конституции Мэйдзи, по настоящему она была привнесена в страну лишь после сокрушительного поражения во второй мировой войне. При этом не произошло утраты традиций и национальной идентичности, потому что, политическая элита страны проявила максимум прагматизма и реально оценила сложившуюся ситуацию. Демократизация была единственным способом сохранить власть в руках правящей элиты. Она была осуществлена прежними консервативными бюрократами и политиками, так называемого, второго эшелона, поскольку высший немногочисленный слой политической элиты подвергся чистке в годы оккупации.²
¹ Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988, с. 13
² Молодякова Э.В. Неординарная демократия в Японии // Япония: мифы и
реальность - М.: Восточная литература РАН, 1999, с. 165-166
Не стоит также забывать о том, что понятие демократия для западных и азиатских стран не равнозначно. В частности, в Японии сложилась своя специфическая модель, на которую огромное влияние оказали социокультурные особенности народа, этико-правовая специфика, традиции политической культуры. При том что японская демократия имеет все юридические основания и институты, необходимые для ее нормального функционирования, нельзя не заметить ее историческое своеобразие. Япония, как и все другие азиатские страны, заимствовала западные политические структуры, но их содержание под влиянием конкретной политической практики претерпело весьма серьезные изменения.
Системный кризис, разразившийся в стране в связи с поражением в войне, поставил Японию перед необходимостью политических и экономических реформ. Решающая роль в их осуществлении принадлежала оккупационной администрации США, которая, исповедуя западные ценности, учитывала закономерности исторического и духовного развития японцев, их национальную специфику и традиционные ценности. Японское общество в целом достаточно спокойно приняло реформы, и в том числе введение новой конституции, которая стала фундаментом политико-правовых реформ послевоенных лет и моральной юридической основой существования государства.
Необходимым условием для успешного осуществления реформ, ускоренной модернизации и демократизации, была политическая стабильность, которая обеспечивалась оккупационной администрацией США. Демократические принципы, гарантированные конституцией, раскрепощали человека, стимулировали инициативу, проявление способностей, предприимчивости, содействовали активизации экономической и общественной жизни. Особо важное значение для развития экономики имел отказ Японии от войны как средства разрешения международных конфликтов. Не менее важное значение для выработки адекватной экономической политики имело наличие представительных органов власти, опирающихся на широкую социальную базу.
Демократизация экономической деятельности сопровождалась усилением конкурентной борьбы, что положительно повлияло на накопление капитала и рост производительности труда. Можно сказать что усиление конкуренции на основе антимонопольного законодательства наряду с другими факторами привело к повышению темпов роста и японскому чуду и до сих пор является одним из стимулов развития предпринимательства на всех уровнях. Не менее важным для ускоренного экономического развития было сохранение в неизменном виде основы основ рыночного хозяйства – частной собственности, несмотря на все деформации времен военной экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенностью политического развития Японии в 40-50 годах является то, что все главные достижения демократии, в Западной Европе связанные с социал-демократической моделью развития, здесь явились результатом важнейших реформ, проведенных консервативно ориентированной политической элитой при непосредственном участии оккупационных властей США. Для осуществления политики демократизации власти достаточно широко использовали различные социальные слои и политические силы рабочих, крестьян, пацифистов, либералов, социалистов, определенную часть консерваторов, стремившихся к радикальным переменам. Усилиями всех заинтересованных сторон в Японии была создана система представительной или парламентской демократии.
В результате проведения реформ Япония сблизилась со странами Запада. Быстрая замена после войны старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими, оказались единственно правильным путем подъема страны. Модернизация пошла исключительно активно во всех сферах. Послевоенные реформы стали водоразделом в историческом развитии Японии, фундаментом дальнейших успехов, которых добилась страна в условиях демократизации.