Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Тема 1. Введение в рекламоведение
Тема 1. Введение в рекламоведение.
1. Основные понятия рекламоведения: базовая и вспомогательные дефиниции термина «реклама».
2. Функции рекламы, эффективность рекламной коммуникации (примеры).
3. Основы рекламной деятельности: классификация видов рекламы.
4. Рекламный процесс, его принципиальная схема, участники, составляющие.
Тема 2. Специфика рекламы как вида коммуникативной деятельности.
1.Коммуникативная деятельность рыночного субъекта. Маркетинговые коммуникации и место рекламной коммуникации.
2.Субъекты рекламной коммуникации (рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, потребитель рекламной информации).
Тема 3. Рекламный текст как основная коммуникативная единица маркетинговых коммуникаций.
1.Рекламный текст: предназначение, формальные атрибутивные признаки, принципы анализа и оценки эффективности.
2.Рекламный текст как коммуникативный феномен.
Тема 4. Виды рекламы по объекту рекламного информирования и институциональному субъекту.
1.Коммерческая, политическая, социальная и имиджевая реклама. Объект каждого вида рекламы (товар / услуга, политическая идея, социальная ценность; имидж субъекта рекламы). Институциональный субъект каждого вида рекламы (товаро- / услугопроизводитель, политический субъект в условиях выборов, НКО и государство).
2.Отличия коммерческой и имиджевой рекламы (объект, этап жизненного цикла рекламируемого продукта, цель рекламной акции, модальность и структурно-композиционные элементы рекламного текста, выбор канала распространения и статус рекламоносителя, предполагаемая эффективность). Имиджевая и институциональная реклама. Имиджевая реклама и имиджевая проекционная стратегия.
3.Отличия политической и имиджевой рекламы.
4.Проблемы разграничения социальной и имиджевой рекламы.
Тема 5. Саморегулирование в рекламе.
1.Саморегулирование в рекламе: международный (ICC, EASA) и национальный уровень. Мировая практика саморегулирования в рекламе.
2.Основные саморегулируемые организации в России, их цели и задачи (РСР, АКАР, РО IAA, САМИ, КонфОП и др.).
3.Российская академия рекламы.
4.Общественная комиссия по этике и добросовестности в рекламе.
5.Этические рекламные кодексы: «Международный кодекс рекламной практики» (МКРП), «Голубая книга» («Реклама и саморегулирование»); «Российский рекламный кодекс».
6.Субъекты большого бизнеса и их роль в развитии рынка рекламных услуг (Ассоциация рекламодателей, РусБренд).
Тема 6. Прямая реклама.
1.Реклама на телевидении.
2.Реклама в печатных СМИ.
3.Наружная реклама (включая рекламу на транспорте).
4.Радиореклама.
5.Реклама в Интернете.
6.Реклама в кинотеатрах (включая кино- / видеообслуживание).
7.Достоинства и недостатки разных видов рекламы.
8.Виды носителей в наружной рекламе.
Тема 7. История развития рекламы в России и за рубежом.
1.Этапы развития рекламы. Проторекламные и «суррогантные» рекламные формы.
2.Проблемы развития отечественного рынка рекламы.
3.Мировой рынок рекламы; "интернациональная" реклама; перспективные направления рекламной деятельности.
4.Рекламные фестивали.
Тема 8. История рекламоведения как науки.
1.Становление рекламоведения как науки (Англия, Америка, Германия, Франция). Исследования в области рекламы на рубеже XIX-XX веков. Концепции рекламы в ХХ веке.
2.Теория рекламы в России во второй половине XIX-XX веках.
Тема 9. Роль рекламы в обществе.
1.Экономическая, общественная, образовательная роль рекламы.
2.Социальная ответственность бизнеса и социальная активность торговой марки.
Вопросы к зачету
1. Какие выделяют стратегии и типы рекламной кампании?
2. Как строится план рекламной кампании?
3. Какие существуют способы печати рекламных материалов?
4. Как осуществляется выбор средств распространения рекламы?
5. На основании каких признаков классифицируются рекламные средства?
6. Каковы основные элементы средств рекламы и требования, предъявляемые к ним?
7. Как осуществляется выбор рекламных средств?
8. Что представляет собой реклама на телевидении?
9. Что представляет собой реклама на радио?
10. Какие виды рекламы используются в сети Интернет?
11. Какая реклама размещается в прессе?
12. Какие существуют виды печатной рекламы?
13. Как осуществляется процесс подготовки печатной рекламы?
14. Что такое наружная реклама, каковы ее виды?
15. Как выглядит реклама на транспорте? Какие виды рекламы использует?
16. Каково назначение и виды рекламных сувениров?
17. Чем определяется значение исследования эффективности рекламы?
18. Как оценивается психологическая эффективность применения средств рекламы?
19. Какова роль Федерального закона «О рекламе» в организации и управлении рекламной деятельностью.
20. В чем сущность Кодекса рекламной практики?
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
а) Основная литература:
1. Бернет Джон. Маркетинговые коммуникации: Интегрир. подход: Реклама. Паблик рилейшнз. Стимулирование сбыта: Пер. с англ. / Дж. Бернет, С. Мориарти. СПб. и др.: Питер; Питер бук, 2001. 860 с. (Маркетинг для профессионалов).
2. Дэвис Джоэл Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2003. 864 с.
3. Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама / Научн. ред. А.А.Бирюков. М.: Центр политич. Консультирования “Никколо М”, 1999. 240 с.
4. Колокольцева О.В. Социальная реклама в процессе формирования ценностных установок трансформирующегося общества / М-во образования Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т. Саратов: СГТУ, 2003. 123 с.
5. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб.: СПбГУ, 2001. 254 с.
6. Огилви Д. Огилви о рекламе. М: Эксмо, 2003. 232 с.
7. Психология и психоанализ рекламы: личностно-ориентированный подход: Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: ИД «Бахрах-М», 2001. 752 с.
8. Реклама: Внушение и манипуляция: медиа-ориентированный подход: Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: ИД «Бахрах-М», 2001. 752 с.
9. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика / Отв. ред. Ю.К.Пирогова, П.Б.Паршин; Текст: Ю.К.Пирогова, А.Н.Баранова, П.Б.Паршин, А.П.Репьев, С.В.Кодзасов, Е.Г.Борисова. М.: ИД Гребенникова, 2000. 270 с. (Серия “Мир рекламы”).
10. Рожков И.Я. Реклама: планка для «профи». М.: Юрайт, 1997. 208 с.
11. Романов А.А. Современная реклама: проблемы социально-экономического, статистического и правового анализа / А.А. Романов. М.: Финстатинформ, 2003. 510 с.
12. Ромат Е.В. Реклама: История. Теория. Практика. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
13. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы: Культурные корни и лейтмотивы / Госуд. ин-т искусствознания Мин-ва культуры РФ. СПб.: Алетейя; М.: Эпифания, 2001. 288 с.
14. Сендидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: Теория и практика / Пер. с англ. под общ. ред. Ю.Н.Иванова. М.: Сирин, 2001. 620 с.
15. Смит П.Р. Маркетинговые коммуникации: Комплексный подход / Пер. с англ. Киев: Знання-Прес, 2003. 796 с. (Европейский маркетинг).
16. Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе: Курс лекций. Воронеж: Кварта, 2003. 144 с.
17. Ученова В.В. История отечественной рекламы: 1917-1990: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 287 с. (Серия «Медиа-образование»).
18. Ученова В.В. Философия рекламы. М.: Гелла-принт, 2003. 208 с. (Рекламные технологии).
19. Ученова В.В., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В., Петрушко М.В., Шомова С.А. Реклама: Палитра жанров. М.: Гелла-принт, 2004. 248 с. (Рекламные технологии).
20. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа: Учебник для вузов / Международный институт рекламы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 336 с. (Серия “Мир рекламы”).
21. Федотова Л.Н. Реклама в коммуникационном процессе: Учебник. М.: ИД «Камерон», 2005. 463 с.
22. Федько Н.Г., Федько В.П. Маркетинговые коммуникации. Ростов н/Д: феникс, 2002. 384 с. (Серия «Учебники и учебные пособия»).
23. Черячукин Ю. В. Правовое регулирование рекламной деятельности: Учебно-методическое пособие / Ю. В. Черячукин; М-во образования Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. 233 с.
24. Щепилов К. Медиаисследования и медиапланирование. М.: РИП-холдинг, 2004. 222 с. (Серия «Академия рекламы»).
25. Эркенова Ф. Саморегулирование в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2003. 156 с. (Серия «Академия рекламы»).
б) Дополнительная литература:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: Сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. 174 с.
2. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations: Программы-консультанты. СПб.: КФ «Триз-Шанс»; ИД «Бизнес-Пресса», 2002. 380 с.
3. Головлева Е.Л. Основы рекламы. М: Моск. гуманит. ин-т.; Ростов н/Д: Феникс, 2004. 320 с. (Серия «Высшее образование»).
4. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000. 256 с. (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
5. Дэвис Дж. Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика / Пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2003. 864 с.
6. Кромптон А. Мастерская рекламного текста / пер. с англ. Тольятти: ИД «Довгань», 1995. 256 с.
7. Медведева Е.В. Основы рекламоведения. М.: РИП-холдинг, 2003. 262 с. (Серия «Академия рекламы»).
8. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. М.: Едиториал УРСС, 2003. 280 с.
9. Морозова И.Г. Рекламный креатив: В поисках ненавязчивой идеи. М.: Гелла-принт, 2003. 224 с. (Рекламные технологии).
10. Морозова И.Г. Рекламный сталкер: теория и практика структурного анализа рекламного пространства. М.: Гелла-принт, 2002. 272 с. (Рекламные технологии).
11. Полукаров В.Л. и др. Рекламная коммуникация: Учебное пособие. М., 2002. 344 с.
12. Реклама: Культурный контекст: Коллективная монография / Общая редакция Э.А.Гринберг, М.В.Петрушко. М.: РИП-холдинг, 2004. 186 с.
13. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник. СПб.: Питер, 2003. 400 с. (Учебник для вузов).
14. Шарков Ф.И. Интегрированные рекламные коммуникации: Учебник. М.: РИП-холдинг, 2004. 270 с.
15. Шенерт В. Грядущая реклама: 199 примеров, секретов успеха, практических рекомендаций / Пер. с нем. 2-е изд., обновленное и расширен. М.: АО “Интерэксперт”, 2001. 311 с.
16. Щепилова Г.Г., Щепилов К.В., Краснюк В.М. Введение в рекламоведение: Учебник. М.: Элит-2000, 2002. 303 с.
17. Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама / Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 488 с. (Университеты бизнеса).