Источники трудового права

Под источниками трудового права принято понимать законодательные (нормативные) акты органов власти и управления, регулирующие трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Основным отраслевым источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс, принятый Государственной Думой 21 декабря, одобрен Советом Федерации 26 декабря и подписан Президентом Российской Федерации 30 декабря 2001 года. Значение этого кодекса, как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый подход к регулированию трудовых и непосредственно (тесно) связанных с ними отношений, устанавливая, что трудовые нормы, содержащиеся в иных законодательных актах не должны противоречить нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений действующего трудового законодательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:

Трудовым кодексом;

иными федеральными законами;

указами Президента Российской Федерации;

постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Кодекс[39].

В целом же систему источников трудового права можно представить в двух частях: 1)общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ согласно ст.16 ч.4 Конституции России. К ним относятся: конвенции Международной организации труда (МОТ), действующие на территории РФ. Это, например, конвенция №160 (1985) “О статистике труда”, конвенция №122 (1964), “О политике в области занятости”, конвенция №95 (1949) “Об охране заработной платы”, конвенция №52 (1936) “О ежегодных оплачиваемых отпусках” и т. п. 2)законы и подзаконные нормативные акты Российской Федерации. Основной закон РФ - это Конституция РФ 1993 г. Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права, кроме этого в Конституции закреплены общие принципы трудового права. Например: принцип равноправия перед законом и судом (ст.19), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ст.34), право на равный доступ к государственной службе (ст.32) и т. п.

С 1990 г. в связи с происходящими социальными изменениями принимаются различные законы непосредственно связанные с регулированием трудовых отношений. Наиболее известный из них – Закон РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях». Часть текущих законов относится лишь к определенным институтам трудового права (например, Закон РФ «О занятости населения РФ» от 19 апреля 1991 г.).

К подзаконным нормативным актам по труду относятся Указы Президента РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления и разъяснения Министерства труда РФ, правила, инструкции, приказы, положения министерств и ведомств, приказы и распоряжения глав администраций, носящие нормативный характер, а также решения местных органов власти, которые также носят нормативный характер. Кроме того, к источникам трудового права относят партнерские соглашения, которые принимаются на федеральном, республиканском (в составе РФ), отраслевом и региональном уровнях.

Локальные нормативные акты предприятий (уставы и положения, коллективные договоры и т. п.), которые относятся лишь к работникам данного производства, тоже признаются подзаконными актами.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, её филиала, представительства с работодателями. Это основной элемент локального праворегулирования. Стороны самостоятельно определяют конкретное содержание и структуру договора. Он является одним из элементов соглашений в области управления трудом, конкретизирующим статьи центральных и локальных актов и условием трудового договора.

Особое место в регулировании трудовых отношений занимают постановления Пленума Верховного Суда РФ. Они указывают, как должен решаться тот или иной вопрос, который закон не урегулировал или недостаточно урегулировал. Определяют правильное толкование и применение законов, регулирующих трудовые и, связанные с ними, отношения.

II

Наши рекомендации