Информатизация и международное сотрудничество
В нашей стране, в последнее время, наблюдается бурный всплеск строительной деятельности, которая приводит к уничтожению экологии и окружающей среды. Вырубается растительность, загрязняются и засоряются плодородные почвы, в результате бурного возведения коттеджей, гаражных кооперативов, бензозаправочных станций, нефтеперерабатывающих предприятий и нефтехранилищ, а также иной вредной для здоровья и окружающей среды хозяйственной и иной деятельности. Вся эта губительная строительная деятельность осуществляется по желанию чиновников органов местного самоуправления, которые спокойно отдают земли общественного назначения, используемые для удовлетворения культурно -бытовых потребностей населения, нередко преследуя личные корыстные интересы. При этом грубо нарушаются экологические права и законные интересы иных граждан. Их мнение игнорируется, они либо не ставятся в известность о намеченном строительстве, либо им предоставляется недостоверная информация.
Среди задач, и принципов деятельности экологического права Российской Федерации, стоит обязанность информировать население о состоянии окружающей среды. Данная информация осуществляется путём направления запросов и получения сведений от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Вторым видом информации является освещение состояния окружающей среды, средствами массовой информации, но этот вид, на нынешний день, реализуется не совсем эффективно. Причинами этого являются:
1. частая зависимость средств массовой информации от органов государственного управления, или местного самоуправления;
2. экологическое невежество;
3. эколого-правовой нигилизм;
4. пренебрежительное отношение к правам граждан со стороны чиновников (нередко ссылающихся на государственные или общественные интересы, которые якобы стоят выше интересов отдельных граждан).
Выполнение требования экологического права на получение своевременной и достоверной информации гражданами о состоянии окружающей среды, регулируются различными отраслями российского права.
Конституционное право реализует и формулирует обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Одним из главных направлений государственной политики, в сфере информатизации названо создание условий для качественного и эффективного обеспечения граждан на основе государственных информационных ресурсов. Гарантируются равные права на доступ к различным видам информационных ресурсов, причём независимо от интереса в получении такой информации, в случае же отказа в предоставлении, лицо, чьи права нарушены, в судебном порядке может восстановить их. Кроме того, востребовав возмещение понесённого ущерба. Правом Российской Федерации предусматривается общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, а также за состоянием экологии и других сфер общественной жизни.
Земельное право предусматривает обязанность местной администрации информировать местное население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещении объектов, деятельность которых затрагивает их интересы, и выяснять мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы, иные формы непосредственной демократии.
Экологическое право, рассматривая и координируя организационную и специально-функциональную деятельность об экологической экспертизе, предусматривает её обязанность, по предоставлению гражданам и общественным организациям (объединениям), от специально уполномоченных государственных органов отвечающих за проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов. Данные о её результатах, с учётом общественного мнения. Таким образом, проявляется обратная связь, обязующая специально уполномоченных государственных органов информировать население о проведении в отношении конкретного объекта государственной экологической экспертизы.
Градостроительный кодекс Российской Федерации, от 7 мая 1998 года, предусматривает право граждан на получение полной, своевременной и достоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности, её предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций) и иную информацию о градостроительной деятельности, за исключением содержащей государственную тайну. Информирование должно проводится соответствующими органами исполнительной власти через средства массовой информации, путём проведения общественных обсуждений, экспозиций и выставок. Обязательному опубликованию подлежат:
- решение органов государственной власти и местного самоуправления о разработке градостроительной документации любого вида или о внесении в неё изменений, а также основные положения градостроительной документации;
- основные положения генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации, утверждаемые правительством Российской Федерации;
- основные положения консолидированных схем градостроительного планирования;
- генеральный план городского или сельского поселения до его утверждения.
Иные институты экологического права, отрасли российского права и их нормативные акты содержат равные положения о предоставлении информации населению. В случае же не предоставлении такой информации, её сокрытии или утаении, предоставлении неполной, искажённой или недостоверной информации, виновные в этом лица несут уголовную, административную или гражданско-правовую ответственность, кроме того, если такого рода действиями был нанесён вред, то они обязаны компенсировать его потерпевшим лицам.
Экологическим правом предопределено международное сотрудничество в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды, природы и природных объектов, зон и территорий, национальных и культурно-исторических памятников, растительного и животного мира. Данная деятельность Российской Федерации осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, в области охраны окружающей среды.
Международное сотрудничество Российской Федерации осуществляется в пяти направлениях:
1. Внутригосударственное национальное сотрудничество. Оно осуществляется между центральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, национальными образованиями. Примером может служить регулярно заключаемый в городе Москве «национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации» или «Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах» (Москва, 28 сентября 2001 г.).
2. Сотрудничество с государствами - бывшими республиками СССР. Примером может служить «Договор «о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности между Российской Федерацией и Азербайджанской республикой»» (Москва, 3 июля 1997 г.), или «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Украины «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды»» (Москва, 26 июля 1995 г.).
3. Сотрудничество с государствами граничащими с Российской Федерацией не являющимися бывшими республиками СССР. Примером может служить «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством королевства Норвегия «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией Российских атомных подводных лодок выведенных из состава военно-морского флота в Северном регионе и повышения ядерной и радиационной безопасности»» (Москва, 26 мая 1998 г.), или «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской народной республики «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды»» (Пекин, 27 мая 1994 г.).
4. Сотрудничество с государствами не граничащими с Российской Федерацией. Примером может служить «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством республики Болгарии «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды»» (Москва, 28 августа 1998 г.), или «Конвенция между правительством Российской Федерации и правительством Румынии «О сотрудничестве в области карантина и защиты растений»» (Бухарест, 3 мая 1997 г.).