Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / Под ред. Н. Д. Чечулина. СПб., 1907. С. 139


та законов, соблюдение законности, ограничивается тем, чтобы
наблюдать соответствие текущего законодательства воле государя i
и тем принципиальным законам, которые положены в основание i
монархии (Наказ, ст. 28). >

Принцип самодержавия, т. е. неограниченной власти, был пер* вым и основным принципом государственного строительства Ека­терины II, незыблемо лежал в основе реформируемого ею полити- | ческого режима. Но императрица не сводила все политические ре­формы только к этому принципу. Она стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности как непременным элементом просвещенной монархии. Здесь она не была оригинальна. ; i

Ф. В. Тарановский, сравнивая Наказ с его источниками, не без I оснований писал, что «четыре сословные группы (т. е. дворянство, аристократия, купечество и крестьяне. — Авт.) составляют с их | историческими прерогативами те сдержки, помощью которых мо- J нарх удерживается в пределах законности и монархия оберегается ! от превращения в деспотию. Эти сословные группы являются не* 1 сомненно теми посредствующими властями, наличность которых образует природу правления монархического... „Самодержавное, правление" Наказа есть монархия, но не сословная, а бюрократи­ческая, ибо прерогативы сословий в „хранении законов", закон- \ ности выполняют бюрократические учреждения».12

К моменту воцарения Екатерины II в России шел процесс об» ' разования сословий. Были социальные группы, возникшие после, распада служилых корпораций и в результате петровских соц№ альных реформ. Они, оставаясь аморфными и слабо структурирог ванными, не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и системы самоуправления* а также сословного суда, т. е., в сущности, не являлись корпора-; циями публичного права. Создать сословный строй в России, свя­зать его с институтом самодержавия — вот какую задачу постави-] ла перед собой Екатерина II в начале своего царствования. Но ре­ализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.

Особенностью политической и социальной жизни России с давт
них времен была та колоссальная роль, которую играли в стране,
бюрократические учреждения при столь слабой развитости начал
гражданского общества и сословного сознания. Для осуществления,
важных идей Просвещения в 1760-е годы в России, по сути, не
было никаких рычагов, кроме доброй воли монарха, нескольких
просвещенных деятелей и государственного аппарата. Ставка на.
его огромную силу и возможности была сделана в полной мере уже
при Петре Великом, да и в послепетровское время. ■

Екатерина II, подобно Петру Великому, видела в государству единственный рычаг для преобразований, причем, как и Петр \ (но уже на новом витке развития), реформировала и государство, и — с его помощью — общество. Конечно, задача создания «про-

Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / Под ред. Н. Д. Чечулина. СПб., 1907. С. 139 - student2.ru 12 Тарановский Ф. В. Политическая доктрина в Наказе императрицы Екате* '
рины II // Сб.статей по истории права, посвященных М. Ф. Владимирскому-Бу- ;
данову. Киев, 1904. С. 66, 70. ;

свешенной монархии» была государственной мечтой Екатери­ны II, как ранее, у Петра I, было создание «регулярного государ­ства». Нельзя забывать, что изначально та «законная» монархия, которую описывал Монтескье, была тоже лишь мечтой, существо­вала только на бумаге. Большая часть Европы оставалась заповед­ником абсолютизма, который даже при наличии развитого сослов­ного строя подчас весьма напоминал ту тиранию, которую Мон­тескье ставил чуть выше демократии. То, что намеревалась делать Екатерина II, было реализацией просветительских идей, увязан­ных с русскими реалиями, и в первую очередь — самодержавием. Как и регулярное государство Петра I, сословный строй в завер­шенном виде создан так и не был, но одна цель достигалась каж­дый раз — система самодержавия укреплялась, этому старинному политическому институту власти в России придавалось новое оформление и дополнительная сила.

Необходимыми изменениями идеологии верховной власти — самодержавия — в новых политических условиях и созданием со­словного строя не ограничивались реформы Екатерины II. Особен­ность и сила ее деятельности состояли в том, что идеи Просвеще­ния, мысль о непременной законности, закладывались в основание всех государственных и социальных преобразований. (К слову ска­зать, императрицей не забывались и петровские «регулярные» на­чала — они были по-прежнему достаточно актуальны). Современ­ная историография царствования Екатерины II признает, что оно должно рассматриваться как единый процесс реформирования, основанный на определенной политической программе, которая была направлена «на достижение двух основных взаимообуслов­ленных целей: укрепление российской государственности путем дальнейшего совершенствования, централизации и унификации управления, усиления полицейского, „регулярного" начала... и создание „правового государства" с сословной структурой обще­ства и с оговоренными в законе правами и обязанностями верхов­ной власти и подданных в отношении друг друга», исходя из пра­вового статуса каждого сословия.13 Смыслом общей правовой ре­формы времен Екатерины II, как отмечал О. А. Омельченко, «становилось уже не частичное решение разрозненных внутрипо­литических проблем, но единое общегосударственное урегулиро­вание всего правопорядка при отделении „вечных и непременных" правоположений», которые выражают устойчивость этого право­порядка и гарантируют «его незыблемость при допускаемом по­литическом обновлении».14

Наказ был предназначен для созванной со всей страны Комис­сии для сочинения Уложения. Именно Комиссия должна была ре­ализовать идеи Наказа. Сама мысль о Комиссии не была особенно новой. Такие комиссии почти непрерывно существовали в течение

Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / Под ред. Н. Д. Чечулина. СПб., 1907. С. 139 - student2.ru 13 Каменский А. Б. Реформы в России XVIII века в исторической ретроспек­
тиве // Сословия и государственная власть в России. XV—середина XIX вв.: Меж­
дународная конференция «Чтения памяти академика Л. В. Черепнина». Тез. до­
кладов. М., 1994. Ч. 1. С. 149.

Наши рекомендации