Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / Под ред. Н. Д. Чечулина. СПб., 1907. С. 139
та законов, соблюдение законности, ограничивается тем, чтобы
наблюдать соответствие текущего законодательства воле государя i
и тем принципиальным законам, которые положены в основание i
монархии (Наказ, ст. 28). >
Принцип самодержавия, т. е. неограниченной власти, был пер* вым и основным принципом государственного строительства Екатерины II, незыблемо лежал в основе реформируемого ею полити- | ческого режима. Но императрица не сводила все политические реформы только к этому принципу. Она стремилась сочетать идею самодержавия с идеей сословности как непременным элементом просвещенной монархии. Здесь она не была оригинальна. ; i
Ф. В. Тарановский, сравнивая Наказ с его источниками, не без I оснований писал, что «четыре сословные группы (т. е. дворянство, аристократия, купечество и крестьяне. — Авт.) составляют с их | историческими прерогативами те сдержки, помощью которых мо- J нарх удерживается в пределах законности и монархия оберегается ! от превращения в деспотию. Эти сословные группы являются не* 1 сомненно теми посредствующими властями, наличность которых образует природу правления монархического... „Самодержавное, правление" Наказа есть монархия, но не сословная, а бюрократическая, ибо прерогативы сословий в „хранении законов", закон- \ ности выполняют бюрократические учреждения».12
К моменту воцарения Екатерины II в России шел процесс об» ' разования сословий. Были социальные группы, возникшие после, распада служилых корпораций и в результате петровских соц№ альных реформ. Они, оставаясь аморфными и слабо структурирог ванными, не имели законодательно оформленных сословных прав и привилегий, сословной организации и системы самоуправления* а также сословного суда, т. е., в сущности, не являлись корпора-; циями публичного права. Создать сословный строй в России, связать его с институтом самодержавия — вот какую задачу постави-] ла перед собой Екатерина II в начале своего царствования. Но реализовать эти идеи предполагалось с помощью единственного рычага — государства.
Особенностью политической и социальной жизни России с давт
них времен была та колоссальная роль, которую играли в стране,
бюрократические учреждения при столь слабой развитости начал
гражданского общества и сословного сознания. Для осуществления,
важных идей Просвещения в 1760-е годы в России, по сути, не
было никаких рычагов, кроме доброй воли монарха, нескольких
просвещенных деятелей и государственного аппарата. Ставка на.
его огромную силу и возможности была сделана в полной мере уже
при Петре Великом, да и в послепетровское время. ■
Екатерина II, подобно Петру Великому, видела в государству единственный рычаг для преобразований, причем, как и Петр \ (но уже на новом витке развития), реформировала и государство, и — с его помощью — общество. Конечно, задача создания «про-
12 Тарановский Ф. В. Политическая доктрина в Наказе императрицы Екате* '
рины II // Сб.статей по истории права, посвященных М. Ф. Владимирскому-Бу- ;
данову. Киев, 1904. С. 66, 70. ;
свешенной монархии» была государственной мечтой Екатерины II, как ранее, у Петра I, было создание «регулярного государства». Нельзя забывать, что изначально та «законная» монархия, которую описывал Монтескье, была тоже лишь мечтой, существовала только на бумаге. Большая часть Европы оставалась заповедником абсолютизма, который даже при наличии развитого сословного строя подчас весьма напоминал ту тиранию, которую Монтескье ставил чуть выше демократии. То, что намеревалась делать Екатерина II, было реализацией просветительских идей, увязанных с русскими реалиями, и в первую очередь — самодержавием. Как и регулярное государство Петра I, сословный строй в завершенном виде создан так и не был, но одна цель достигалась каждый раз — система самодержавия укреплялась, этому старинному политическому институту власти в России придавалось новое оформление и дополнительная сила.
Необходимыми изменениями идеологии верховной власти — самодержавия — в новых политических условиях и созданием сословного строя не ограничивались реформы Екатерины II. Особенность и сила ее деятельности состояли в том, что идеи Просвещения, мысль о непременной законности, закладывались в основание всех государственных и социальных преобразований. (К слову сказать, императрицей не забывались и петровские «регулярные» начала — они были по-прежнему достаточно актуальны). Современная историография царствования Екатерины II признает, что оно должно рассматриваться как единый процесс реформирования, основанный на определенной политической программе, которая была направлена «на достижение двух основных взаимообусловленных целей: укрепление российской государственности путем дальнейшего совершенствования, централизации и унификации управления, усиления полицейского, „регулярного" начала... и создание „правового государства" с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правами и обязанностями верховной власти и подданных в отношении друг друга», исходя из правового статуса каждого сословия.13 Смыслом общей правовой реформы времен Екатерины II, как отмечал О. А. Омельченко, «становилось уже не частичное решение разрозненных внутриполитических проблем, но единое общегосударственное урегулирование всего правопорядка при отделении „вечных и непременных" правоположений», которые выражают устойчивость этого правопорядка и гарантируют «его незыблемость при допускаемом политическом обновлении».14
Наказ был предназначен для созванной со всей страны Комиссии для сочинения Уложения. Именно Комиссия должна была реализовать идеи Наказа. Сама мысль о Комиссии не была особенно новой. Такие комиссии почти непрерывно существовали в течение
13 Каменский А. Б. Реформы в России XVIII века в исторической ретроспек
тиве // Сословия и государственная власть в России. XV—середина XIX вв.: Меж
дународная конференция «Чтения памяти академика Л. В. Черепнина». Тез. до
кладов. М., 1994. Ч. 1. С. 149.