Финансовое право в 1930 -1941гг
Налоговая реформа.
В 1930-31 году проходит крупная налоговая реформа. Представляла собой упрощение налоговой системы. В чём суть? При НЭПе насчитывалось порядка 86 разных налогов. В этом смысле их сбор, учёт и зачисление в бюджет представляло немалую техническую трудность. Было решено заменить порядка 30, по большей части косвенных, налогов одним – центральным. Поступал в госбюджет СССР. Тонкость – многие из предыдущих налогов поступали в местные бюджеты. Налог с оборота. Под оборотом понимается валовая выручка. Исчислялся потоварно: каждый товар или услуга имеют определенную налоговую ставку.
В 1931 году внесли коррективы с целью исключить двойное обложение. Если однажды обложен, то вторично либо не облагается, либо вводилась значительная скидка. Наибольшему обложению подлежали товары широкого потребления. Идея состояла в том, чтобы перевести товары из фонда потребления в фонд накопления.
По сути говоря, налог с оборота представляет с собой синтетический налог в виде процентной надбавки к цене товара или услуги. В цену этого товара на стадии реализации входит надбавка в виде налога с оборота. Получив выручку, эту надбавку предприятие отчисляло в госбюджет СССР. Налог с оборота давал самые большие поступления.
В 1930 году вводится ещё один налог, который касается госпредприятий.
Отчисление с прибыли. Прибыль – разница между ценой и себестоимостью. Сперва в 30ом году ввели единую ставку - 81% от прибыли. Затем, поняв, что не все предприятия прибыльные, в 31ом году ввели варьирующуюся ставку – от 20% до 81% в зависимости от прибыльности. На самом деле было так: государство забирало всю прибыль за вычетом необходимых отчислений в фонды предприятия (например, в ФУБР – фонд улучшения быта рабочих; для премий; соц-бытовые улучшений).
Пара – налог с оборота и налог с прибыли – взимались с госпредприятий. С корпоративных предприятий была другая пара налогов – налог с оборота и подоходный. Подоходный в 30-е годы существенно изменился: самыми большими плательщиками были кооператоры и кустари. Достигалось это за счёт уменьшения личных доходов трудящихся.
Изменения в сельхозналоге.
Изменения происходили из задач по отношению к сельскому хозяйству. Взыскивался исходя из посевных площадей (независимо от того, засеял ты или нет). Это бы стимул, чтобы все площади использовались по назначению, что, в свою очередь, использовалось для того, чтобы с/х предприятие выполняло обязательную государственную поставку.
Кредитная реформа.
Выдавались кредиты только госбанком СССР. Никакой частник не мог кредитовать.
Второй момент – кредиты стали целевыми. Предприятия, берущие кредит, обязаны доказать его необходимость. Это вводилось для того, чтобы не было явления «кредита под план» - когда план довыполнялся за счёт стороннего кредита. Мотивировать кредит можно только развитием производства. Госбанк мог и отказать.
Была обеспечена возвратность кредитов. Для этого каждое предприятие имело собственный счёт, а точнее два – кроме основного, счёт заёмных средств. Если деньги были на счету (основном), деньги в конце года списывались автоматически, безакцептно – предприятие не могло возразить.
Итог: упразднение частного кредита, целевое назначение, возвратность.
Речь шла до сих пор о краткосрочном кредитовании (реформа для кредита производства). Теперь и второй аспект – вводился долгосрочный кредит. Тоже целевой и весьма специфический - кредит на капитальное строительство. Кредиты уже давались не частникам, не жактам. Тоже давались банковскими учреждениями, для чего создавалась целая сеть специализированных банков (это не отделения госбанка). Чтобы спонсировать строительство жилья был сформирован центральный коммунальный банк, чтобы спонсировать сельское хозяйство (капстроительство там), был создан сельхоз банк, и т.п. Капитальное строительство финансировалось специализированными банками.