Виды и особенности правовых норм
Сущность и основания классификации правовой нормы
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности.
Нормы права осуществляют различные по характеру, содержанию, задачам и целям регулятивные функции. Многогранность общественных отношений обусловливает многообразие правовых норм, наличие различных видов правовых норм. Выделение тех или иных видов норм права зависит от основания (критерия) их группировки, классификации.
Нормы делятся на разные виды и в зависимости от форм выражения их воздействия, от направленности их регулирующей силы.
Так, уже римский юрист Модестин отмечал: "Действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, наказывать". Цицерон, соответственно, говорил о таких формах действия права, как веление и запрет, а юрист Квинтилиан — о воздаянии, ограничении, наказании, запрещении и дозволении.
Согласно нормативистскому учению Г. Кельзена, норма права как долженствование приказывает (предписывает), позволяет (дозволяет) или уполномочивает (управомочивает).
При рассмотрении видов юридических норм следует иметь в виду, что затрагивается одно явление- правовая норма, но с различных позиций,то есть по различным основаниям, которые позволяют делить нормы на виды. Следовательно, одна и та же правовая норма (пример, ст. 103 УК РФ) одновременно является охранительной- по функциям права, уголовной- по отраслям права, запрещающей -по характеру правила поведения, заключенного в этой норме, и т.д.
Виды и особенности правовых норм
Итак, юридические нормы подразделяются на определенные виды по различным основаниям. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивныеи охранительные.В известной степени это деление, как и выделение других видов, условно, поскольку каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.
1. По функциональной роли:
~ исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся:
декларативные нормы - провозглашающие принципы,
дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.;
~ общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;
~ специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.
Исходные(отправные, первичные, учредительные) нормызанимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.
В составе исходных (нетипичных) норм можно выделить: нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции.
Нормы-началаэто предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.
Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.
Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования. Примером таких норм служат предписания ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" 1991 г., поясняющие цель введения платы за землю, ст. 2 Закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определяющие цели и устанавливающие задачи Конституционного Суда, и др.
Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия. Так, принятый в 1992 г. Закон РФ "О защите прав потребителей" закрепляет определения понятий, применяемых в этом законе, в частности, "потребитель", "изготовитель", "исполнитель", "продавец", "стандарт" и др.
Общие и специальные нормы.Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.
Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.
В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права. Примерами специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы, мира и безопасности человечества в уголовном праве.
2. По характеруправил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах
Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность, право, или запрет.По этому основанию выделяются:
обязывающиенормы | управомочивающие нормы | запрещающиенормы |
устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, платить за проезд в метро, исполнять гражданско-правовые обязательства и т.д.) | предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (получать стипендию, подавать иск в суд, и т.п. | устанавливают запрет совершать недозволенные действия (злоупотреблять властью, нарушать права граждан, грабить, убивать и т.п.) |
Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.
Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголовного и административного законодательства.
3. По предмету правового регулированияили по отраслям права
Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют не по одиночке, не каждая сама по себе, а в составе правовых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституционного, административ-ного, трудового, гражданского,уголовного и других отраслей права.
4. По степени определенности изложенияэлементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов
☼ Абсолютно определенныенормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнениепредписания данного вида нормы не допускается.
Например, уголовно-процессуальный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень условий, при которых приговор суда должен быть безусловно отменен: при незаконном составе суда, при нарушении тайны совещания судей, при неподписании приговора одним из судей и т.п.
☼ Относительно определенныенормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств.Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные.
Например, относительно определенный характер имеют большинство санкций уголовного права, устанавливающие низший и высший предел наказания (лишение свободы от 6 до 15 лет).
■ Ситуационные допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.
■ Альтернативные нормыпредусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторожное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправительными работами на срок до 2-х лет.
5. По функциям права
Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.
Регулятивные | Охранительные |
устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия (например, норма, закрепляющая порядок заключения брака). | определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Например, норма уголовного кодекса об ответственности за клевету. |
Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило,императивными,т.е. не допускающими никаких отступлений.
Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категориидиспозитивных,т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.
Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. Вместе с тем, в одних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.
Поэтому лучше, если регулятивные нормы называют правоустановительными, поскольку в них содержатся предписания, предоставляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности. Тем самым их поведение регулируется как бы напрямую. Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав. Здесь регулирование поведения людей осуществляется как бы косвенно.
6. По специализации норм права
Между юридическими нормами существует своего рода разделение труда. Они специализируются на выполнении какой-то одной, "своей" юридической функции. Специализированные нормы имеют следующие разновидности:
Закрепительные | Дефинитивные | Нормы-принципы |
нормы в общем виде выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений. Например, нормы Общей части УК, устанавливающие | нормы содержат научно сформулированные определения юридических понятий (понятия преступления, сделки, права собственности). | устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических норм (принципы уголовного права, задачи гражданского права). |
В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм,специализированныенормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.
Дефинитивными нормами называются нормы, которые содержат легальное (позитивно-правовое) определение тех или иных юридических понятий или явлений. Например, ст. 14 УК РФ содержит легальное определение понятия преступления.
Оперативные- направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.
К коллизионным нормам относятся такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
7. По времени действия:
· Постоянные – нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.
· Временные – нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.
· Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства (например, ст. 88 Конституции РФ).
8. По юридической силенормативно-правовых актов
В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразделяются на нормы законов(основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов(указов президента, постановлений правительства и т.д.)
9.По характеру правовой нормы:
Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношенийна нормы материального и нормы процессуального права.
} Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.
Материальные нормы права:
~ регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения;
~ определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.
~ регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.
~ опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.
~ определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.
~ устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.
} Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.
Процессуальные нормы правав отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.
10. По степени определенностиили способу изложения различают:
➦ прямого изложения – в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому обществен-ному отношению;
➦ бланкетные (представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил). Примером может служить норма права, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение должностным лицом правил по технике безопасности и т.п.;
➦ отсылочные (отсылают к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту).
11.По субъектамправотворчествавыделяются:
1) нормы,исходящие от государства(то есть изданные государственными органами - к ним относится подавляющее большинство правовых норм);
2)нормыпрямого народного правотворчества(решение сельского схода, референдума).
12. По кругу лици территории действия
А) По кругулиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются на общие, специальныеиисключительные.
Общиенормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.
Специальныенормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов – несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д. К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).
Б) В зависимости от сферы или территории действиянормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов),так и на определенную его часть (нормы актов субъектов федерации, местных органов власти).
13. По методам правового регулированияили по способу установления правил поведения
· Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права;
Императивныенормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов права. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязывания, или дозволения. Например, норма, содержащаяся в ст. 196 Гражданского кодекса РФ устанавливает общий срок исковой данности.
· Диспозитивные нормы предполагают свободу выбора поведения, характерны для гражданско-правовых отношений;
Диспозитивныенормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения, например, норма ст. 331 «Исполнение обязательства по частям» Гражданского кодекса РФ.
Ø Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.
Ø Факультативные нормы-позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).
14. По месту действия:
» нормы международного права;
» общенационального (внутригосударственного) права;
» региональные или территориальные
» местные или локальные
15. По сфере общественных отношений
» публичного права;
» частного права.
16. По способу реагированиясо стороны государства:
В особую группу можно выделить нормы поощрительныеикарательные.
Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощритель-ными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.
Карательные –нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.
17. По месту и роли в правовой системе:
Учредительныенормывыполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:
• закрепляют основы общественно-политического строя;
• закрепляют права исвободы граждан;
• закрепляют основы политической системы;
• закрепляют основы правовой системы.
Примером указанных норм являются конституционные нормы ("Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" - ст. 1 Конституции РФ).
Регулятивныенормывыполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:
= управомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;
= обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;
= запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.
Охранительныенормывыполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм. Примером данных норм являются нормы Уголовного кодекса РФ, устанавливающие наказание за совершение преступления.
Обеспечительныенормыиграют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).
Декларативныенормыиграют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера (ст. 7 Конституции РФ: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека").
Дефинитивныенормывыполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).
Коллизионныенормыявляются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.
Оперативныенормывыполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.
18. По иным основаниям
В современной юридической науке некоторые ученые выделяют еще один вид правовых норм — «каучуковые» нормы, т. е. нормы неопределенного, эластичного содержания, включающие в себя формулировки, в которые может быть вложен различный смысл («добрая совесть», «добрые нравы», «разумный срок» и т. п.). Недавно такие нормы появились в российском гражданском праве (ст. 10, 184, 314 ГК РФ). Содержание «каучуковых» норм определяется судом в каждом конкретном случае в зависимости от обстоятельств дела, поведения сторон и исходя из обычаев гражданского и торгового оборота. Это вносит некоторую неопределенность в отношениях между субъектами и расширяет правомочия суда. Однако, как показывает практика и история развития и существования гражданского права, обойтись без таких норм невозможно.