Зарождение телевизионной журналистики во второй половине ХХ века
в 1954 г. впервые на телевидения работают журналисты. Они принесли в телевидение опыт прессы и радиовещания. Превращения телевидения в СМИ опирается на принципы и традиции журналистики.
До 1954 г. не существовало продуманного плана публицистических передач, они включались в программы от случая к случаю: открытие памятника Горькому; выступление учащихся школы фехтования и т.п. В те годы объем общественно-политического вещания составлял менее 10 процентов всех программ. В ноябре 1954 г. по столичному телевидению был передан очерк известного журналиста Е. Рябчикова. Он рассказывал о только что начавшемся строительстве каскада электростанций на Ангаре. Передача представляла собой монтаж кинокадров, макетов, схем, показ которых был объединен выступлением ведущего перед камерой и его же закадровым комментарием. Так впервые в телевизионный кадр вошел автор; журналист стал видимым человеком, обрел качество, принципиально отличающее тележурналиста от его коллег в прессе и на радио.
В июле 1955 г. состоялся еще один телерепортаж, о котором нельзя не упомянуть. Длился он всего полчаса. Репортаж с Центрального аэродрома Москвы о встрече президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина. Тогда впервые была продемонстрирована возможность показа по телевидению события, развитие которого заранее не предопределено. Ни репортеру, ни режиссеру, ни операторам не был известен порядок церемонии.
1 мая 1956 г. был впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади. В дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве с 28 июля по 11 августа 1957 г. вещание велось по двум каналам из десятков точек. За две недели в эфир прошло несколько сотен передач. Это была импровизация и волнующее зрелище. Телерепортеры стали полноправными участниками фестивальных событий. Телевидение доказало свою способность участвовать в решении серьезных творческих задач. Оперативно и полно сообщать о крупном, длительном событии большой важности.
В конце 50-х годов телевидение использует репортаж, как метод отражения действительности, с использованием языка телеэкрана, языка движущихся изображений, сочетаемых со звуком.
Рост аудитории телевидения вызвал с середины 50-х годов потребность разделение программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи; с расширением зоны приема ЦСТ – программы для работников сельского хозяйства. Увеличение объема вещания позволило начать ведение учебных программ (первой из них был учебный кинокурс «Автомобиль» в январе – мае 1955 г.), программы для воинов, для женщин, для родителей и т. д.
В 1954–1958 гг. в программах ЦСТ прочно заняли место телевизионные журналы «Юный пионер», «Искусство», «Знание» и др. Это были общественно-политические, научно-популярные, детские и молодежные передачи, построенные на местном материале. Со временем определилось соотношение местной и центральной телеинформации: студии сообщали новости регионального значения, комментировали общесоюзные новости и давали в программы Москвы информацию о событиях в жизни своего района, представляющих интерес для всей страны.
21. 2 «Голубой огонёк» на советском тв и в сегодняшней россии
«Голубой огонёк» ведёт свою историю с апреля 1962 года, когда советское телевидение начало показ программы «Телевизионное кафе». Передачу переименовали в «На огонёк», затем в «На голубой огонёк» (имелся в виду голубоватый свет от экранов наиболее распространённых тогда чёрно-белых телевизоров) и, наконец, в «Голубой огонёк».
Первоначально «Голубые огоньки» выходили еженедельно, затем по праздникам: 8 марта, 1 мая, на Новый год. Выступали на них ведущие деятели культуры и искусства (были и завсегдатаи: например дуэт Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична). Посетителями «Голубого огонька» были передовики производства (герои труда, советские ткачихи, колхозники, рабочие), космонавты, видные военные, деятели науки и искусства, также гости из социалистических стран. Отличительными атрибутами новогодних Голубых огоньков была достаточно непринуждённая (для тех времён) атмосфера (которую подчёркивал серпантин летающий по студии), «Советское шампанское» и угощения на столиках у гостей. Сюжет построения телепередачи был прост: за столиками „кафе“ сидели все участники — и выступающие, и актеры, и приглашённые гости. Артисты и гости попеременно поздравляли телезрителей с событием, по поводу которого собрались, затем артисты поднимались на сцену для выступления. Советские (да, возможно, и нынешние, что подчеркнул выход в середине 2000-х «Неголубых огоньков») новогодние «Голубые огоньки», несмотря на видимость непринуждённости, представляляли из себя достаточно официозные мероприятия, и являлись единственными новогодними передачами на советском ЦТ.
В конце 80-х, в годы Перестройки, новогодние концерты перестали называться «Голубыми огоньками».
В конце 1990-х годов телеканал «Россия» возродил традицию выпуска «Голубых огоньков»: первый выпуск воссозданной передачи в 1997 г. был посвящён 35-летию первого «Голубого огонька» (готовился совместно с телекомпанией ВИД).
22.1. «Взгляд» история создания концепция ведущие
Взгляд — популярная телепрограмма Центрального телевидения (ЦТ) и Первого канала (ОРТ). Главная передача телекомпании ВИD. Официально выходит в эфир со 2 октября 1987 года. Ведущие первых выпусков программы: Олег Вакуловский, Дмитрий Захаров, Владислав Листьев и Александр Любимов. Наиболее популярная передача в 1987—2001 гг.
В октябре 1987 года в Молодёжной редакции ЦТ (Анатолий Лысенко, Эдуард Сагалаев, Анатолий Малкин, Кира Прошутинская) появилась вечерняя информационно-музыкальная передача для молодежи «Взгляд». Тогда, в конце 80-х, идею такой передачи поддержал Александр Яковлев, секретарь ЦК КПСС по идеологии.
Формат передачи включал в себя прямой эфир из студии и музыкальные клипы. В условиях отсутствия на территории страны каких-либо музыкальных передач, транслировавших современную зарубежную музыку, это была единственная возможность увидеть клипы многих исполнителей, популярных в тот момент на Западе.
Вначале ведущих передачи было трое: Владислав Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров. Затем Александр Политковский. Чуть позже к ним присоединились Сергей Ломакин и Владимир Мукусев. В качестве ведущих приглашались известные в ту пору журналисты Артем Боровик и Евгений Додолев:
Из газетного мира пришли во «Взгляд» Артём Боровик, проводивший очень нужную тему конверсии и проблем армии, и Евгений Додолев − автор ряда сенсационных сюжетов.
В 1990 году производство программы «Взгляд» стало осуществляться телекомпанией ВИD, а программа стала представлять собой аналитическое ток-шоу.
Следующий скандал разразился 26 декабря 1990 года, когда руководство Гостелерадио СССР запретило выход в эфир новогоднего выпуска «Взгляда». Председатель Гостелерадио СССР Леонид Кравченко мотивировал запрет нежелательностью обсуждения отставки министра иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. 10 января 1991 года первый заместитель Председателя Гостелерадио СССР подписал приказ о приостановлении производства и выхода в эфир программы, означавший, по сути, запрет на выход в эфир[2].
26 февраля 1991 года перед гостиницей «Москва» прошла манифестация в защиту гласности с участием «взглядовцев». В апреле 1991 года вышел первый «Взгляд из подполья», который готовили Александр Любимов и Александр Политковский.
23 августа 1991 года вышел специальный выпуск «Взгляда», посвящённый событиям 19-23 августа 1991 года.
С 5 октября 1991 года, по инициативе режиссёра программы Ивана Демидова, во «Взгляде» появился «модератор» — Игорь Кириллов. С 1991 года программа стала называться «Красный квадрат». Осенью 1993 года «Красный квадрат» был закрыт.
С 27 мая 1994 года вышел в эфир Взгляд с Александром Любимовым, ставший информационно-аналитической программой. С октября 1996 года до 1999 года соведущим «Взгляда» был Сергей Бодров.
До 1998 года программа выходила поздно вечером по пятницам, с 1998 года поздно вечером по понедельникам.
В 1999 году декорации студии отделали под первоначальные[источник не указан 161 день].
В апреле 2001 года, после назначения Александра Любимова заместителем Гендиректора ОРТ, программу пришлось закрыть. Это закрытие было неожиданным, поскольку ещё в начале 2001 года проводился кастинг на соведущего программы.
Значение
Программа «Взгляд» стала одним из символов перестройки. Она перевернула представление советских зрителей конца 1980-х о телевизионной журналистике и подаче новостных материалов. Раскованные молодые ведущие в почти домашней одежде, прямой эфир, острые материалы, современные видеоклипы в качестве «музыкальных пауз» — всё это разительно отличалось от строго отрежиссированных и прошедших цензуру новостных программ Центрального Телевидения, таких как, например, программа «Время». Выпуски были в основном посвящены злободневным, социальным темам сегодняшнего дня. В эфир в качестве гостей приглашались политические деятели и популярные в СССР и России люди. Программа пользовалась большой популярностью аудитории, выпуски широко обсуждались общественностью и в СМИ. Даже 10 лет спустя «Огонёк» позиционировал ведущих как «народных героев».
22.2.Программа «Время» - история и сегодняшний день.
«Время» —с 1 января 1968 года. Заменила «Телевизионные новости» и еженедельное обозрение «Эстафета новостей». Основатель программы — выдающийся советский радиожурналист Юрий Летунов. С 1995 — производство ОАО «Первый канал» (1995—2002 — ЗАО, затем ОАО «Общественное Российское Телевидение»). До 13 мая 1991 года выходила по Первой и Второй программам Центрального Телевидения СССР, а также по программам республиканских Гостелерадио. С 1986 года на Второй программе ЦТ шла с сурдопереводом. Выходит ежедневно в 21.00 по местному времени. До 31 декабря 1989 года выходила в эфир также в 12.30.Программа «Время» освещала события, происходившие как на территории СССР, так и в других странах, новости культуры, спорта, погоду. До 1991 года имела корреспондентские бюро в более чем 40 странах мира. С 1967 по 1980 гг. выходила в эфир из телецентра на ул. Шаболовка в Москве, затем из АСК-1 Всесоюзного ТТЦ «Останкино», с 1990 — из АСБ-21 в АСК-3 ТТЦ «Останкино». До конца 1989 г. для оформления студии использовалась технология «хромакей» (т. н. «синяя студия»), с 1990 по март 2008 — использовались различные декорации, с марта 2008 года выходит из Концертной студии ТТЦ «Останкино», переоборудованной в новостной комплекс «Первого канала».
В годы застоя программа «Время» была основной информационной программой СССР. В октябре 1989 — марте 1990 года программа «Время» не выходила в эфир по воскресеньям, а вместо неё выходила итоговая еженедельная информационная программа «7 дней». После закрытия «7 дней» в марте 1990 года «Время» возобновила выход в эфир по воскресеньям. 27 августа 1991 года вышел последний выпуск программы «Время» и шёл с 21.00 до 21.55 [1], и была закрыта по политическим мотивам (обвинения в реакционности и пропаганде). В конце августа был сменен состав ведущих программы, однако костяк коллектива программы остался прежним. Выход в эфир по будням и субботам был возобновлен 16 декабря 1994 года, по 1-му каналу Останкино.
Первым ведущим программы «Время» была Татьяна Комарова, первым ведущим новостей спорта Илья Кукин, первым ведущим прогноза погоды Людмила Шеламова. С 1 апреля 1995 года стала вещать по Общественному Российскому Телевидению, а с 11 марта 1996 года стала производиться Общественным Российским Телевидением. С 26 мая 1996 года возобновила выход в эфир и по воскресеньям, но не в 21.00, а в 20.00, в 16 июня 1996 года «Время» выходила в 23.00. С октября 1996 года по субботам стала выходить в эфир программа «Время с Сергеем Доренко». Со 2 февраля 1997 года программа «Время» и в воскресенье стала выходить в 21.00. В 1999 году вместо программы «Время с Сергеем Доренко» стала выходит в эфир «Авторская программа с Сергеем Доренко». С января 2000 программа Доренко стала выходить по субботам, а вместо неё по воскресеньям стал выходить дополнительный выпуск —"Время. Воскресный выпуск", прекративший существование в октябре 2000 года в связи с созданием программы «Времена». В том же году была закрыта и программа Доренко и вместо неё по субботам вновь стала выходить программа «Время». Воскресный выпуск был восстановлен в 2003 году, и по сей день именуется как «Воскресное время».