Понятие международно-правового регулирования труда
Тема № 24. Международно-правовое регулирование труда.
Понятие международно-правового регулирования труда.
Международно-правовое регулирование труда -это воздействие норм международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) о наёмном труде, улучшении его условий, охране труда, защите индивидуальных прав и коллективных интересов работников на внутригосударственные правовые нормы и акты, а также трудо-правовые отношения.
Формально-юридическим выражением международно-правового регулирования трудаявляются нормы (стандарты) труда,закреплённые в актах, принятых международными организациями, и в двусторонних договорах и соглашениях отдельных государств.
Международные нормы, касающиеся трудовых отношений, направлены на усовершенствование самой системы внутринационального трудового права. При этом обязанность государства-члена МОТ внести изменения в свою систему права в соответствии с конвенциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы содержат лучшие условия труда, нежели нормы внутреннего закона.
Поэтому законы и иные акты о труде, принимаемые в России, должны отвечать самым высоким требованиям, соответствовать общемировым стандартам прав человека и международным нормам трудового права. Российской Федерации нужно взять из международного трудового права самые прогрессивные нормы, отвечающие интересам человека и позволяющие обеспечивать эффективную реализацию всех трудовых прав, закреплённых в Конституции РФ.
Членство нашей страны в Совете Европы предоставляет российским гражданам новые дополнительные гарантиидля защиты своих трудовых прав и налагает тем самым на государственные органы дополнительные обязанности по их соблюдению. Тем более что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. А если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Приведённое выше конституционное положение позволяет сделать вывод о том, что часть международных актов о труде, которые воплощают общепризнанные нормы и принципы международного права, ратифицированные Российской Федерацией, приобретают значение внутреннего российского законаи должны применяться судами и другими государственными органами непосредственно, наравне с внутренним законодательством.
Основными направлениями воздействия международных трудовых норм на российское трудовое правоявляются:
- прямое применение международных актов в случае их ратификации Российской Федерацией;
- включение международных норм в текст российских законов;
- трансформация положений ратифицированных и нератифицированных международных актов в соответствующие акты внутреннего законодательства.
Все это делает необходимым изучение международно-правового регулирования труда и особенно международных норм о труде.
Источниками международно-правового регулирования труда являются:
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- конвенции МОТ;
- Европейская конвенция о защите прав и основных свобод;
- рекомендации МОТ.
Ведущую роль по количеству и содержанию принятых международных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере труда, играет Международная организация труда.
МОТ, в которую входят 175 государств-членов, была основана правительствами ряда стран по решению Парижской мирной конференции 11 апреля 1919 г.
В 1946 г. по соглашению с ООН она стала её специализированным учреждением, провозгласившим в качестве своей цели содействие улучшению условий труда наемных работников во всех странах.
На МОТ возложены следующие основные задачи:
- разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем;
- разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций для осуществления политики в области труда;
- помощь странам-участницам в решении проблем занятости и сокращения безработицы;
- защита прав человека (права на труд, на объединения), защита от принудительного труда, дискриминации и т. п.;
- борьба за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения;
- развитие трипартизма.
Руководящие органы МОТ- Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МВТ).
Принципом работы МОТ является трипартизм- сотрудничество на равных представителей трёх сторон: правительств государств, трудящихся и работодателей.
Высший орган МОТ - Генеральная конференция,включающая делегатов всех государств - членов МОТ, созывается не реже одного раза в год. На ежегодных сессиях МОТ должны присутствовать по четыре делегата от каждого государства-члена (два от правительства и по одному от организаций предпринимателей и работников). Они должны назначаться по соглашению с наиболее представительными профессиональными организациями предпринимателей и трудящихся. Делегаты выступают и голосуют индивидуально.
К её компетенцииотносится определение задач и направлений деятельности организации, внесение изменений в её устав, приём в члены МОТ отдельных государств, принятие международных конвенций и рекомендаций, наблюдение за применением государствами ратифицированных ими конвенций, а также рекомендаций МОТ. На ежегодных конференциях МОТ заслушивает доклады отдельных правительств о применении этих актов в своих странах.
Исполнительная власть МОТ обеспечивается Административным советом,состоящим также из представителей трёх сторон. Совет выбирает генерального директора, который разрабатывает проект бюджета и осуществляет общее управление МВТ - постоянным органом МОТ, выполняющим функции её секретариата.
Согласно Уставу МОТ одно из главных направлений деятельности этой организации - нормотворчество, т. е. создание международных трудовых стандартов. За время существования с 1919 по 2005 г. МОТ были приняты 185 конвенций и 194 рекомендации.
Они касаются различных аспектов труда: некоторых основных прав человека (на свободу объединения, на коллективные переговоры и договоры, труд, отдых, упразднение принудительного труда, ликвидацию дискриминации в области найма и др.), трудовых отношений, политики в области занятости, условий труда, социального обеспечения, безопасности и гигиены труда, охраны труда женщин, несовершеннолетних и условий труда отдельных категорий трудящихся (например, мигрантов).
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). Каждая конвенция (рекомендация) должна быть одобрена большинством в две трети присутствующих на конференции делегатов.
Конвенция МОТ- это юридический документ, имеющий силу международного договора и обязательный для исполнения государствами-членами. Конвенция вступает в силу при условии её ратификации не менее чем двумя государствами-членами МОТ. Для государства-члена конвенция приобретает юридическую силу с момента её ратификации высшим органом государственной власти.
Рекомендация МОТ- правовой документ, который не является международным договором и не требует ратификации. Она представляет собой обращенное к государствам пожелание, своего рода советввести соответствующие нормы в национальное законодательство. Рекомендации принимаются в тех случаях, когда вопрос не считается достаточно разработанным для принятия конвенционных обязательств или когда требуется детализировать, дополнить положения принимаемой конвенции, а также когда вырабатываемые нормы подвержены частым изменениям.
Совокупность конвенций и рекомендаций МОТ в зарубежной литературе и официальных изданиях МВТ принято называть Международным трудовым кодексом.Он является тематически систематизированным сводом социально-трудовых норм по вопросам, входящим в компетенцию МОТ и служащим для международного регулирования труда. Тексты, содержащие эти нормы, предназначены для использования в национальном законодательстве, в том числе и в Российской Федерации.
Устав МОТ содержит положения о механизме контроляза реализацией принимаемых МОТ правовых документов. Он включает деятельность Комитета экспертовпо применению конвенций и рекомендаций, состоящего из авторитетных юристов различных стран, назначаемых МВТ «в личном качестве», и Комитета Международной конференции труда по применению конвенций и рекомендаций, состоящего из представителей правительств, профсоюзов и организаций предпринимателей.