В ред. Постановлений Правительства РФ
от 04.08.1999 № 899, от 07.06.2002 № 392)
I. Правовое положение и профессиональная деятельность аккредитованных в Российской Федерации иностранных корреспондентов, в том числе из стран СНГ, регулируются международными договорами Российской Федерации Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» и другими актами законодательства Российской Федерации, а также настоящими Правилами.
2) Открытие корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации осуществляется с разрешения Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее именуется — МИД Росси), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3) Аккредитация иностранных корреспондентов в Российской Федерации производится МИДом России в соответствии со статьями 48 и 55 Закона Российской Федерации
«О средствах массовой информации», если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Обращение с просьбой об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации
направляется его руководством в МИД России непосредственно либо через дипломатическое представительство
Российской Федерации в соответствующей стране. Обращение включает в себя письмо на официальном бланке средства массовой информации за подписью руководства
данного средства массовой информации или дипломатическую ноту посольства соответствующей страны в Российской Федерации, сведения о средстве массовой информации, биографию, справку о журналистской деятельности корреспондента, две фотографии.
Кроме того, для российских граждан при обращении в МИД России по этим вопросам требуется представление справки о постановке на учет в территориальных органах Госналогслужбы России.
5. Решение об открытии корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации принимается МИДом России в сроки, не превышающие двух месяцев
со дня получения обращения, после чего выдается свидетельство об открытии корреспондентского пункта.
6. В качестве корреспондентов иностранных средств массовой информации в Российской Федерации могут быть
аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, представители периодических печатных изданий, радио-,
теле-, видео- и кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации.
7. Обращение с просьбой об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации направляется руководством иностранного средства массовой информации в МИД России в порядке, предусмотренном в пункте 4 настоящих Правил.
8. Решение об аккредитации корреспондента иностранного средства массовой информации при МИДе России
принимается в сроки, предусмотренные в пункте 5 настоящих Правил.
9.. Аккредитованным корреспондентам выдается удостоверение иностранного корреспондента сроком действия до двухлет.
10.Членам семьи корреспондента выдается карточка на семьи корреспондента иностранного средства массовой информации на тот же срок.
11. В качестве специальных корреспондентов могут быть временно аккредитованы журналисты независимо от их гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию по заданию своих редакций для освещения отдельных мероприятий при визовой поддержке МИДа России. Журналисты, приехавшие в Российскую Федерацию при визовой поддержке любыхдругих российских организаций, аккредитуются при МИДе России по запросу руководства этих организаций.
12. К категории специальных корреспондентов, временно аккредитованных при МИДе России, могут быть также отнесены журналисты, прибывшие в Россию для подмены в случае отпуска, болезни, командировок в другие страны иностранного корреспондента.
13) Специальным корреспондентам выдается карточка специального корреспондента на период до трех месяцев с возможным продлением до шести месяцев.
14) В качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов иностранных средств массовой информации могутбыть зарегистрированы лица независимо от их гражданства, работающие в корреспондентских пунктах в качестве продюсеров, редакторов, секретарей — переводчиком, специалистов по обслуживанию теле- и киноаппаратуры, средств связи. Лица, выполняющие в корреспондентских пунктах иные виды деятельности, относятся к обслуживающему персоналу и не подлежат регистрации в качестве технических сотрудников корреспондентского пункта.
15). Обращение с просьбой о регистрации технического сотрудника направляется в МИД России руководством иностранногосредства массовой информации или аккредитованным при МИДе России корреспондентом иностранного агентства массовой информации по форме и в порядке, предусмотренным в пункте 4 настоящих Правил.
16. Решение о регистрации в МИДе России технического сотрудника принимается в сроки, не превышающие двух
месяцев со дня получения обращения.
17. Зарегистрированным техническим сотрудникам выдается удостоверение технического сотрудника корреспондентского пункта иностранного средства массовой информации сроком действия до двух лет.
18. Руководство иностранного средства массовой информации не позднее чем за пятнадцать дней до истечения
срока действия удостоверения корреспондента (технического сотрудника) обращается в МИД России с просьбой о
продлении срока его действия. Продление срока действия
удостоверения технического сотрудника осуществляется также по обращению аккредитованного при МИДе России
корреспондента.
19. В случае утери удостоверения корреспондент или технический сотрудник корреспондентского пункта обязан
сообщить об этом в МИД России. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается в течение двух недель.
20. Аккредитованный корреспондент может быть переаккредитован на основании обращения руководства нового
средства массовой информации. Решение о переаккредитации принимается в течение двух месяцев.
21. Не могут быть аккредитованы в качестве корреспондентов и зарегистрированы в качестве технических сотрудников корреспондентских пунктов сотрудники иностранных дипломатических представительств и консульских
учреждений, аппаратов военных атташе, зарегистрированных в России представительств авиакомпаний, банков, торгово-промышленных и посреднических фирм, а также лица, являющиеся сотрудниками российских средств массовой информации.
22. МИД России может прекратить аккредитацию (регистрацию) предложенных руководством иностранного средства массовой информации лиц, если имеет место нарушение ими законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 48 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», а
также на основании статей 19 и 20 Международного пакта 0 гражданских и политических правах.
23. МИД России может предпринять ответные меры в и отношении корреспондентов средств массовой информации стран, где действуют ограничения в отношении российскихжурналистов.
24. По окончании своей деятельности в Российской Федерации аккредитованные иностранные журналисты сдают данные удостоверения в МИД России.
25. Въезд в Российскую Федерацию вновь назначенных корреспондентов (специальных корреспондентов, технических сотрудников) из числа иностранных граждан осуществляется по паспортам или заменяющим их документам при наличии въездной визы, выданной консульским учреждениемРоссийской Федерации, если иной порядок не установлен международными договорами Российской Федерации консульские учреждения Российской Федерации выдаютвъездные визы в течение пяти рабочих дней лицам данной категории на условиях взаимности при наличии согласия МИДа России на их аккредитацию (регистрацию).
26. Аккредитованным корреспондентам и зарегистрированным техническим сотрудникам корреспондентских пунктов средств массовой информации стран, с которыми имеются соответствующие двусторонние соглашения, независимо от их постоянного места проживания, выдаются многократные выездные-въездные визы на один год, если не имеется других двусторонних договоренностей.
27. В случае временной замены основного корреспондента (на период отпуска, болезни, командировок в другие страны и т.п.) въездные визы заменяющим их лицам выдаются в порядке, предусмотренном пунктом 25 настоящих Правил.
20. По прибытии в Российскую Федерацию иностранный корреспондент, технический сотрудник, а также члены их семей в течение трех дней, исключая выходные и праздничные дни, обязаны зарегистрироваться в соответствии
органах Министерства внутренних дел Российской Федерации.
29. Аккредитованные в Российской Федерации корреспонденты иностранных средств массовой информации независимо от их гражданства обладают правами и обязанностями журналиста, предусмотренными международными договорами и законодательством Российской Федерации, а также настоящими Правилами.
30. Аккредитованные корреспонденты имеют право насоздание на территории Российской Федерации профессиональной журналистской организации, действующей на основе утвержденного ее членами устава, положения которого не противоречат законодательству Российской Федерации.
31. Аккредитованные при МИДе России представители иностранных средств массовой информации и члены их семей могут приглашать в качестве личных гостей граждан
иностранных государств. Решение визовых вопросов и вопросов легализации их пребывания в Российской Федерации осуществляется через МИД России.
32. Аккредитованные в Российской Федерации представители иностранных средств массовой информации — корреспонденты и иностранные сотрудники корреспондентских пунктов — в соответствии с таможенными правилами
могут ввозить и вывозить для осуществления профессиональной деятельности офисное оборудование, компьютерную, радио- и телевизионную технику, профессиональную
аудио-, видео-, кино- и фотоаппаратуру, запасные части и расходные материалы к указанному имуществу, информационные материалы на различных носителях, предметы бытового назначения, личные автомобили (не более одного на каждого корреспондента и иностранного сотрудника корреспондентского пункта) в течение всего срока их
аккредитации в Российской Федерации с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов при условии
вывоза указанного имущества с территории Российской Федерации по завершении срока аккредитации, (п. 32 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.1999 № 899)
33. Аккредитованные корреспонденты и технические сотрудники корреспондентских пунктов, а также члены их семей могут пользоваться услугами, предоставляемыми
соответствующими подразделениями МИДа России, осуществляющими обслуживание находящегося в России дипломатического корпуса.
34. Аккредитованные при МИДе России иностранные корреспонденты имеют право на основе взаимности на свободноепередвижение по территории Российской Федерации за исключением закрытых объектов, для посещения которых требуется специальное разрешение.
35. Аккредитованные (зарегистрированные) в качестве корреспондентов (технических сотрудников) иностранных средствмассовой информации граждане Российской Федерации пользуются статусом иностранного корреспондента (технического сотрудника) лишь при выполнении своих профессиональных функций.
36. При введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» может быть введен особый порядок аккредитации корреспондентов иностранных средств массовойинформации на территории Российской Федерации. Привведении чрезвычайного положения в отдельных местах Российской Федерации в соответствии со статьей Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение, устанавливает особый порядок аккредитации корреспондентов иностранных средств Массовой информации на данной территории и порядок их работы. (п(п. 36 введен Постановлением Правительства РФ от 17.06.2002 № 392)
Приведенный документ регулирует процесс получения аккредитации иностранными журналистами, а также устанавливает порядок их пребывания на территории Российской Федерации. Учитывая то, что документ с 1994 года , два раза подвергался незначительной корректировки, стоит отметить, что уже в первоначальном виде он представлял собой достаточно хорошо проработанный проект, охватывающий максимально широкий перечень актуальных вопросов в данном блоке отношений.
Глава 4
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕСС-СЛУЖБ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ1
На сегодняшний день наиболее централизованная и выстроенная структура подразделений по связям с общественностью среди министерств и ведомств Российской Федерации создана в системе МВД.
Пресс-службы в системе Министерства были созданы в 1982 г. приказом Министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова. Именно при этом руководителе система МВД развивалась очень активно, в частности, стали появляться первые фильмы о милиции («Петровка, 38» и другие). Генерал-майор милиции в отставке Владимир Шашков отмечает, что «только с приходом на должность министра внутренних дел СССР Н.А. Щёлокова появились специально созданные подразделения для укрепления связей с общественностью. До этого ответственные за прессу сотрудники выполняли эти свои обязанности, так сказать, в качестве дополнительной нагрузки». В первое время пресс-службы находились в системе политотделов. Начальник УОС МВД России Валерий Грибакин в своем экспертном интервью подчеркивает: «Постепенно пресс-служба стала развиваться из группы сотрудников в отделение, из отделения в отдел, из отдела в управление, и на сегодняшний день в данной сфере существует четкая иерархия, выстроенная как по управленческой горизонтали, так и по управленческой вертикали».
Хотя в настоящее время Управление общественных связей — одно из самых «молодых» подразделений в системе МВД РФ2, информационная работа традиционно являлась
1 Авторы выражают благодарность за помощь в подготовке материала начальнику УОС МВД России Грибакину В.В.
2 Позже созданы только Департамент собственной безопасности,
Департамент по противодействию экстремизму, Управление организации государственной защиты.
приоритетом Министерства внутренних дел, которое было создано манифестом императора Александра I «Об учреждении министерств» 20 (8) сентября 1802 года. «А уже менee чем через два года после этого момента, а именно 27 (15) января 1804 года, вышел в свет первый номерСанкт-Петербургского журнала» — официального ведомственного издания МВД Российской империи»1. Фактически, этот момент можно считать началом официального информационного взаимодействия Министерства с пред-гтаиителями общественности.
Стоит подчеркнуть, что решение о создании официальнoro печатного органа было принято министром внутренних дел Виктором Павловичем Кочубеем по инициативе его личного секретаря Михаила Михайловича Сперанского, фигуры знаковой для российского конституционализма,ставшего первым редактором журнала. Он же был автором значительной части публикуемых в журнале статей. С каждым годом становилось всё более очевидным, положительное мнение о полиции среди населения, помогает не только бороться с преступностью, но и благосостояние всего государства.
Важным этапом в развитии системы общественных взаимодействий Министерства внутренних дел стало создание по инициативе председателя Совета министров П.А. Столыпина так называемого Осведомительного бюро. Данное подразделение было создано 8 сентября 1906 года с целью объективного освещения положения в стране, деятельности администрации и полиции. Учёные отмечают, что Осведомителъное бюро являлось прообразом современных подразделений по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации.
«В своих воспоминаниях заместитель министра внутренних дел СЕ. Крыжановский пишет, что П.А. Столыпин рассматривал Осведомительное бюро как своеобразное министерство пропаганды и уделял ему большое внимание»2.
Журналисты в погонах / под общ . ред. Овчинникова Н.А. — М., 2 0 0 8 -- С. 7С. 7. Тим же. С. 8.
Осведомительное бюро направляло в редакции газет официальные материалы и сообщения, обязательные для публикации, составляло еженедельные аналитические обзоры отечественной и зарубежной печати для членов правительства, давало информацию о лицах, привлечённых к военно-полевому суду, сообщало о гибели и ранениях полицейских, жандармов при исполнении ими служебных обязанностей. На сотрудников Бюро, кроме того, возлагалась проверка слухов и сообщений печати. Но главной опорой министерства по-прежнему оставались ведомственные издания.
Таким образом, Министерство внутренних дел на протяжении всей своей истории стремилось к тому, чтобы сделать работу ведомства более прозрачной. В задачи МВД входило не только осуществление непосредственного взаимодействия с гражданами в вопросах, составляющих основную компетенцию министерства, но и противодействие преступной деятельности путем передачи информации через СМИ.
Важным фактором является то, что работа со СМИ в Министерстве внутренних дел осуществлялась не только с целью воздействия на внешнюю общественность. Данное направление рассматривалось как важнейший элемент влияния и на личный состав, с целью укрепления его мотивации, поднятия морально-психологического духа, формирования здоровых отношений в коллективе, актуализации чувств патриотизма и профессиональной гордости. При анализе организации данной работы в системе органов власти и управления пример Министерства внутренних дел выступает одним из привлекательных, так как его пресс-служба выполняет самый широкий функционал и не является исключительно инструментом передачи информационных сообщений в СМИ.
Возвращаясь к моменту возрождения пресс-служб в системе МВД в современный период, отметим, что основной причиной их создания стало то, что, начиная с 60-х гг. XX века престиж милиции в обществе стал падать, что напрямую препятствовало повышению качества работы органов внутренних дел.
Генерал-майор милиции в отставке Владимир Шашков подчёркивает особую значимость данного этапа в развитии системы общественных связей МВД. «В августе 1976 года на имя генерального секретаря СССР была представлена выпискас характерным названием «О неотложных мерах ПО укреплению органов милиции и повышению их авторитета». Содержащиеся в записке предложения Министра МВД СССР в большинстве своём были приняты»1.
Обращает на себя внимание, что уже в то время была очевидна необходимость работы, направленной на укрепление взаимодействия подразделений МВД со СМИ, создание массовой общесоюзной и территориальных ведомственных газет, которые могли бы говорить с населением
0 самых разных вопросах, касающихся деятельности органом внутренних дел и охраны общественного порядка.
Основной задачей пресс-служб сразу после их создания Пыла организация публикаций в СМИ на правоохранительную тему. В советский период, безусловно, эта работа осуществлялась легче, чем на современном этапе, поскольку число СМИ не было таким большим, при этом все они былиориентированы на Центральный Комитет партии. Однако значимость работы первых пресс-служб в органах ииутренних дел заключалась в том, что с их помощью впервые за много десятилетий были «приоткрыты шторы» и системе МВД.
В советский период 90% материалов для публикации сотрудники пресс-службы готовили сами, согласовывая их с руководством МВД, в ЦК и партийных инстанциях, и после этого размещали в газетах. Около 10-15 процентов публикуемых текстов составляли материалы, возникшие в результате содействия журналистского сообщества.
Изначально кадровый состав пресс-служб МВД форми-
формировался на основе известных журналистов, которые закончили МГУ или МГИМО, имели опыт работы в партийных органах, в газетах «Правда» или «Известия». Начальник УОС МВД РФ Валерий Грибакин отмечает, что
' Журналисты в погонах / под общ. ред. Овчинникова НА. — М., 2008.-- С.25С. 16.
«в настоящее время около 70% тех, кто занимается информационной работой в МВД РФ, составляют офицеры, и около 30% — гражданский персонал».
Советский этап работы пресс-служб МВД характеризовался не только публикацией статей в печатных СМИ. Важным направлением их работы уже в то время стало применение технологий «событийной коммуникации», которые были актуальны не только на общесоюзном, но и на республиканском уровне. Важной составляющей этой работы было укрепление контактов с журналистами, освещающими милицейскую проблематику. К примеру, «ежегодно после подведения конкурса «Будни зауральской милиции» начальник УВД Курганской области устраивал торжественный приём журналистов, на котором победители награждались денежными премиями, а наиболее отличившиеся журналисты, редакции газет, опубликовавшие за год наибольшее число материалов на правоохранительную тематику, председатели редакционных советов ГРОВД, наиболее активно сотрудничающие со средствами массовой информации, получали почётные грамоты...»1.
Этот и многие другие примеры активной работы с журналистами и всеми, кто заинтересован в позитивном освещении деятельности МВД, в 80-е годы во многом заложили основу для деятельности Управления общественных связей МВД РФ на современном этапе.
Важным аспектом работы пресс-служб в органах внутренних дел является то, что эффективное функционирование этих подразделений, как прямо, так и косвенно, влияет на выполнение основных функций ведомства по охране общественного порядка. В настоящее время, по словам статс-секретаря — заместителя Министра генерал-полковника милиции Николая Овчинникова, «применяя весь спектр информационных методов и технологий, пресс-службы эффективно помогают другим подразделениям МВД России. Любоо мероприятие, любая специальная операция должны получить соответствующую оценку
1 Журналисты в погонах / под общ. ред. Овчинникова Н.А. — М., 2008. —С. 25.
со стороны общества, которая основывается на сообщени-нх, сюжетах и публикациях электронных и печатных ■ ■ргдств массовой информации».
Современная структура информационного блока МВД РФ , который представлен Управлением общественных связей (УОС), состоит из следующих частей: Пресс-центр МВД России, управление общественных связей и отдел стратегического планирования. Эти сферы деятельности четко разделены,