Место и роль государства в политической системе общества
Выводы об определяющем влиянии государства на политическую систему общества, содержащиеся в теории государства, отличаются самым общим характером, служат предпосылкой для более предметного рассмотрения этого вопроса.
Прежде всего отметим, что понятия «государство» и «политическая система общества» соотносятся как часть и целое.
С этой точки зрения государство выступает в качестве основного средства осуществления государственной власти.
Его назначение состоит в организации управления обществом, принятии управленческих решений в масштабе страны. Никакой другой элемент политической системы таким свойством не обладает. Это обстоятельство придает государству статус центрального института политической системы. Соответственно, государство прежде всего отличается тем, что обладает сложной структурой, располагает специальным аппаратом управления, законодательными, исполнительными, судебными и контрольно-надзорными органами, т. е. особой публичной властью. Таких разветвленных, всеобъемлющих управленческих и иных органов у других элементов политической системы (партий, общественных движений и др.) нет.
Только государство может издавать обязательные для исполнения индивидами и организациями правовые акты, содержащие нормы права. Так, с позиции права, процесса демократического общества государство координирует деятельность иных элементов поэтической системы (политических партий, других общественных организаций, действующих в политической сфере),
В этом контексте отметим особую роль законодательных органов государства. На законодательном уровне принимаются нормативные правовые акты, определяющие правовое положение и механизм действия основных элементов политической системы, В их числе следует назвать федеральные законы «Об общественных объединениях», «О профсоюзах», «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях», «О политических партиях» и др.
Государство имеет значительную экономическую основу для своей практической деятельности. Известно, что в собственности российского государства находятся целые отрасли промышленности. учреждения финансово-кредитной системы и др. Государство наделено правом сбора денежных средств с населения и организаций (налоги, займы и т. д.).
Относительно характеристики государства как основного элемента политической системы общества необходимо отметить, что оно обладает суверенитетом, т. е. верховенством государственной власти внутри страны и независимостью ее вне страны. Суверенная власть понимается как власть верховная, независимая, неделимая, неотчуждаемая, всеобщая. Политические партии и другие элементы политической системы таким суверенитетом не обладают.
К тому же государство отличается следующими свойствами:
-выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
-выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами;
-имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т. п.), обеспечивающие оборону, территориальную целостность и безопасность страны;
-определяет главные направления развития общества. Пределы самостоятельности современного российского государства по отношению к политическим партиям, политической системе общества в целом в настоящее время предопределены Конституцией РФ, иными федеральными законами, включают возможность действовать в органической взаимосвязи с гражданами, их общественными формированиями. По-видимому, одной из проблем юридической науки является поиск новых подходов для обоснования теоретических основ более оптимального взаимодействия государства и иных элементов политической системы в современной России.
Как видим, по сути, государство — стержневой элемент политической системы, так или иначе объединяющий все остальные ее составляющие (партии, общественно-политические объединения и др.).
В рассматриваемом аспекте российское государство выполняет и иные политико-правовые функции, а именно:
-устанавливает правовой режим организации и деятельности остальных компонентов политической системы;
-осуществляет регистрацию общественных объединений, политических партий, религиозных организаций;
-привлекает к участию в делах государства (например, в период избирательных кампаний) общественные объединения и политические партии, органы местного самоуправления и трудовые коллективы;
-осуществляет надзор за законностью деятельности общественных объединений и других компонентов политической системы;
-применяет меры государственного принуждения к общественным объединениям и иным элементам политической системы общества, нарушающих режим законности и посягающих на права и свободы граждан, организаций и иных лиц.