Понятия, признаки и виды законов. Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:

Отвечать на данный вопрос следовало бы с определения понятия «закон», после чего важно проанализировать признаки закона:

1)принимается только органом законодательной власти или рефе­рендумом;

2)порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;

3)в идеале должен выражать волю и интересы народа;

4)обладает высшей юридической силой (все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить);

5)регулирует наиболее важные, ключевые общественные отноше­ния.

Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нор­мативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или

отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.

Классификация законов может проводиться по различным основа­ниям:

—по их юридической силе (Конституция, федеральный конститу­ционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации);

—по субъектам законотворчества (принятые в результате рефе­рендума или законодательным органом);

—по предмету правового регулирования (конституционные, ад­министративные, гражданские, уголовные и т.п.);

— по сроку действия (постоянные и временные законы) и т.д. Выделяют также чрезвычайные, бюджетные, тематические, орга­нические (кодификационные) и иные законы.

4. Подзаконные нормативные акты: понятие, признаки, виды

Подзаконные акты — это изданные на основе и во исполнение зако­нов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем за­коны, на которых они базируются. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и опреде­ляющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни общества, играют вспомогательную роль, детализируя положения закона.

Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии:

1) указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ст. 83 Кон­ституции), подготавливаются в пределах президентских полномочий,

предусмотренных конституционными (ст. 83—90) и законодательны­ми нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отво­дится указам, во многом благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса. В современный пе­риод сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка. Нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Сове­том Федерации Федерального Собрания РФ. Распоряжения — это вторые по значимости (после указов) подзаконные акты главы госу­дарства. Они обычно принимаются по текущим и процедурным во­просам. Акты Президента публикуются в официальных изданиях. Конституционность актов главы государства может быть Проверена Конституционным Судом РФ. (Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэ­тому не носят нормативного характера.);

2) постановления и распоряжения Правительства РФ. Акты, имеющие особо важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов Российской Федерации, а также указов Президента Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов. Эти акты, принимаемые на основе законов
Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и в соответствии с ними, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственного банка, государственной налоговой инспекции, таможенного комитета, санитарно-эпидемиологического надзора, федеральной службы лесного хозяйства и т.п.;

4)решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур — Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания);

5)решения, распоряжения, постановления Местных органов госу­дарственного управления (например, глав областных администраций, губернаторов и пр.);

6)нормативные акты муниципальных (негосударственных) орга­нов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, райо­нов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.;

7)локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и органи­зации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

5. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъек­тивные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О по­рядке опубликования и вступления в силу федеральных конституци­онных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Со­брания», федеральные конституционные законы, федеральные зако­ны, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновремен­но на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официаль­ного опубликования, если самими законами или актами палат не уста­новлен другой порядок вступления их в силу (Российская газета. 1994. 15 июня).

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обрат­ной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отноше­ния, которые уже существовали до момента вступления его в юриди­ческую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1)если в самом законе об этом сказано;

2)если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие)

на следующих основаниях:

—по истечении срока действия акта;

—в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действовав­ший (косвенная отмена);

—на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется терри­торией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также тер­ритория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, нахо­дящиеся в полете за пределами Федерации.

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, об­щественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющие­ся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

Наши рекомендации