Советский Союз в политической системе послевоенного мира

История Советского государства после окончания Отечественной войны, со второй половины 40-х, и 80-х гг. характеризуется в немалой степени и яркими страницами. К сожалению, во многих публикациях последних лет эти стороны нашей истории во многом умалчиваются. У неискушенного читателя может создаться впечатление, что этот период, т. е. 50—70-е гг., как бы не существовал в нашей истории, он как бы выпал из отечественной истории. Вместе с тем, если этот период нашей отечественной истории и освещается, то преимущественно в негативном аспекте. Вряд ли с такими суждениями и оценками можно согласиться. Дело в том, что история нашего государства в послевоенные годы имела очень много интересного и положительного, что заслуживает изучения и использования в практике сегодняшних дней.

Другая сторона вопроса, которая тоже не учитывается при оценке внутренних процессов в стране, — это сложная международная обстановка, в которой пришлось действовать Советскому государству в эти годы. Поэтому в целях более объективного изложения истории страны этого периода целесообразно начать изложение этих вопросов с характеристики международного положения страны в послевоенные годы и перейти к оценке внутренней ситуации в государстве в эти годы вплоть до перестройки, начавшейся со второй половины 80-х гг.

После Второй мировой войны обстановка в мире сложилась совершенно не такая, как планировали союзники по антигитлеровской коалиции в конце войны. Вместо дружеских отношений бывших союзников мир столкнулся с тем, что после окончания войны образовались две различные политические линии, две противоположные платформы.

Одну из этих платформ отстаивали Советский Союз и страны народной демократии, образованные в конце войны, а вторую платформу представляли Соединенные Штаты Америки и их союзники — Англия, Франция и другие. Забегая несколько вперед, отметим, что Советский Союз в послевоенные годы, хотя и сам очень нуждался во многом, оказывал большую помощь в социально-экономическом развитии странам народной демократии. Кроме того, в те годы десятки тысяч советских специалистов приняли участие в налаживании промышленности и сельского хозяйства, в развитии науки и культуры в этих странах. Одновременно на заводах и фабриках Москвы, Ленинграда, Урала, на полях Украины и Кубани появились посланцы Болгарии и Румынии, Китая и Албании, Польши и других стран. Вместе с нашими рабочими и инженерами они стояли у станков и конвейеров, склонялись над чертежами и расчетами, перенимали опыт, учились. Впервые в наших учебных аудиториях и общежитиях появилось такое большое количество зарубежных студентов.

Известно, что в конце 50-х гг.~ например, только по долгосрочным соглашениям наша страна оказывала помощь странам социалистического содружества в сооружении более 620 крупных промышленных объектов и 190 отдельных цехов и установок. Наиболее крупные поставки оборудования осуществлялись в Китайскую Народную Республику, Болгарию, Польшу, Румынию. В КНР при участии СССР строилось 291 предприятие, в Польше — 68, в Румынии — 60, в Болгарии — 45, в КНДР — 30 и т. д.

Вернемся к первым послевоенным годам, когда резко стали обостряться отношения между двумя блоками. Развитие противоречий между этими блоками привело к тому, что мировая история в конце 1946 г. сделала очередной зигзаг, вернувшись на колею военно-политического противоборства. Идея и практика всеобщего мира, не успев утвердиться, стали активно разрушаться противостоящими силами.

США, занявшие позицию лидера в результате изменения "баланса сил" в капиталистическом мире, взяли на себя после войны роль доминирующей силы в капиталистическом мире.

Усилившиеся в результате войны экономические и военные возможности США вселяли в американские правящие круги уверенность в том, что как Западная, так и Центральная и Юго-Восточная Европа представляют тот "вакуум силы", заполнив который, США смогут обеспечить себе главенствующие позиции в послевоенной системе международных отношений и осуществлять в отношении СССР политику давления.

В этой обстановке в международных отношениях возникла двухполюсная структура, в которой роль главных антагонистов принадлежала СССР и США. Нередко истоки этого явления усматривают только в несовместимости идеологий двух «сверхдержав», однако в основе их конфликта лежали и глубокие геополитические причины, столкновение интересов Советского Союза и Соединенных Штатов, прежде всего на Европейском континенте. Серьезное значение имел и тот факт, что СССР и США выступали в качестве лидеров различных общественно-политических систем. С этих пор практически и началась так называемая "холодная война" между Советским Союзом и США и их союзниками.

Серьезный толчок к началу развязывания "холодной войны" дало выступление Черчилля в марте 1946 г. в Фултоне (США) в присутствии президента Трумена. Вслед за этим последовало интервью И. Сталина, в котором он назвал Черчилля поджигателем войны. После этого "холодная война" приобрела характер жестокого военно-политического противостояния СССР и США и положила начало невиданной в мировой истории по масштабам гонки вооружений и созданию двух военно-политических блоков.

В годы "холодной войны" правила игры на международной арене до крайности упростились. Сверхидеологизация межгосударственных отношений породила черно-белое видение мира, который четко делился на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Каждый «выигрыш» США автоматически рассматривался как «проигрыш» СССР, и наоборот. С точки зрения главных участников конфронтации, квинтэссенцию внешнеполитической мудрости выразил старый лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". В соответствии с этой логикой каждая страна должна была четко определить свое место в этом глобальном противостоянии.

"Холодная война" во многом была выбором американских политиков, которые искали средства мобилизации своего общества на поддержку силового глобалистского курса Вашингтона. Состояние "холодной войны" позволяло Сталину поддерживать в нашем обществе ощущение "осажденной крепости", необходимое ему для укрепления режима личной власти.

Идеология и практика сталинизма, в свою очередь, наложили негативный отпечаток на взаимоотношения Советского Союза с внешним миром. Эти отношения базировались прежде всего на представлениях о неминуемом и близком крахе буржуазного строя, о непримиримости противоречий между социализмом и капитализмом.

В той острой пропагандистской полемике, которая велась в условиях начавшейся после окончания Второй мировой войны "холодной войны" по вопросам о том, кто виноват в установлении "железного занавеса" и развязывании "холодной войны", полемике, отзвуки которой имеются и в современных трудах историков, на второй план отходил вопрос об экономических последствиях послевоенного раскола Европы. Раскол Европы и "холодная война" ставили США и их союзников в более выгодные экономические условия. Дело в том, что в зону влияния СССР вошла большая часть территорий и стран, сильнее всего пострадавших от войны (Польша, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и другие восточно-европейские страны). Разоренный войной Советский Союз в силу союзнических отношений был вынужден взять на себя дополнительное бремя по восстановлению разрушенной экономики и этих стран.

Как известно, после окончания Второй мировой войны заметно изменилась политическая карта мира. Разгром фашистских режимов, военное поражение гитлеровской Германии, Италии и Японии значительно уменьшили силы международной реакции. Англия, Франция и некоторые другие страны вышли из войны заметно ослабленными. В Европе от системы капитализма одна за другой отпали Албания, Болгария, Восточная Германия, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия и Югославия. В Азии это удалось сделать народам Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама. Население этих 11 государств составляло более 700 млн. человек.

Победа революции в ряде стран Европы и Азии привела к появлению на земном шаре весьма значительной труппы государств с однотипной экономической основой — общественной собственностью на средства производства, с одинаковым государственным строем, с единой идеологией — марксизмом-ленинизмом.

Расширение после Второй мировой войны сообщества стран, вставших на социалистический путь развития, не привело к ослаблению идеологической борьбы. Большинство из этих стран также было втянуто в орбиту конфронтационного противостояния, что создавало благоприятную обстановку для навязывания им сталинской модели социалистических преобразований.

Противостояние двух систем в конечном счете привело к возведению "железного занавеса" — политики почти полного разрыва внешнеторговых, научно-технических, культурных, общественных и личностных связей.

В процессе политического размежевания переставали действовать многие соглашения, принятые в конце войны, и учреждения, созданные для поддержания мира и сотрудничества. В ООН была парализована работа по коренным вопросам разоружения и мира.

Надо иметь в виду еще одно важное обстоятельство, которое сыграло заметную роль в осложнении международной обстановки. Дело в том, что американские ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в конце войны, т. е. в августе 1945 г., означали появление в мире сверхдержавы, которая обладала монополией на ядерное оружие. Эта монополия была в 1949 г. ликвидирована Советским Союзом, сумевшим к этому времени создать собственную атомную бомбу, а в 1954 г. — водородную бомбу. Тем не менее в конце 40-х — начале 50-х гг. США обладали арсеналом ядерного оружия, который длительное время превосходил ядерный арсенал Советского Союза.

Западные державы во главе с США в 1949 г. создают военно-политическую организацию Северо-атлантического договора (НАТО). Затем последовательно в 1954 и 1955 гг. возникают еще два блока (СЕАТО и СЕНТО). В эти военные группировки США, Великобритания и Франция вовлекли еще 25 государств Европы, Ближнего Востока и Азии.

В свою очередь, Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания в мае 1955 г. в Варшаве подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Была создана Организация Варшавского Договора.

На Западе возникновение НАТО объясняли "советской угрозой", старательно подчеркивали оборонительно-миротворческую роль этой организации. А в Советском Союзе не без оснований считали, что именно образование блока НАТО создавало угрозу для его безопасности и что создание Организации Варшавского Договора в 1955 г. было только средством нейтрализации этой угрозы.

Одной из важнейших проблем, возникших в международных отношениях в результате Второй мировой войны, являлся "германский вопрос". На Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945 г.) главами правительств СССР, США, Великобритании были приняты решения о демилитаризации Германии, которые предусматривали, Что по мере выполнения условий безоговорочной капитуляции и решений конференции немецкий народ должен сам определить пути своего социально-экономического и государственного устройства. Для осуществления изложенных целей в Германии был установлен временный режим четырехсторонней оккупации.

Однако США и другие западные державы взяли курс на раскол Германии. В результате в 1949 г. была образована ФРГ. После этого в октябре 1949 г. в восточной части Германии было образовано другое немецкое государство — ГДР.

В 1948–1949 гг. США приняли ряд законов о контроле над экспортом, которые являлись по сути экономической войной против Советского Союза. Были составлены списки так называемых стратегических товаров, запрещенных к вывозу в социалистические страны.

В свою очередь, Советское правительство выдвинуло концепцию, согласно которой единый мировой рынок распался и образовались два параллельных мировых рынка: стран мирного, демократического лагеря и стран агрессивного, империалистического лагеря.

Вскоре после смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 г. в международных отношениях на какое-то время наступил период оттепели. В 1955 г. все иностранные войска были выведены из Австрии, с ней был заключен мирный договор. В том же году впервые за последние 10 лет между США и СССР была проведена встреча на высшем уровне. Это в известной мере было как бы окончательным завершением Второй мировой войны. И все же это было только началом разрядки, которая впоследствии должна была набрать соответствующую силу и необратимость.

После XX съезда КПСС (1956 г.) начался демонтаж "железного занавеса", преодолевались наиболее острые проявления "холодной войны", стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами.

И тем не менее конфликтные ситуации между этими блоками продолжались.

Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х гг. стал корейский конфликт. Он показал, как легко "холодная война" может перерасти в «горячую». Военное командование США намеревалось применить в Корее атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. Военно-техническую помощь КНДР оказывали Советский Союз, Китай и другие социалистические страны. В сложившейся ситуации США в июле 1953 г. пошли на подписание соглашения о перемирии в Корее и взаимном отводе войск от 38-й параллели.

Пришедшее к власти после смерти Сталина новое советское руководство стремилось к повороту, к «оттепели» в международных отношениях.

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР. Круг рассматриваемых вопросов был широк: Индокитай, Корея, германские проблемы; коллективная безопасность в Европе. Поскольку западные представители рекламировали оборонительный характер НАТО, то советское правительство выдвинуло предложение о возможном вступлении в НАТО Советского Союза. Одновременно с этим СССР предложил заключить договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Однако все советские предложения были отвергнуты Западом.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Потсдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, США, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой "германский вопрос" и вопрос о европейской безопасности. Но западные державы и здесь блокировали советские предложения о заключении договора о коллективной безопасности в Европе, продолжая настаивать на присоединении ГДР к ФРГ и включении объединенной Германии в НАТО.

В 1955 г. Советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. В сентябре 1955 г. в Москву прибыл канцлер ФРГ К. Аденауэр. В результате были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Очагом напряженности в Европе оставался Западный Берлин, поэтому в 1958 г. СССР предложил объявить его вольным городом. Но это предложение было отвергнуто Западом, как и советское предложение о необходимости заключения мирного договора с Германией.

В июле 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н. С. Хрущева с новым президентом США Д. Кеннеди. На ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым домом. Но предложение Н. С. Хрущева о заключении германского мирного договора так и не было принято американской стороной. В Берлине вновь обострилось положение. И тогда 12 августа 1961 г. за одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за мир и разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956–1960 гг. в одностороннем порядке сократил численность своих Вооруженных Сил на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз также в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако это проявление доброй воли не нашло тогда отклика у США и их союзников по НАТО.

Осенью 1959 г. состоялся первый в истории визит главы Советского правительства Н. С. Хрущева в США. С президентом США Д. Эйзенхауэром было согласовано, что главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции встретятся в мае 1960 г. в Париже. Однако эта важная встреча не состоялась. За несколько дней до нее советская зенитная ракета сбила на высоте свыше 20 км пилотируемый самолет-шпион США У-2, пересекавший по меридиану Урала всю нашу страну с юга на север. Пилот этого самолета Пауэрс выбросился с парашютом и был задержан на месте приземления. Подобный недружественный акт в преддверии встречи в верхах был расценен советской стороной как попытка сорвать встречу, и СССР отказался от участия в ней. Таким образом, созданное "по чертежам" Ялты и Потсдама послевоенное устройство было не европейским мирным порядком, а модусом взаимоуравновешивания, основанном на ядерном оружии сверхдержав, разграничении сфер интересов СССР и США, противостоянии двух военно-политических союзнических структур НАТО и ОВД. Западная Европа служила инструментом американской стратегии «сдерживания» СССР, а восточноевропейские страны исполняли роль "стратегического предполья" СССР.

Поэтому на разных этапах послевоенной истории результаты социальных преобразований далеко не всегда совпадали с первоначальными планами и замыслами. В 1945–1947 гг., когда новые порядки в этих странах только утверждались, развитие осуществлялось в русле договоренностей Ялты и Потсдама, а его ход был относительно самостоятельным.

На первом этапе развития стран народной демократии в них в какой-то мере обеспечивался учет таких факторов, как национальная специфика, традиции (сохранение элементов частной собственности, многопартийность). Однако позднее подобные черты были практически сведены на нет, и их наличие носило все более формальный характер.

Для многих стран избранная модель развития оказалась неэффективной как в политическом, так и в экономическом отношении, что привело к расхождению между провозглашенными высокими целями социализма и весьма скромными достижениями.

Из всего богатства практики социалистического строительства в СССР восточноевропейские страны в конечном счете обратились не к нэпу, а к теории и политике 30-х гг., периода культа личности. Поэтому и в этих странах допускались серьезные ошибки, связанные с подстегиванием индустриализации и коллективизации, насаждением жесткого централизованного директивного хозяйственного механизма, все более широким распространением административно-командных методов управления экономикой и обществом в целом. Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно стали препятствием на пути экономического и технического прогресса своих стран, тормозом интеграционных процессов в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), созданного в 1949 г.

Трудной в международном аспекте была осень 1956 г. Разоблачение культа личности И. В. Сталина на XX съезде КПСС породило кризисы в просталинском руководстве ряда стран Восточной Европы, вызвало массовые народные движения в Польше и Венгрии, где ситуация обострилась до крайности.

В 60—70-е гг. международная ситуация была крайне нестабильной. Порой эта ситуация приводила к столкновениям и даже к военным действиям. Международная обстановка этих лет характеризуется ростом целой группы противоречий, которые создавали серьезную напряженность.

Имевшие место военные действия в различных точках планеты имели свой особый смысл. Официальная американская доктрина "гибкого реагирования" предусматривала возможность широкого спектра выбора военных ответов на конфронтацию с Советским Союзом, делала особый акцент на ведение локальных конфликтов и ограниченных войн, в которых прямо или опосредованно участвовали обе сверхдержавы.

В 70-е гг. по-прежнему сохранялась реальность ядерной катастрофы. Наращивание ракетно-ядерного оружия с обеих сторон приобретало неуправляемый характер.

Западные правящие круги совместно с военно-промышленным комплексом взяли курс на быстрое наращивание своей военной мощи, стремясь создать потенциал «сдерживания» Советского Союза, В то же время советское руководство принимает ответные меры по увеличению своего военно-стратегического потенциала. Используя мощную экономическую базу, передовые достижения науки и техники, СССР и его союзники достигли примерного паритета между странами Варшавского Договора и НАТО к началу 70-х гг. Однако угроза войны не только не отступила, но из-за чрезмерного перенасыщения оружием становилась более очевидной.

В мировом сообществе стало зреть понимание того, что глобальная ядерная война чревата катастрофическими, непредсказуемыми последствиями, а значит, и политика конфронтации становится в ядерный век неприемлемым риском.

В такой ситуации со стороны руководства СССР и США был сделан шаг на пути к некоторым соглашениям, чтобы снизить опасность возникновения ядерной войны, отчасти оздоровить международную обстановку. Советский Союз и Соединенные Штаты подписали Соглашение о мерах по уменьшению опасности ядерной войны (1971 г.), которое дополнило ранее достигнутую договоренность об установлении линии прямой связи между Москвой и Вашингтоном, Лондоном и Парижем, что в комплексе должно было снизить риск случайного (несанкционированного) возникновения ядерной войны. Но, несмотря на принятые меры, международная напряженность сохранялась.

Советское руководство, не меняя радикально внешнеполитический курс, стремилось добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. Считая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, коммунистическое руководство считало своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств:

Советский Союз в эти годы внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Они создавали соответствующую политическую атмосферу. Однако многие из них не могли быть тогда выполненными. Наращивание вооружений продолжалось с неослабевающей силой, несмотря на договор о прекращении испытаний и более тесные контакты между сверхдержавами после Кубинского кризиса. СССР рассчитывал сократить большое преимущество США в отношении стратегических ракет. Между 1960 и 1980 гг. расходы на вооружения двух блоков увеличилось почти в 5 раз, хотя оружия уже имелось более чем достаточно для полного и неоднократного уничтожения человечества. В то же время экспорт оружия в страны третьего мира утроился. Около 1970 г. разрушительная сила, которой обладали сверхдержавы, была примерно в 1 млн. раз больше, чем те две бомбы, что были сброшены на Японию. На каждого человека на земле приходилось 15 тонн взрывчатки. Исследования показали также, что в случае ядерной войны Солнце не смогло бы больше посылать на землю свои лучи — им было бы невозможно пробиться сквозь темные облака и радиоактивную пыль, и таким образом, "ядерная ночь" уничтожила бы все живое на земле. Единственная надежда была на то, что сверхдержавы должны были понять — в ядерной войне не будет победителей, и она станет коллективным самоубийством. Этот образ мышления получил название "взаимного разрушения"; или "равновесия террора".

Несмотря на военно-политическое противоборство двух систем, усиление разрядки, соблюдение принципа мирного сосуществования постепенно приводят к осознанию бесперспективности термоядерной войны. Ее результатом стало подписание между СССР и США бессрочного Соглашения о предотвращении ядерной войны (1973 г.).

Советско-американские отношения начали изменяться, что давало основание улучшить и международный климат. Большие усилия пришлось приложить к созыву общеевропейского Совещания по безопасности. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт Совещания (август 1975 г.). Его подписание через 30 лет после завершения Второй мировой войны зафиксировало принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государства, отказа от применения силы и угрозы ее применения, невмешательства во внутренние дела друг друга, что стало международно-правовой основой преодоления "холодной войны".

Несколько ранее (1971 г.) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР и ЧССР признавались нерушимыми.

В 1973 г. было заключено соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Общими усилиями удалось ликвидировать опаснейший очаг международной напряженности в Юго-Восточной Азии.

Наметившаяся определенная разрядка в международной напряженности и изменения на политической карте мира привели к тому, что правящие силы на Западе выступили с призывом к «замораживанию» отношений с Советским Союзом и к более "жесткому курсу", чтобы сдержать в очередной раз наступление «коммунизма». Влиятельные силы на Западе стали ориентироваться на продолжение гонки вооружений в надежде экономически измотать СССР и другие социалистические страны, вернуть утерянное военное превосходство.

В целом же первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними. Вместе с тем она выявила и то, что в случае нарушения статус-кво, особенно в политической сфере, сразу же происходит обострение взаимоотношений между СССР и США. Поэтому следствием этого является очередной виток гонки вооружений, что не заставило себя долго ждать. Уже в 1978 г. последовало решение о ежегодном увеличении странами НАТО военных расходов на 3 %. В 1979 г. СССР и США подписали договор, ограничивающий количество стратегических ракет с обеих сторон. Вместе с тем в том же году США и страны НАТО приняли решение о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности «Першинг-2» и крылатых ракет, что создавало серьезную угрозу ракетно-ядерного удара по Советскому Союзу до Урала включительно.

Однако конфронтация резко усилилась в связи с вводом контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную конфликтную ситуацию, приведшую к жертвам с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

Дальнейший ход событий вел к усугублению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

Советское руководство в очередной раз начало выдвигать мирные предложения. В них предполагалось урегулировать конфликт вокруг Афганистана, ограничить и сократить стратегическое вооружение и в качестве первого шага предложило ввести взаимный мораторий на развертывание ядерных средств в Европе.

Однако выдвинутые советским руководством предложения не имели успеха. Обострение международной обстановки в определенной мере было связано и с темпами экономического и технологического развития Советского Союза и других социалистических стран. Национальный доход начал падать. Падение темпов экономического развития сказалось не только на уровне жизни в этих странах, но и на изменении в торгово-экономических отношениях с развитыми капиталистическими государствами.

Пытаясь сохранить любой ценой достигнутый военно-стратегический паритет, считая его "гарантией международной стабильности", советское руководство неоднократно заявляло, что оно не позволит его сломать.

В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский Союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат. Увеличение расходов на вооружение в социалистических странах встречало далеко не однозначный ответ.

Конфронтационные отношения складывались в эти годы и с КНР. В феврале 1979 г. Китай осуществил военные действия против Вьетнама. Советский Союз заявил о том, что он выполнит взятые на себя обязательства по Договору о дружбе, союзе и сотрудничестве СССР и СРВ.

Общая ситуация в мире, положение в странах социалистической ориентации накладывали свой отпечаток на взаимоотношения этих стран.

Некоторые социалистические страны пытались самостоятельно выйти из создавшегося положения, ориентируясь на западные страны. Ситуация обострялась. Делались попытки активизировать сотрудничество социалистических стран прежде всего в экономической и научно-технической областях. Намечалась качественно новая задача — превратить текущее десятилетие в период интенсивной производственной и научно-технической кооперации.

Исходя из этого, в 1985 г. была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г. Реализация этой программы должна была, по мнению ее авторов, способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы способствовать научно-техническому прогрессу.

В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением систем управления экономикой, решительной борьбой с административно-командными методами, с бюрократизмом.

В таких сложных международных условиях послевоенного периода Советское государство решало и внутренние проблемы социально-экономического и политического характера. В рамках сравнительно небольшого объема данного параграфа раскрыть в достаточной степени полно все эти вопросы невозможно, такую задачу в данном случае мы и не ставим. Поэтому мы очень коротко остановимся на наиболее важных сторонах внутренней политики Советского государства в послевоенные годы и ее последствиях.

Наши рекомендации