Методические рекомендации преподавателям по подготовке

К семинарским занятиям

Семинарские занятия являются одной из основных форм проведения занятий со студентами.Целью семинара является: 1) закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, полученных обучаемыми на лекциях и в процессе самостоятельной работы; 2)обучение навыкам устного изложения материала, ведения полемики.Задачами семинара является:1) формирование у обучаемых умений и навыков работы с первоисточниками и специальными документами; 2) выявление степени усвоения программного материала и оценка обучаемых по темам курса.Занятие должно обеспечить живое и творческое обсуждение вопросов в форме дискуссии, обмена мнениями по вопросам семинара.

Форму проведения практических занятий (деловые игры, решение ситуационных задач (кейс-стадии), применение проектного метода, «круглые столы» с приглашением представителей органов государственной власти и местного самоуправления, выездные семинары, участие в открытых судебных заседаниях) определяет преподаватель, ведущий занятия в учебной группе с учетом целей семинара, состава, подготовленности обучаемых и других факторов.

Преподаватель должен иметь план проведения занятия, учебно-методические материалы, по возможности и необходимости использовать технические средства обучения.Семинарское занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.1. Вводная часть.Во вступительном слове преподаватель должен раскрыть перед студентами: – учебные и воспитательные цели семинара;– актуальность, теоретическое и практическое значение обсуждаемой темы;– связь с ранее изученными темами в рамках как данной дисциплины, так и других изучаемых дисциплин; Преподаватель должен назвать выносимые на обсуждение вопросы семинара, определить методику его проведения, обозначить примерное распределение времени на рассмотрение отдельных вопросов. 2. Основная часть. Проходит в форме обсуждение вопросов семинарского занятия, в ходе которого обучаемые могут, по усмотрению преподавателя, выступать как по своему желанию, так и по вызову преподавателя. Обсуждение рассматриваемых проблем не должно превращаться в диалог по типу «вопрос-ответ» между преподавателем и отвечающим. Следует вовлекать в работу как можно большую часть аудитории посредством дополнений, уточнений, вопросов выступающему, вступления с ним в дискуссию и т.д. Если обучаемый затрудняется с ответом, переадресовать вопрос аудитории. При ответе на вопросы семинара студенты, по возможности, должны увязывать теорию с практикой, делать ссылки на нормативно-правовые акты, первоисточники, дополнительную литературу. При ответе студенты могут, по усмотрению преподавателя, использовать дополнительные материалы, подготовленные во время самостоятельной работы (опорные конспекты), что не должно превращаться в читку конспекта.После рассмотрения каждого вопроса для закрепления изученного материала преподаватель должен провести краткий опрос по знанию ключевых понятий, определений, что также позволяет обеспечить наибольший охват аудитории опросом. По окончании обсуждения, следует подвести краткие итоги, проанализировать допущенные в ответах ошибки и дать им правильное толкование. При достаточной степени подготовленности, выводы по рассмотренному вопросу могут делать и сами студенты.Основная часть семинара, в свою очередь, может подразделяться на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает в себя вопросы теории, а практическая может представлять собой решение различных проблем, задач, ситуаций, поставленных преподавателем. Возможно использование методики дискуссии в малых группах, которая позволяет обучаемым обмениваться опытом и делиться своими взглядами и идеями с целью разрешения определенной проблемы. Наиболее удобно проводить такие дискуссии для закрепления пройденного материала. Преимущества данного метода заключаются в том, что он позволяет обучаемым контролировать собственный процесс усвоения учебного материала и лучше влиять на него, стимулируя к активному участию на занятиях. Данный метод позволяет в ходе дискуссии прояснить и углубить знания, полученные на лекции.

Процесс обучения состоит из следующих этапов:

1. Преподаватель ставит проблему для обсуждения.

2. Преподаватель разбивает участников на группы от четырех до семи человек.

3. В каждой группе выбираются руководитель дискуссии, секретарь и тот, кто представит результаты работы группы перед всей аудиторией.

4. Преподаватель должен убедиться, что каждая группа правильно поняла задание.

5. Предоставляется время на обсуждение – при этом участие преподавателя не требуется, за исключением тех случаев, когда у участников есть к нему вопросы.

6. Для обобщения итогов работы одному человеку от каждой группы дается возможность выступления. В качестве итогов могут быть представлены варианты решения проблемы, ответы на вопросы или обобщение основных высказываемых идей.

7. Преподаватель определяет явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп темы.

8. Преподаватель опрашивает участников, чему они научились в ходе упражнения, как они смогут использовать в дальнейшем то, чему научились.

В начале занятия обучаемые получают от преподавателя четко и лаконично сформулированную проблему. В процессе обсуждения этой проблемы они прибегают к мозговому штурму – одному из простых и быстрых способов генерирования идей. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, неофициальная обстановка создает атмосферу свободного обмена мнениями. Для поддержания порядка во время мозгового штурма преподаватель следит за тем, чтобы не допускалась первоначальная оценка идей, стимулировались необычные идеи, развивались чужие идеи, обучаемые стремились к большому количеству идей. Важно, чтобы словесные формулировки стимулировали возникновение конкретных, реальных, а не абстрактных идей или мнений. Все высказанные идеи записываются на доске.

В ходе обсуждения участие преподавателя сведено к минимуму. Он может направить дискуссию в нужное русло, задавая наводящие вопросы. От него требуется умение найти побуждающие к участию в дискуссии стимулы для каждого обучающегося. Обычно преподаватель обходит все группы, чтобы убедиться в том, что обучаемые правильно поняли задание. Он помогает определить границы принимаемых решений, не ограничивая при этом инициативу и творчество.

Вниманию студентов могут быть предложены следующие основные правила, которых они должны придерживаться в процессе обсуждения:

– уважайте чужое мнение (это не значит, что нужно приходить к единому мнению);

– не говорите длинными фразами;

– не говорите одновременно;

– не «витайте в облаках» – подходите практически;

– избегайте группового редактирования;

– используйте творческий подход.

Эти правила можно подготовить заранее на слайдах или просто написать на доске.

Преподаватель контролирует ход обсуждения, применяя метод проверки хода обсуждения, обращая внимания на следующие негативные моменты: один или два человека доминируют в обсуждении; в аудитории ведутся посторонние разговоры; лишь несколько человек участвует в обсуждении; обсуждение поздно начинается или затягивается; задачи обсуждения неясны.

Для презентации идеи от каждой группы выступает один человек. Некоторые готовят материалы (раздаточный материал, записи на станковом блокноте или слайды). При этом задача преподавателя – проследить за тем, чтобы они отражали основную мысль, ограничивались только имеющей отношение к теме информацией, иллюстрировали точку зрения группы, были удобны для чтения. После каждого выступления члены других групп задают вопросы для более детальной проработки темы.

Преподаватель подводит итоги выступлений, определив явно прозвучавшие во время презентаций общие для всех групп проблемы. Кроме того, он оценивает возможные положительные и отрицательные последствия от претворения в жизнь предложенных обучаемыми решений.

Применение в практике преподавания вышеописанных ситуационных занятий дает обучаемым возможность совершенствовать навыки разрешения трудных проблем, учиться друг у друга, формирует чувство ответственности за учебный процесс, навыки совместной работы в командах, проясняет ценностные ориентации обучающихся.

3. Заключительная часть. В заключительном слове преподаватель подводит общие итоги семинара, отмечает степень достижения поставленных целей, обосновывает выставленные обучаемым оценки и дает рекомендации по дальнейшей работе над учебным материалом, подготовке к следующим занятиям. Некоторое время следует выделить для ответа на вопросы студентов.

Некоторую особенность может иметь методика проведения семинарских занятий при чтении проблемных лекций. В данном случае семинары могут быть творческими, практиче­скими, методическими.

Как правило, семинар следует за лекцией, имея целью закрепление лекционного материала. Творческие семинары должны готовить студентов к восприятию проблем, которые будут обсуждаться на проблемной лек­ции и, следовательно, предшествовать ей. Семинар становится базой для ее творческого восприятия, проработки наиболее сложных, научных проблем, с которыми студенты предварительно ознакомились в процессе самоподготовки. Причем такие проблемы должны быть по­ставлены заранее.

Использование активных форм и методов при проведении семинара позволяет не только повысить интенсивность обучения, но и научить студентов самостоятельному решению проблемных ситуаций.

Семинары-дискуссии

Вариант №1

Группа делится на пары, тройки, четверки, эти под­группы обсуждают какой-либо вопрос, затем группа как целое обсуждает решения, предложенные в подгруппах.

В этом могут участвовать как выявившиеся в подгруп­пе лидеры, так и остальные.

Вариант №2

Первоначально обучаемые проводят примерно 5 ми­нут, работая индивидуально и подготавливая письменно 2-3 вопроса по материалу самостоятельного чтения, затем они образуют пары, в которых эти вопросы обсуждаются.

Через 10 минут пары образуют малые группы по 4-6 человек, которые продолжают дискуссию примерно 20 минут.

Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуж­дены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной.

Оставшиеся 15 минут 50-минутного занятия отводятся для общегрупповой дискуссии и подведения итогов препо­давателем.

Вариант №3

Отличается от второго только тем, что «стартом» для дискуссии служит краткое сообщение одного из обучаемых.

Вариант №4

Начало дискуссии закладывается изучением матери­ала, предложенного преподавателем. Это могут быть: серия слайдов, фрагмент фильма, размноженный вариант статьи и т.д.

Примерно через 15 минут начинается общее обсуждение.

Вариант №5

«Мозговой штурм». Ставится проблема без обсуждения и критики, и как можно быстрее участ­никами предлагаются несколько вариантов решений, ко­торые записываются на доске.

Лишь затем, когда все идеи уже зафиксированы, начи­нается их анализ с учетом всех «за» и «против».

Иногда до самого обсуждения каждый участник прово­дит ранжирование вариантов по значимости (приемлемо­сти), и обсуждение проводится в том порядке, который представляется наиболее разумным большинству.

Вариант № 6. «Спор рядов»

Для того, чтобы организовать учебный семинар, как спор рядов, необходимо разделить группу студентов на 3 части, скажем, на 3 ряда.

В среднем ряду целесообразно оставить нечетное ко­личество человек, по возможности больше трех. Они будут судьями.

В двух крайних рядах количество студеннтов должно быть одинаковым.

Равными (по оценке преподавателя) должны быть и ин­теллектуальные возможности крайних рядов.

Занятие начинается с того, что преподаватель форму­лирует правила проведения семинара.

Задачей каждого из крайних рядов является доказать «судьям», что отстаиваемые ими взгляды более прием­лемы, нежели взгляды противоположного ряда. Они долж­ны всеми силами, изобретательно поддерживать своих докладчиков (лидеров) и находить контраргументы про­тив другой стороны.

Судьи должны, выслушав соображения каждого из крайних рядов, разобраться в сложившейся ситуации и определить, чья аргументация заслуживает большего доверия.

Все обсуждение должно быть направлено на судей, они могут прерывать выступающих, призывать к порядку, если станет слишком шумно и т.д.

Преподаватель – наблюдатель и комментатор проис­ходящего. Он вмешивается только тогда, когда чувствует, что кто-то из выступающих не может четко выразить свои мысли. Кроме того, допустимо давать историко-фило­софские комментарии по различным вариантам решений.

Главный итог семинара – тайное (на отдельных листочках) голосование судей в конце семинара. Причем обязательно нужно отдать предпочтение одной из отста­иваемых крайними рядами позиций.

Результаты голосования объявляет преподаватель.

Вариант №7. Студенты против преподавателя

Преподаватель начинает семинарское занятие с того, что предлагает каждому ряду сфо­рмулировать несколько вопросов по интересующим их проблемам, а затем в течение всего занятия отвечает на эти вопросы.

Оптимальное количество вопросов – 6.

Чтобы каждому ряду коллективно сформулировать такие вопросы, отводится минут 10-15, затем предста­вители рядов записывают их на доске, разделенной на 3 части.

Здесь уже – элемент соревнования, ибо каждый ряд стремится задать вопросы лучше соседей. Преподаватель помогает находить точные формулировки вопросов.

Самое важное для преподавателя при проведении заня­тий такого типа – это умение настроиться, быть уверен­ным, что он сможет ответить на любой вопрос и дейст­вительно суметь воспользоваться при ответах своими знаниями. Любая неточность, сбой в логических рассужде­ниях, замеченная слушателями историческая ошибка пол­ностью уничтожают эффект такого занятия.

Кроме того, преподаватель не должен бояться выхода за пределы учебных тем, ибо это занятие задумано как резюмирующее, и его роль — отработка мировоззренчес­кого представления курсантов.

Вариант №8. Игровая контрольная

Семинарское занятие проходит в виде сжатого, стреми­тельного дефиниционного опроса.

Ответы требуются краткие, опрашиваются все слуша­тели, причем желательно не по одному разу.

В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце семинара будет пятиминутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, чтобы присутствующие внимательно сле­дили за ответами.

Когда до конца занятия остается 10-15 минут, препода­ватель предлагает записать сформулированные вопросы.

Ключевым моментом игровой контрольной является подведение ее итогов.

После написания контрольной (не раньше) преподава­тель объявляет, что он сейчас дает правильные ответы на все пять вопросов, и называет эти ответы.

Те, у кого ответы по смыслу совпадают с данными преподавателя, ставят себе плюс, у кого различия — ми­нус. Спорные случаи тут же обсуждаются.

Затем преподаватель говорит, что сейчас надо будет каждому назвать сумму баллов (плюсов), и он запишет ее в свою тетрадь.

Однако, подчеркивает преподаватель, полученная оценка не будет влиять на дальнейшее отношение пре­подавателя к слушателям, не будет учитываться при проведении экзамена. Задача контрольной иная: каждый студент, написав ее и назвав сумму вслух, тем самым доводит до сведения окружающих свое представление об уровне своих знаний.

Семинар-взаимообучение

Студенты готовятся по 4-6 вопросам семинарского или практического занятия.

Но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов. На занятиях студенты рассаживаются за столами попарно, в соответствии с изученными вопросами.

По знаку преподавателя студенты в указанное время должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению.

Затем четный или нечетный ряд сдвигается на одно место: например 4-й занимает место 2-го, 6-й — место 4-го и т.д.

1-й слушатель объясняет 4-му содержание первого вопроса, уточненное и расширенное в беседе со 2-м слуша­телем, 4-й объясняет 1-му содержание 2-го вопроса и т.д.

За полный круг все студенты могут обменяться мне­ниями по всем вопросам.

Преподаватель дает короткие консультации тем, кто обращается к нему.

Достоинство этого приема – в повышении вербальной активности курсантов и в неоднократном обсуждении одной и той же проблемы. Это способствует углублению знаний, их закреплению и выяснению новых аспектов, а также выработке единого подхода.

В заключительной части на общее обсуждение могут быть вынесены спорные вопросы.

Окончательное заключение проводит преподаватель. Данный метод требует четкой организации занятия.

Семинар-игра «Микропреподавание»

Суть метода – осуществить «проигрывание» выступлений студентов по отдельным проблемам.

Слушатели до занятия получают задание по подготов­ке теоретических выступлений с указанием необходимости не просто изложить содержание, но и применить в ходе выступления определенные приемы активизации внима­ния и мыслительной деятельности курсантов, играющие роль аудитории.

После выступлений (они не должны длиться боле 15-20 минут) идет их детальный разбор.

Методические указания для студентов

Одной из центральных задач семинара является развитие теоретической активности и самостоятельности мышления студентов, ведения научной полемики. При подготовке к семинарским занятиям студент должен глубоко изучить рекомендуемую по данной тематике литературу, соответствующий нормативный материал и подготовить план ответа на каждый вопрос, вынесенный на обсуждение на семинаре.

Выступления на семинарских занятиях следует иллюстрировать примерами из деятельности органов государственного управления, а также из личного опыта студентов. Существенный интерес будет представлять постановка и обсуждение проблемных вопросов правотворческого и правоприменительного характера, которые будут выноситься студентами, что будет свидетельствовать о глубине постижения обсуждаемого материала.

Главной задачей самостоятельной работы студентов является развитие умения приобретать научные знания путем личных поисков, формирование активного интереса к творчеству, самостоятельному подходу в учебной и практической работе.

Улучшение учебного процесса, задачи подготовки высококвалифицированных специалистов в современных условиях невозможны без повышения уровня самостоятельной работы студентов над теоретическим, нормативным и иным материалом.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

– углубления и расширения теоретических знаний;

– формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

– развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

– развития исследовательских умений.

В качестве направлений самостоятельной работы могут быть определены:

– для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;

– для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

– для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, к усвоению на ее основе профессиональных знаний, к творческому использованию их в различных ситуациях – это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения.

Студенты далеко не всегда готовы к рациональному использованию времени, отводимого на самостоятельную работу, и не всегда знают, как ее спланировать и осуществить. Важно научиться систематически работать в течение всего периода обучения, вдумчиво читать учебные и монографические издания, конспектировать лекции и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения.

Эффективность обучения, общая культура, профессиональный уровень специалиста, развитие памяти и творческого мышления во многом определяется умением работать с литературой. Навыки работы с книгой позволяют наиболее результативно использовать время, способствует систематическому накоплению знаний.

Существует конкретная рекомендация по изучению учебной и научной литературы:

1. предварительное знакомство с книгой– начинается с изучения логической структуры произведения, которая отражена, как правило, в оглавлении. Ознакомление с оглавлением, аннотацией, предисловием, заключением дает общее представление о работе, раскрывает замысел автора. Предисловие обычно содержит задачи, которые поставил перед собой автор, а также проблемы, являющиеся наиболее значительными. В заключении можно найти основные положения работы, краткие выводы и обобщения.

Целесообразно также бегло просмотреть текст, обратить внимание на авторскую манеру и структуру изложения материала, рассмотреть иллюстрации, таблицы, примечания. Предварительному ознакомлению с книгой помогает овладение техникой быстрого чтения – без внутреннего проговаривания, без возврата к уже прочитанным словам, фразам; чтение не отдельных слов, а больших групп слов, абзацев. Мышление и память должны быть способны выделить основную мысль автора и бегло следить за ней. Предварительная работа значительно облегчает изучение материала, помогает найти в тексте те проблемы, которые обозначены в справочном материале, сокращает время на изучение работы в целом.

2. Полное чтение– следующий этап, предполагающий внимательное изучение текста, краткие записи и пометки с указанием страниц. Целесообразно осуществлять его в два приема.

Во- первых, рекомендуется ознакомительное чтение всего произведения в целом. При этом следует: сосредоточиться на том, что читаешь, выделить сущность читаемого, осмысливать содержание текста, понять логику изложения материала. Анализ текста заключается в выяснении его содержания. Важно понимать мнение автора, основные положения и аргументы, выдвигаемые им.

Во- вторых, необходимо углубленное чтение работы по частям с осмысление отдельных положений, идей, выводов и ведением соответствующих записей. Если произведение большое по объему, то его можно изучать по разделам, главам и параграфам. Это позволяет сосредоточить внимание на тех положениях, которые обусловлены учебной программы, рекомендациями преподавателя, и составить план конспектирования.

Если в результате чтения не складывается полного и глубокого представления о прочитанном, то следует прочитать весь текст или отдельные наиболее сложные для усвоения фрагменты. Средствами, облегчающими понимание текста, может быть формулировка вопросов в процессе чтения и нахождения на них ответов в тексте, сопоставление содержания данной работы с другими источниками.

Важно не только осмыслить и понять текст, но и уметь запомнить, воспроизвести материал, применить полученные знания на практике. Если механическое запоминание достигается путем многократного повторения текста, а смысловое заключается в понимании изучаемого материала, умение передать содержание своими словами. Смысловое запоминание более устойчивое, чем механическое. Ему способствует установка студента на длительное, долговременное запоминание, а не только до занятия, зачета или экзамена. Кроме этого, существует еще ряд рекомендаций для наиболее эффективного запоминания: повторение всего материала или отдельных его частей; разбивка текста на смысловые части; связь вновь полученной информации с уже усвоенным материалом и конкретной деятельностью.

Запись прочитанного. Это важный этап самостоятельной работы с книгой и последующего использования материала в учебном процессе, поскольку мысли при изложении их на бумаге получают более четкое и продуманное выражение, чем в устной речи. В процессе письменного изложения учебного материала своими словами у курсантов активизируется не только логическая, но и зрительная память, а сделанные записи, пометки значительно облегчают подготовку к зачетам и экзамену.

Существует несколько основных форм ведения записи: выписки, планы, тезисы, конспект.

Выпискибывают двух видов:

– цитаты – дословное произведение отрывков изучаемой работы, содержащих основные мысли, факты, статистические данные;

– свободные выписки – мысли автора излагаются произвольно.

При этом большие отрывки текста, который трудно цитировать в полном объеме, следует записать своими словами, предельно сократив формулировку.

План– схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей- заголовков, «скелет произведения».

План может быть:

– простой – состоит из нескольких основных пунктов;

– сложный – кроме основных пунктов содержит еще и подпункты, которые разъясняют их содержание;

– план-схема – план, записанный в виде графической схемы, образно отражающей взаимосвязь пунктов и подпунктов.

План обобщает содержание, восстанавливает в памяти прочитанное, помогает в составление тезисов, конспектов, рефератов.

Тезисы–сжатое изложение основных мыслей прочитанного произведения. В тезисах отражаются наиболее важные выводы и обобщения, которые повторяют текст дословно или «своими словами» воспроизводит его содержание.

Виды тезисов:

– простые тезисы – это основные мысли, содержащиеся в различных частях книги; простые тезисы можно составить уже при первоначальном ознакомлении с произведением.

– основные тезисы – это принципиально важные, главные положения, обобщающие содержания источника, иногда носящие характер выводов; основные тезисы можно составить лишь после уяснения содержания всего произведения в целом;

– сложные тезисы – записи, включающие два вида тезисов (простые, основные); в сложных тезисах за основными тезисами будут следовать простые, раскрывая их содержания.

Конспект –это наиболее совершенная, систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки, дополненная мыслями и замечаниями составителя конспекта. В конспект могут войти отдельные части текста, цитируемые дословно, факты, примеры, цифры, схемы. Конспектирование, в большей мере, чем другие формы записи, способствуют глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.Конспекты условно подразделяются на четыре типа:

– план-конспект представляет собой запись, в которой каждому пункту плана отвечает определенная часть конспекта. Самым простым видом плана- конспекта является вопрос на ответный конспект, в котором пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точное ответы. Схематический план- конспект выражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений источника чаще всего в графическом виде.

– текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

– свободный конспект – сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы. Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала и хорошее владение письменной речи. Это наиболее полноценный вид конспекта.

– тематический конспект – дает ответ на поставленный вопрос на основе использования ряда источников. Тематический конспект учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения по одному и тому же вопросу.

Общий объем конспекта должен быть меньше изучаемого текста в 10-15 раз. Подобные сокращения достигаются как за счет тщательного отбора материала, так и в результате кратного изложения. В процессе конспектирования источника записи цитат следует делать полностью, указывая автора, название, год издания и страницу, что облегчит оформление письменных работ.

Рассмотренные формы записи можно успешно использовать при подготовке устного выступления (доклада) на семинарском занятии, написании письменной работы (контрольной, курсовой, реферата) и подготовке к зачету или экзамену.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются: – уровень освоения студентом учебного материала;

– умение студентов использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

– сформированность обще учебных умений;

– обоснованность и четкость изложения ответа;

– оформление материала в соответствии с требованиями.

Планы семинарских занятий

Наши рекомендации