Косвенная реклама в СМИ. Скандалы как информационный повод
Косвенную политическую рекламу в СМИ часто называют PR-кампанией. Термином PR (public relations – общественные связи) в бизнесе обозначают рекламу фирм, призванную сформировать их положительный образ у потребителя и тем самым содействовать продвижению их товаров на рынке. Поскольку основным (хотя и не единственным) средством коммерческого PR является именно косвенная реклама, употребление этого термина в аналогичном контексте применительно к политическим кампаниям вполне оправдано. Однако его часто распространяют на политическую кампанию в целом, что, вообще говоря, ошибочно: в частности, коммерческий PR практически не включает в себя непосредственную работу с потребителями (избирателями), которая в избирательных кампаниях играет исключительно важную роль. На наш взгляд, здесь мы еще раз имеем дело со случаем, когда за неточностью в терминологии стоят ошибочные концепции построения избирательных кампаний (см. также §1.1).
Как уже отмечалось, косвенная реклама способна более эффективно формировать положительный образ кандидата (партии) по сравнению с прямой. Поэтому программу косвенной рекламы обычно рассматривают как основное мероприятие в большинстве избирательных кампаний. Исключением являются мелкомасштабные кампании, в которых роль СМИ невелика. Но и в них полностью отказываться от косвенной рекламы нецелесообразно: публикации о кандидате в прессе и его появление на телеэкране значительно усиливают его избирательную кампанию.
Ключом к организации косвенной рекламы является создание информационных поводов– событий, связанных с кандидатом и представляющих интерес для СМИ. Второе направление косвенной рекламы: заказные сюжеты в СМИ (теле- и радиопередачи с кандидатом, статьи в газетах и т.д.).
Генерация информационных поводов является одной из самых трудоемких задач избирательной кампании в смысле вложения в нее интеллекта. Их возможный набор ограничивается только творческой фантазией кандидата и его штаба. Указать какие-либо общие правила и приемы здесь невозможно. Поэтому далее мы остановимся лишь на некоторых типичных примерах и на организационной стороне этой задачи.
Прежде всего, любые мероприятия кампании: митинги, концерты, демонстрации, конференции и т.д.; и даже сама работа штаба кандидата являются информационными поводами. В более широком смысле под информационный повод попадает вся деятельность кандидата во время выборов. Этим охотно пользуются кандидаты от власти: во время избирательной кампании они заставляют СМИ освещать чуть ли не каждый свой чих.
Практически в каждой кампании используется такой информационный повод, как публикация данных социологических опросов (достоверных, не вполне достоверных или полностью недостоверных) и комментариев к ним.
Типичными информационными поводами являются заявления, обращения и позиции Кандидата, публикуемые в связи с актуальными событиями.
Традиционным информационным поводом в высоких по уровню и масштабу кампаниях является деятельность кандидата (партии) по разработке, принятию и обнародованию своей программы. Подчеркнем, что речь идет именно о деятельности, а не о содержании программы. Содержательная публичная дискуссия по программе обычно идет в минус кандидату. Даже если программа гениальна, подавляющее большинство избирателей ее не поймет. Зато конкуренты обязательно найдут, к чему придраться, и попытаются поставить кандидата в положение оправдывающегося. Поэтому в качестве информационного повода в этом случае следует демонстрировать различные дискуссии и конференции по обсуждению и утверждению программы, ее презентацию, но никоим образом не обсуждать содержание. Содержательная часть должна доводиться до избирателей на уровне лозунгов (месседжа).
В качестве примера правильной отработки программы как информационного повода можно привести уже упоминавшийся нами ход СПС в кампании 1999 г., когда его гвоздем явилось торжественное вручение В.Путину перед телекамерами толстого фолианта с партийной программой. Содержание этого труда широкой публике, естественно, было неведомо; что никак не помешало СПС усилить свой положительный образ перед избирателями. Пример ошибочной отработки программы показала КПРФ в кампании 1996 г., опубликовав программу Г.Зюганова незадолго до дня голосования и пытаясь всячески привлечь внимание избирателей к ее содержанию. В результате проельцинская пресса вдоволь поизголялась над КПРФ, выхватывая из контекста и передергивая различные фрагменты программы.
Эффективным информационным поводом является выступление в поддержку кандидата известных и авторитетных деятелей (необязательно политиков), в более широком плане – их активность по оказанию такой поддержки, в особенности если последняя носит сенсационный характер. Вспомним приезд А.Делона в Красноярский край к своему другу А.Лебедю. Вряд ли на сколь-либо значительную часть избирателей подействовали бы призывы А.Делона: «Голосуйте за Лебедя!», да он, собственно, никаких таких призывов и не делал. Зато интрига вокруг поездки (приедет или нет?), затем появление А.Делона на собственном самолете, контрпоездка А.Пугачевой якобы в поддержку конкурента А.Лебедя превратили данный сюжет в сенсацию всероссийского масштаба, которая обеспечила А.Лебедю долговременное присутствие в федеральных СМИ.
Близким по характеру информационным поводом является публичное заявление известных (и даже малоизвестных) в округе общественных организаций об их поддержке кандидата, а также торжественное подписание с такими организациями различных договоров о союзе и сотрудничестве. Если некоторые из организаций-союзников пользуются реальным авторитетом у определенной части избирателей, то, помимо очередной «засветки» кандидата, данный повод будет направлен и на адресную агитацию соответствующей целевой аудитории. Той же цели могут служить и различные предложения кандидата по решению проблем тех или иных групп избирателей.
Часто информационным поводом являются разнообразные инициативы, адресованные конкурентам, например: предложение опубликовать налоговые декларации, всем вместе отказаться от депутатской неприкосновенности, всем пройти медкомиссию, всем договориться о корректных методах ведения кампании и т.д., и т.п. Отметим, что если одна из подобных инициатив адресована вам со стороны конкурента, то, как бы такая инициатива не была разумна и правильна сама по себе, на нее лучше либо вообще не реагировать, либо выступить с контринициативой. В противном случае вы начнете работать на конкурента.
Отдельно следует остановиться на негативных информационных поводах: событиях и сюжетах, в связи с которыми СМИ отзываются о кандидате в отрицательном контексте. Стратегически данный прием мотивирован тесной связью между положительным образом и антиобразом кандидата: провоцируя накачку своего антиобраза, кандидат одновременно усиливает и образ. Формирование положительного образа через негатив является чуть ли не единственным способом косвенной рекламы во враждебных кандидату СМИ. Кроме того, этот способ может оказаться и очень эффективным: вспомним, что положительный образ Б.Ельцина у избирателей во многом был сформирован в конце 80-х годов именно благодаря нападкам на него в коммунистической прессе.
Особый интерес представляет такой тип информационного повода, как скандал. Российская публичная политика вообще изобилует скандалами, и ряду ее известных лидеров именно скандалы дали мощный импульс в их карьере.
Наиболее распространенными являются две типовые схемы скандалов.
Первая из них заключается в провоцировании как можно более жесткой атаки на кандидата со стороны «врагов» (от придирок к кандидату со стороны избирательной комиссии до действий, угрожающих его жизни и здоровью). Такой тип информационных поводов весьма эффективен в кампаниях на узнаваемость, при формировании образа «пострадавшего за правду» и в кампаниях на контрходе. Если кандидату удается в результате скандала убедительно представить себя как жертву несправедливых преследований, один-два хорошо раскрученных сюжета подобного рода могут обеспечить ему победу в кампании.
Здесь необходимо обратить внимание на один принципиальный момент. Для того, чтобы описанная схема сработала, кандидат действительно должен восприниматься как реальная угроза противостоящим ему силам. И атака на него должна быть реальной, а не имитированной, хотя кандидат и может всячески провоцировать ее своим поведением. В противном случае положительной отдачи не будет, скорее наоборот. Избиратели и СМИ обладают достаточно развитым чутьем на фальшивки. В истории российских избирательных кампаний известны случаи, когда, например, офисы довольно безобидных кандидатов вдруг начинали взрываться. И без всякой пользы для них: всем было понятно, откуда растут ноги у таких «скандалов».
Вторая типовая схема скандала состоит в яркой реакции (поступке) кандидата на ту или иную ситуацию. При этом ситуация должна восприниматься как сложившаяся естественным путем, без особого участия кандидата, а поступок выглядеть как можно более эффектным и вызывающим. Два известных всей стране примера: демонстративный уход Г.Явлинского из правительства России в качестве протеста против отказа от программы «500 дней» и стакан апельсинового сока В.Жириновского, выплеснутый в лицо Б.Немцову перед телекамерой. Обратим внимание, что оба при этом четко работали в своем образе и на свой базовый электорат: Г.Явлинский как «самый честный»; В.Жириновский – как «самый сильный». Поменяйте в описанных ситуациях Г.Явлинского и В.Жириновского местами – и в результате скандала оба, скорее всего, остались бы без базового электората.
Скандал является не только весьма сильным, но и обоюдоострым оружием, и его желательно разыгрывать из заранее выбранного образа. В противном случае громкий скандал сам по себе может придать кандидату такой образ, что потом, как говорится, костей не соберешь.
Известен случай, когда один из кандидатов в немецкий бундестаг опубликовал в газете свою фотографию в совершенно голом виде, снабдив ее подписью: «Вы от меня обалдеете!». Возможно, кандидат испытывал проблему с узнаваемостью и хотел таким образом ее решить. Узнаваемости он действительно добился, причем не только в своем округе, но и в «мировом масштабе». Однако после такого скандала единственный образ, в котором он мог работать – это что-то вроде Чиччолины (знаменитой порнозвезды, успешно избиравшейся в итальянский парламент).
Похожий пример из отечественной практики: в 2001 г. на выборах губернатора Тульской области один из кандидатов-аутсайдеров отрубил себе перед телекамерами палец – очевидно, в доказательство чистоты своих намерений и готовности пострадать за народ. Скандал достиг цели: кандидата показали все федеральные СМИ. Только вот образ кандидат в результате этого скандала приобрел страшноватый, и голосов на выборах не получил. И вполне обоснованно: если он себе рубит пальцы, то что же он с другими сделает, получив власть?!
Так что искусственно сконструировать ситуацию, в которой возможен скандал в форме поступка, крайне затруднительно. Ее возникновение представляет собой тот самый счастливый случай, который надо ухватить. Зато сам поступок полностью находится в распоряжении кандидата, и он всегда должен быть морально готов использовать подвернувшуюся ситуацию по полной программе.
Наше замечание о моральной готовности к поступку отнюдь не случайно. Довольно часто возможность эффективного скандала упускается потому, что кандидат опасается идти до конца, или же просто не понимает необходимости такого поведения.
В качестве примера можно привести две практически идентичные ситуации: отстранение от ведения следствия по узбекскому делу Т.Гдляна и отставку Ю.Скуратова с поста генерального прокурора. Т.Гдлян сразу же поднял шум чуть ли не до небес, персонально обвинив в воровстве и коррупции всех высших руководителей государства вплоть до М.Горбачева. В результате, политического капитала, нажитого им благодаря этому скандалу, хватает для того, чтобы до сих пор без особых проблем избираться в Государственную Думу. Ю.Скуратов пошел по тому же пути, но очень осторожно: конкретных фактов коррупции не приводил, известных имен не называл, ограничился намеками и экивоками. Возможно, его не оставляла надежда вернуться во власть чисто аппаратным путем, и он не хотел окончательно рвать все связи. В результате получилось то, что всегда получается, когда одновременно играют в публичную и аппаратную политику: Ю.Скуратов провалился и там, и там.
Завершая тему скандала как информационного повода, отметим, что к настоящему времени его эффективность значительно упала по сравнению с началом девяностых. Избиратели настолько устали от непрерывных скандалов в российской политике, что просто перестают их замечать. И все же в процессе избирательной кампании ни одному кандидату не следует отказываться от возможности использования такого выигрышного информационного повода, как хороший скандал.
При отработке информационного повода в СМИ можно выделить четыре этапа:
– анонсирование события, образующего информационный повод. Оптимальным вариантом старта является использование для этого информационных сюжетов в программах новостей на ТВ, радио и в газетах;
– дискуссия вокруг информационного повода: реакция представителей общественности, СМИ и конкурентов на событие. Реакция обычно бывает как позитивной, так и негативной, что дает возможность продолжать крутить информационный повод в форме реакции на реакцию и т.д.;
– аналитика: обсуждение информационного повода в итоговых аналитических теле- и радиопередачах и в аналитических публикациях в прессе;
– последействие: новизна информационного повода затухает, но периодически СМИ продолжают упоминать его как некое типическое, знаковое событие.
Понятно, что отработать информационный повод по полной программе можно лишь тогда, когда он весом и интересен. Иногда все заканчивается на новостных сюжетах. Иногда не удается добиться ничего, кроме упоминания информационного повода в лентах новостей информационных агентств; но и такой мелочью, вообще говоря, пренебрегать не следует.
Заказные сюжеты в СМИ являются более легким по реализации жанром косвенной рекламы по сравнению с предыдущим, поскольку подразумевают появление кандидата на телеэкране или в газетных публикациях не как следствие некого информационного повода, а в результате простой договоренности со СМИ. Зато это и менее эффективный жанр: отсутствует яркое событие, связанное с появлением кандидата в СМИ и привлекающее к нему дополнительное внимание. Поэтому под заказные сюжеты часто пытаются подогнать тот или иной информационный повод, даже самый хилый, который хоть как-то мотивировал бы «засветку» кандидата.
Диапазон возможных заказных сюжетов, как и информационных поводов, практически безграничен. В качестве примера приведем несколько типичных вариантов заказных сюжетов на телевидении:
– выступление кандидата в общественно-политических передачах в качестве главного героя или одного из главных героев;
– выступление кандидата в качестве комментатора к тем или иным событиям;
– сюжеты, обыгрывающие профессию и (или) биографию кандидата. В зависимости от кандидата, такие сюжеты могут и не иметь никакого отношения к политике;
– участие кандидата в телевизионных конкурсах и викторинах;
– семейные передачи с участием членов семьи кандидата;
– фоновые сюжеты (мелькание): наезд телекамеры на кандидата при демонстрации митингов, собраний, конференций, концертов, спортивных состязаний и т.д.
Аналогичный набор сюжетов используется на радио и для заказных публикаций в газетах.
Довольно часто организаторы кампании косвенной рекламы пытаются запихнуть кандидата во все мыслимые и немыслимые сюжеты, руководствуясь известным принципом: любое упоминание о кандидате идет на пользу, за исключением сообщения о его смерти. В общем это правильно, но с одной существенной оговоркой: эффективность того или иного заказного сюжета может быть совершенно разной в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в избирательной кампании к моменту демонстрации сюжета.
По законам жанра кандидат обозначается как кандидат только в общественно-политических сюжетах. В остальных случаях – это просто интересный человек. Поэтому, если кандидат не обладает узнаваемостью и достаточно сформированным образом, эффективность его демонстрации в неполитических сюжетах близка к нулю: избиратели просто не поймут, что перед ними их кандидат. Мы обращаем внимание читателей на это обстоятельство, поскольку PR-агентства, организующие косвенную рекламу, обычно делают упор именно на неполитические сюжеты, подкрепляя это довольно убедительными соображениями: демонстрация привлекательных человеческих качеств кандидата, выход на широкую аудиторию, которая не интересуется политикой и т.д. По сути, здесь имеется в виду неполитическое расширение положительного образа кандидата. Говоря о стратегии кампании, мы отмечали, что расширение образа – весьма важная задача, но решать ее имеет смысл лишь тогда, когда есть что расширять. Если избиратели не знают, что демонстрируемый им приятный и симпатичный человек является еще и кандидатом, фамилия которого находится в избирательном бюллетене, вряд ли даже от самого выигрышного сюжета будет отдача в виде голосов на выборах.
Таким образом, при построении программы демонстрации заказных сюжетов и косвенной рекламы в целом надо ясно представлять, какая задача решается на каждой стадии кампании. Если речь идет о достижении узнаваемости, формировании положительного образа и фиксации базового электората, упор необходимо сделать именно на общественно-политических сюжетах. Неполитические сюжеты более эффективно решают задачу расширения образа.
Остановимся кратко на особенностях некоторых заказных сюжетов.
Одним из самых выигрышных среди общественно-политических сюжетов являются теле- и радиопередачи типа «Прямая линия» (или «Горячая линия»): кандидат в прямом эфире отвечает на вопросы ведущего и избирателей. При этом желательно, чтобы вопросы были острыми и провокационными – у передачи появляется интрига, и к ней возникает интерес. Если основное интервью кандидата продумано и отработано хорошо, он всегда выйдет из подобной передачи победителем.
В принципе, еще более эффективными являются дебаты между кандидатами. К сожалению, в практике отечественных избирательных кампаниях культура организации дебатов крайне низка. Некоторые ведущие почему-то воспринимают самих себя как главных участников и видят свою задачу в том, чтобы показать зрителям, насколько сами они умнее и лучше этих убогих кандидатов. В результате подобных «дебатов» в проигрыше оказываются все кандидаты-участники.
Кроме того, в российских кампаниях участвуют очень разнокалиберные кандидаты – от аутсайдеров, не имеющих ни узнаваемости, ни положительного образа, до несомненных лидеров. Для лидера кампании идти на дебаты с аутсайдером – заведомый проигрыш: он ничего не приобретет и только поднимет малозначительного конкурента до своего уровня. Кандидат со сформированным образом и базовым электоратом при прочих равных условиях проигрывает столкновение с конкурентом, которому нечего терять и который поэтому может вести себя совершенно отвязно. Если конкурент явно отрабатывает образ скандалиста и хама, то попытка ответить ему в том же духе может привести к потере базового электората кандидата. Конкурент же, напротив, только выиграет. Вспомним, чем кончались попытки многих политиков «замочить» В.Жириновского в публичной дискуссии.
Поэтому перед тем, как выходить на дебаты, необходимо не только быть уверенным в своем умении вести дискуссию, но четко представлять, как будет действовать ведущий и в каких образах могут работать ваши противники. Если в ситуации дебатов вы неизбежно оказываетесь, как говорится, у короткого конца рычага, то в них лучше не участвовать.
Характерно, что статусные кандидаты, такие, например, как действующие губернаторы, регулярно отказываются от участия в дебатах. И правильно делают. Они предпочитают подставить себя под обвинение в трусости, но все же не идут на риск публичных столкновений с конкурентами, которые легко могут обвинить их во всех бедах региона и поставить в положение оправдывающихся.
Зато для тех же губернаторов и вообще для кандидатов, работающих в образе «начальника», весьма выигрышными являются сюжеты биографического плана, если отрабатывать их в так называемом «режиме баек». Образу «начальника» органически присуща определенная официозность, которая делает его несколько скучным для избирателей. Однако биография таких кандидатов, как правило, довольно богата на события, и они могут рассказать много случаев из своей жизни, которые будут восприниматься с исключительным вниманием и интересом. «Режим баек» – прекрасное средство приблизить кандидата к избирателям, сделать его более понятным и доступным, более «своим». Он хорош и для формирования, и для расширения положительного образа. Заметим, что официальные биографические сюжеты, восхваляющие кандидата, обычно малоэффективны.
Естественно, сюжеты в «режиме баек» подходят не только «начальникам», но практически всем кандидатам.
Принимая решение об участии кандидата в неполитических передачах, надо хорошо чувствовать жанр каждой из них. Некоторые передачи сознательно строятся таким образом, чтобы их участники предстали перед зрителями немного в смешном свете и казались слегка глуповатыми. Ясно, что «засветка» кандидата в подобных сюжетах без учета их специфики не принесет ему ничего хорошего. Специальная подгонка жанра под кандидата также малоперспективна: передача потеряет привлекательность и будет смотреться фальшиво и заангажированно.
В таких случаях необходимо найти решение, иногда довольно нетривиальное, которое, не меняя привычного характера передачи, позволило бы все же показать нужного кандидата в выгодном свете. Прекрасным примером подобного решения является передача «Поле чудес» накануне выборов 1996 г., когда вместо живых участников президентской гонки на сцену были выведены их куклы. Кукла Б.Ельцина с блеском победила кукол конкурентов (что и требовалось), а передача полностью сохранила свой легкий и веселый стиль.
Фоновые сюжеты играют двоякую роль: демонстрируют круг знакомств и интересов кандидата (кандидат как участник различных официальных мероприятий, как зритель на концертах, спортивных состязаниях и т.д.) и обеспечивают его присутствие в информационном поле кампании. Понятно, что отдачу от фоновых сюжетов можно получить, только когда кандидат обладает высокой узнаваемостью.
Особую роль играют заказные сюжеты в СМИ, уровень которых выше, чем уровень проводимой избирательной кампании. Для федеральных кампаний это публикации в зарубежной прессе; для региональных – появление кандидата в федеральных СМИ и т.д. Такие сюжеты, подчеркивая интерес к кандидату в более высоких сферах, становятся информационным поводом для засветки кандидата в СМИ, уровень которых соответствует уровню его кампании (эффект обратной волны). Описанный прием имеет смысл использовать в кампаниях любого уровня. В частности, типичной акцией косвенной рекламы для выборов в местное самоуправление (мелкие по масштабу и малобюджетные кампании) является публикация о кандидате в одной из известных областных газет с последующим распространением тиража (или ксерокопии статьи) среди избирателей в качестве агитационного материала и серий откликов на указанную публикацию в местной прессе.
В заключение – о некоторых технических вопросах организации косвенной рекламы.
1. Начнем с такой деликатной темы, как оплата косвенной рекламы.
Формально вся косвенная реклама осуществляется бесплатно, поскольку она вроде бы и не реклама вовсе и проводится якобы по инициативе самих СМИ. В реальности СМИ проявят инициативу только тогда, когда кандидат соответствующим образом ангажирован (поддерживается хозяином СМИ), или же когда он готов платить. В большинстве же случаев требуется и то, и другое. Исключение здесь делается только для так называемых федеральных ньюсмейкеров – политиков, известных всей стране, однако во время избирательных кампаний, как правило, платят и они. Расходы на косвенную рекламу иногда составляют основную часть бюджета кампании и осуществляются они посредством пресловутой «коробки из-под ксерокса»: через черную кассу, в обход положений закона и официальных счетов кандидатов и избирательных объединений.
Обсуждать, хорошо это или плохо, не входит в задачи авторов. Мы просто описываем сложившуюся практику, отлично известную каждому, кто хоть немного занимался избирательными кампаниями.
Планировать затраты на косвенную рекламу на порядок труднее по сравнению с рекламой прямой. Никаких официальных расценок и прейскурантов в этой области, естественно, не существует. Вопрос решается через конкретные договоренности кандидата и его штаба со СМИ.
Кроме того, стоимость освещения информационного повода существенным образом зависит от его характера. Как правило, чем сильнее и ярче повод, тем дешевле обходится его освещение в СМИ. Если выступить с заявлением, осуждающим губернскую власть, размещение этого заявления в федеральных СМИ обойдется очень дорого (губернские СМИ, скорее всего, его вообще не заметят). Сопроводив заявление какой-либо яркой публичной акцией типа торжественного сожжения чучела губернатора, можно значительно снизить стоимость размещения информационного повода. А если рискнуть пойти на крутой скандал, например, запустить в губернатора тортом перед телекамерами – скандалиста точно покажут по всем федеральным каналам, причем совершенно бесплатно.
В общем, при планировании косвенной рекламы никогда нельзя предугадать с абсолютной достоверностью, какая часть средств пойдет на генерацию информационных поводов, какая – на их размещение и т.д. В такой ситуации целесообразно заранее отвести определенную сумму затрат на косвенную рекламу, имея в виду, что привязка этой суммы к конкретным мероприятиям достаточно условна и будет существенно меняться по мере реализации программы. Часть средств следует зарезервировать на обслуживание выигрышных информационных поводов, которые могут неожиданно возникать в ходе кампании.
Несмотря на все перечисленные проблемы, опытные избирательные технологи достаточно хорошо представляют примерные затраты на косвенную рекламу и могут планировать их с приемлемой точностью.
2. Как уже отмечалось, наиболее трудоемкой задачей косвенной рекламы является генерация информационных поводов. Обычно этой задачей занимается неформальная группа, в которую входят кандидат, руководитель и несколько ведущих специалистов штаба (PR-группа). При организации работы данной группы важно нащупать баланс между творческим и импровизационным характером ее деятельности (без которой генерация информационных поводов немыслима) и плановым началом. В противном случае многие эффективные информационные поводы могут так и остаться на уровне идей. Мы рекомендуем оформлять каждый информационный повод в качестве локального проекта кампании: документа размером в две-три машинописные страницы, в котором фиксируется цель повода, генерируемое событие, ожидаемая отдача, план и смета мероприятий (включая затраты на освещение в СМИ), а также указывается ответственный за реализацию информационного повода.
3. Еще одно традиционно узкое место при реализации программы косвенной рекламы – написание заказных статей для газет. Обычно считают, что основные проблемы могут возникнуть вокруг размещения таких статей. Однако на практике чаще бывает наоборот: в самый неподходящий момент неожиданно выясняется, что размещать, собственно говоря, нечего. Поэтому уже на стадии разработки проекта рекламной кампании необходимо иметь комплект доброкачественных заготовок для заказных материалов в прессе. Как уже отмечалось, универсальным набором таких заготовок является основное интервью кандидата.
4. Для организации косвенной политической рекламы в качестве подрядчика могут привлекаться профессиональные PR-агентства. При этом на агентство возлагается не только размещение информации о кандидате в СМИ, но и создание информационных поводов и заказных материалов. Собственно, именно в этом и заключается смысл PR.
Мы специально обращаем внимание читателей на данное обстоятельство, поскольку иногда агентство-подрядчик действует только как посредник между кандидатом и СМИ и не желает отвечать за характер и качество размещаемой информации. На наш взгляд, такой посредник абсолютно не нужен. Легенды об особо интимных связях тех или иных агентств с руководителями СМИ и об их исключительных возможностях по размещению информации в подавляющем большинстве случаев на проверку оказываются сильно преувеличенными. За последние 10 лет традиции взаимодействия организаторов политических кампаний и прессы настолько устоялись, что не составляет особого труда выйти на СМИ напрямую, не платя при этом комиссионные посреднику.
Другое дело, когда PR-агентство берет на себя ответственность не только за размещение информации о кандидате, но и за придание этой информации характера, который бы оптимизировал эффект от ее размещения, а также за создание информационных поводов (совместно с PR-группой штаба). В этом случае профессиональное знание агентством специфики работы СМИ будет исключительно ценным и полезным для организации рекламной кампании.
Поскольку практически любое мероприятие избирательной кампании может быть обыграно как информационный повод, в качестве исходных данных для разработки программы косвенной рекламы агентство-подрядчик должно получить проект кампании целиком, включая стратегию, тактику и план-график.
Исключительно важную роль в реализации программы косвенной рекламы играет пресс-служба кандидата, на организации работы которой мы остановимся в п. 3.3.7.
5. И последнее, что необходимо сказать о косвенной рекламе в избирательных кампаниях.
Сегодня избирательные кампании часто приходится вести в условиях информационной блокады, которую организуют властные органы всех уровней против неугодных им или просто независимых кандидатов. По сути подобные действия властей, наряду с «шефством» над избирательными комиссиями, являются одной из самых грязных избирательных технологий, получивших распространение в России.
В отличие от мероприятий оргмассового направления, заблокировать которые практически невозможно, и от прямой рекламы, минимум которой кандидату гарантирует закон, косвенная реклама может быть вырублена полностью. В таких случаях приходится либо отказываться от нее, либо применять ряд специфических приемов прорыва информационной блокады, например, попытаться сгенерировать скандал, о котором просто невозможно умолчать.