Конституционно-правовой статус судьи в рф.
— определяемое Конституцией РФ и ФЗ правовое положение судьи, его права, обязанности, основания и порядок назначения на должность, гарантии деятельности. Судья — центральная фигура всей судебной системы. От К.-п.с.с. (и его профессионализма и нравственной позиции) во многом зависят качество правосудия, состояние судебной охраны прав и свобод граждан. К.-п.с.с. определяется Конституцией и Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации". Все судьи обладают единым статусом. Судьей может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а для судей высших судебных инстанций РФ требуется достижение возраста 35 лет и стаж работы не менее 10 лет. Закон требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. Результаты такого экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи. Кроме того, претенденты на должность судьи обязаны пройти медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у них заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не может быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к ПП, осуществлять предпринимательскую деятельность, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и иной творческой дея-ти.
Судьи высших судебных инстанций назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента. Все иные судьи, кроме мировых судей и судей конституционных судов субъектов РФ, назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ или Председателя ВАС РФ. Назначенным судьям выдаются специальные удостоверения. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 65 лет (для судей КС РФ — 70 лет). Судья федерального суда (за исключением КС, ВС, ВАС РФ) в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения предельного возраста. За совершение дисциплинарного проступка, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения и досрочного прекращения полномочий. Для поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, судья наделяется правом повышения квалификации один раз в три года в учреждениях ВПО образования с сохранением денежного содержания на период обучения.
143. КС РФ – судебный орган конституционного контроля. Полномочия КС РФ.
Принятие Конституции РФ в конце 1993 г. и на ее основе ФКЗ «О КС РФ» открыли новый, этап в развитии конституционного правосудия в стране. Указанные основополагающие документы внесли серьезные изменения в структуру и компетенцию Конституционного Суда РФ как одного из важнейших институтов судебной власти (увеличили количество судей, установили конкретные требования, порядок назначения и многое другое).
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Задача — обеспечение защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод личности, верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны.
Главная функция КС РФ — проверка соответствия Конституции РФ: а) ФЗ, НА высших федеральных органов государственной власти (Президента, палат Федерального Собрания, Правительства); б) конституций и уставов, а также иных НА субъектов РФ, кроме тех, которые относятся к сфере исключительного ведения субъектов РФ; в) договоров между органами гос. власти РФ и ее субъектов; г) международных договоров РФ, не вступивших в силу. КС РФ не рассматривает: индивидуальные акты указанных органов, ПА всех других гос. органов (компетенция общих судов); не занимается проверкой правоприменительной практики, во многом совпадающей с судебной. Граждане обладают правом на обращение в КС РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение их конституционных прав и свобод, если эти права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.
В компетенцию КС РФ входит разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими органами государственной власти субъектов РФ. Правом на обращение в КС РФ в этом плане обладает каждая из сторон данных споров, а Президент РФ также в случае недостижения согласованного решения при использовании согласительных процедур.
Еще одно направление деятельности КС РФ — толкование Конституции. Это имеет место тогда, когда в КС обращаются Президент РФ, СФ, ГД, Правительство, органы законодательной власти субъектов РФ. Оно призвано ответить на вопрос: как следует понимать то или иное положение Конституции, что особенно важно и необходимо.
Функции КС РФ входит также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В данном случае такой запрос в Конституционный Суд направляется СФ, если соответствующее обвинение выдвинуто ГД и имеется заключение ВС РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков соответствующего преступления.
Ряд других ее статей определяет еще и такие полномочия, как направление посланий КС Федеральному Собранию (ст. 100), право законодательной инициативы (ст. 104), право присутствия судей при принятии присяги Президентом РФ (ст. 82) и др.