Политические отношения как процесс согласования общественных интересов
Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики.
Политические отношения -это взаимосвязи субъектов политики по поводу завоевания, распределения, использования, удержания и развития политической власти. Политические отношения - это своеобразный способ регулирования взаимодействия социальных субъектов в политической власти.
Политические отношения могут носить характер непосредственных (прямых) или косвенных (опосредованных) связей между субъектами политики. При непосредственной связи между ними присутствует прямой контакт. Опосредование политического взаимодействия может происходить не только через социальные предметы в вещной, знаковой и институциональной форме, но и через субъектов политики - индивидуальных и совокупных. Непосредственное политическое отношение - это прямая замкнутость субъекта политики на другой субъект. Между ними нет другого субъекта, который бы активно влиял на содержание взаимодействия, на характер направляющих его целей. Опосредованное политическое отношение между субъектами предполагает участие одного или нескольких субъектов в роли активной опосредующей силы. Но отсутствие непосредственной связи между субъектами не означает отсутствия отношений между ними. Так, неконтактные отношения между членами партий существуют независимо от их личного знакомства и опосредуются деятельностью руководящих органов.
Любые политические отношения - это продукт взаимодействия субъектов, ибо в нем они создаются и изменяются. Они могут осуществляться в различных видах. К ним относятся:
Ø политическое несотрудничество (политическая борьба);
Ø политическое сотрудничество (содействие, консолидация);
Ø политический конфликт;
Ø политический компромисс;
Ø социальный (политический) консенсус.
Понятие «политическая борьба» отражает широкий спектр взаимодействий субъектов политики в рамках определенной социальной системы. Эти взаимодействия предназначены для самосохранения, развития, функционирования одних субъектов политики за счет других посредством их устранения, принуждения или подавления. Политическое сотрудничество обеспечивает самосохранение, развитие, функционирование взаимодействующих субъектов путем их взаимной поддержки, упрочения, кооперации усилий и т.д. Политическая борьбапредставляет собой конфликтное обоюдное противодействие субъектов политики, их ассоциаций, преследующих противоположные или несовместимые цели. Она является важнейшей движущей силой политики, непосредственно определяющей развитие политических событий. Борьба зарождается на основе определенных противоречий и проявляется через множественность ее конкретных видов (конкуренция, война, восстания, революции и т.д.).
С точки зрения последствий различают три основных вида политической борьбы:
· борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию (например, борьба партий за влияние);
· борьба, приводящая к уничтожению, ослаблению одной из сторон либо к ослаблению обеих сторон (например, гражданская война);
· борьба, качественно изменяющая взаимодействующие стороны и их положение в политическом процессе (например, захват государственной власти).
Политическая борьба реализуется в двух основных формах: практически-политической и политико-идеологической. Практически-политическая борьбаможет вестись либо мирными средствами (политическая игра, давление, компромиссы, участие в выборах и т.д.), либо вооруженными (вооруженные столкновения, демонстрация военной силы, вооруженное восстание, вооруженное подавление и т.д.). Возможны также различные комбинации этих средств борьбы. Политико-идеологическая борьбареализуется посредством борьбы различных политических концепций, пропаганды содержащихся в них идей и агитации за их реализацию. В моменты своего наивысшего обострения эта борьба может перерастать в психологическую войну. Идеологическая борьба - это показ и отстаивание социально-политическими силами своего мировоззрения, образа жизни, принципов и идеалов. Психологическая борьба подменяет идеологическую дезинформацией, апелляцией не к разуму, а к нездоровым инстинктам людей, игрой на низменных чувствах, распространением политических слухов, инсинуаций и т.д. При этом используются запугивание, политический террор, заведомо ложные, фальсифицированные материалы, подлоги и пр. Политическая борьба может реализоваться под открыто политическими лозунгами. Она способна и преднамеренно, и непреднамеренно камуфлироваться религиозными или иными формами борьбы.
Ход борьбы зависит от соотношения противостоящих сил, имеющихся и используемых потенциальных возможностей.
При анализе политической борьбы выделяют три группы возможностей сторон: материальные, информационные и организационные. Материальные возможности сторон включают в себя:
а) людские ресурсы (численность населения, составляющего социальную опору данной политической организации и ее качественные характеристики, прежде всего степень морально-политической готовности и технической подготовленности к участию в борьбе);
б) экономические ресурсы (производительные силы, которые могут быть использованы для материально-технического оснащения участников борьбы, в первую очередь военно-экономический потенциал и финансовые ресурсы);
в) арсенал политического действия (состав и боеспособность вооруженных сил, военизированных организаций, других материальных сил);
г) свойства пространства, которые контролируются и используются данной политической организацией.
К информационным возможностям относятся:
а) полнота, надежность и своевременность осведомленности сторон об обстановке политической борьбы;
б) объем и качество научно-технических знаний, которые могут быть использованы в борьбе, и возможности их наращивания.
В организационные возможности сторон входят:
а) состояние собственных и коалиционных органов управления борьбой (как органов, принимающих решения, так и штабных аппаратов);
б) уровень кадрового состава органов управления;
в) эффективность нормативной системы, регламентирующей действия участников борьбы.
Возможности сторон не ограничиваются лишь этими параметрами. Можно также выделить возможности сторон в обеспечении прочных и сильных союзов с другими социально-политическими силами, социально-психологические и идеологические возможности (степень сплоченности и боевитости сторон, наличие опыта политической деятельности, уровень престижа в обществе борющихся сторон), возможности (степень и широта) идеологического воздействия и т.д., личностные возможности сторон (наличие ярких лидеров, компетентных руководителей, дальновидных теоретиков, степень убежденности и решительности последователей и т.д.).
В политической борьбе весьма значительна роль используемых средств и искусства их применения. От наличия разнообразных средств и умения их своевременно применять во многом зависит степень остроты, интенсивности и напряженности политической борьбы. Она может иметь характер скрытой или открытой полемики, критики, психологического давления, переходить к экономическому принуждению, эпизодическому применению оружия, наконец, к открытым массовым вооруженным столкновениям.
Политическая борьба может вестись между индивидуальными и коллективными субъектами политики. Борьба между политическими деятелями, лидерами и иными профессиональными политиками обусловлена социально-групповыми интересами совокупных субъектов политики. Ведь политические деятели - это прежде всего выразители интересов и воли определенных социальных групп. В основе политической борьбы между индивидами могут также лежать их личные интересы, амбиции, пристрастия, например, властолюбие.
При всем значении индивидуальной политической борьбы политика - это прежде всего борьба партий, ассоциаций, движений, это межгрупповая борьба. Именно она решает исход политических событий. Однако в любом случае политическая борьба - это такая ситуация взаимодействия, которую порождают две причины:
1) субъекты политики преследуют несовместимые цели либо отстаивают несовместимые ценности;
2) субъекты в острой конкурентной борьбе стремятся одновременно к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одним из них.
Как средство достижения этих целей политическая борьба предстает в виде многообразных форм контакта субъектов с применением принуждения (физического или психологического) либо в рамках общепринятых норм, либо вне их. Этим она отличается от другой формы политического взаимодействия - сотрудничества.
Политическое сотрудничество - это специфический вид взаимодействия субъектов политики, в процессе которого они способствуют взаимной поддержке, взаимной безопасности и взаимному сохранению. Оно может выполнять функцию источника политического развития, а может быть и его тормозом. Политическое сотрудничество возможно как между однородными субъектами политики (например, между партиями), так и между разнородными (при решении экологических проблем, проблем преступности и т.д.). Один и тот же субъект способен находиться в состоянии борьбы с первым, сотрудничества со вторым и относительного нейтралитета с третьим субъектом.
Реализация политической деятельности и политического развития идет через борьбу, через противоречия. Однако само противоречие и борьба возможны в политике лишь при наличии содействия. Иначе противоборствующие в политике стороны поглотили бы и друг друга, и общество. В то же время политическое содействие, сотрудничество без борьбы ведет к застою общества. Борьба и сотрудничество - две основные формы развертывания политической деятельности.
Важнейшей разновидностью политического содействия является кооперация- такое взаимодействие субъектов политики на базе общности их целей и задач, которое ведет к обоюдополезному результату. Политическую жизнь, как и всю общественную, трудно представить без кооперации в различных ее формах. Существенными чертами кооперации являются совместимость деятельности; технологическое взаимодействие на основе разделения функций; целенаправленность и программирование деятельности и др.
Политическое содействие осуществляется не только в виде кооперации, оно может носить также характер политических консультаций между различными социально-политическими силами. Консультациибывают либо эпизодические, либо постоянные, в рамках определенных организационных форм. Одной из их разновидностей является представительское содействие в рамках специально создаваемых для этого организаций или посреднических групп, которое может существовать в форме обмена мнениями, услугами, людскими и материальными ресурсами, например, помощь вооружением, военными формированиями и т.д.
Итак, чтобы реализовать свои интересы и цели, сохраниться, выжить в динамическом и жестком мире политики, субъект вынужден не только бороться, но и сотрудничать, объединяться с другими субъектами в ассоциации.
Политическое содействие способствует совершенствованию политических отношений и институтов, если обеспечивает содействующим субъектам наиболее благоприятные социально-экономические и политические условия для общественного развития; помогает им преодолеть дезорганизующее воздействие внешних факторов. Наряду с политической борьбой политическое содействие есть необходимый и центральный фактор политического развития.
Рассмотрим следующие базовые категории - общественный (политический) конфликт, компромисс и консенсус.
Политический конфликт- форма проявления противоречий сторон, которая связана с отличиями поведения участников общественных процессов. Такой конфликт может возникать в разных сферах и принимать разные формы. Это может быть конфликт между общественными классами (например, рабочими и буржуазией), которые противостоят друг другу, между институтами, созданными последними для реализации собственных потребностей и интересов и т.д.
Многие специалисты толкуют политический конфликт как противостояние разных политических сил по тем или иным вопросам. Если придерживаться таких позиций, политический конфликт предстает как определенное экстремальное состояние политического влияния разных институтов, которые представляют интересы разнообразных крупных общественных групп. В таких случаях участники конфликта используют почти все свои резервы политической активности, привлекают к нему всю свою общественную базу. Такое изменение событий мешает функционированию общественного целого.
Правящие группы не заинтересованы в резком противостоянии общественно-политических сил, стараются смягчить конфликтные ситуации через согласование позиций и ограничение взаимных политических требований.
Анализ общественного конфликта дает возможность выделить в нем такие социальные функции:
· разрядки напряженности;
· коммуникативно-информационную, которая дает возможность лучше понимать друг друга, следовательно, сблизиться, имея общую платформу;
· стимулирования социальных изменений;
· переоценки ценностей и норм;
· усиления лояльности общностей, консолидации общества;
· гарантии развития общества благодаря столкновению противоположных интересов, их анализу и разработке путей устранения причин конфликта.
Политический компромисс- взаимопонимание субъектов политики на основе взаимных уступок, которое является характеристикой уровня развития общества, его политической цивилизованности. Он может быть достигнут только тогда, когда все политические силы, которые принимают участие в конфликте, «играют» по одинаковым правилам и достигают соглашений касательно общих вопросов через взаимные уступки. В противном случае конфликт невозможно разрешить мирным путем, как следствие - конфронтация, вражда, революционное право народа и правящих кругов и т.д.
Достижение общественного консенсуса(совпадения во взглядах и действиях субъектов политики) по тем или иным вопросам является необычайно важной проблемой для любого общества. Необходимо найти такие механизмы его достижения, которые бы предупреждали возникновение острой конфликтной стадии политического процесса. Для этого необходимо постоянно работать в двух направлениях:
§ совершенствовать механизмы выявления и кристаллизации общественных настроений, социальных установок и потребностей;
§ создавать механизмы предотвращения преобразования неантагонистических противоречий (конфликтов) в антагонистические.
Первое направление предусматривает прежде всего постоянное изучение общественного мнения (мониторинг). Для этого необходимо регулярно проводить выборы, референдумы, опросы общественного мнения по важнейшим вопросам общественной жизни, анализировать социальную информацию, которая поступает через государственные каналы информации, средства массовой информации, а также обращения граждан к органам представительской, исполнительной и судебной ветвей власти. Важнейшую информацию можно собрать с помощью социологических и социопсихологических исследований.
При четко налаженных технологиях сбора и анализа социальной информации создаются объективные условия для учета реалий во время разрешения общественных противоречий. Способствуют этому и соответствующие общественные институты, которые аккумулируют социальную информацию, анализируют ее и передают по ступеням иерархии власти. Такими институтами являются представительские и исполнительные органы власти, партийно-политические, общественные, профессиональные структуры и др.
Политические отношения выполняют ряд социальных функций:
1.Объединительная- заключается в объединении политических структур (государственных, местного самоуправления и общественно-политических) и политической культуры (политической сознательности и стандартов политической деятельности) в единую политическую систему.
2.Координационная- координирует деятельность разных органов и организаций, что способствует нормальному функционированию политической сферы общества.
3.Социально-политического творчества- способствует обновлению организационных структур и наполнению новым содержанием субъектов политической жизни общества.
4.Деятельностная - обеспечивает функциональную активность политической системы общества, ее совершенствование и обогащение форм и содержания политической деятельности.
ВЫВОДЫ
Итак, политические отношения и связи выступают как необходимые структурные элементы политической системы общества, средства взаимодействия субъектов политики. Совершенствование политических отношений и политической деятельности в современных условиях - решающий фактор стабилизации в социально-экономической сфере, политической жизни в целом. Судьба политической системы и государства во многом зависит от способности власти принимать сбалансированные политические решения, переводить политические конфликты в плоскость политического сотрудничества и привлекать на свою сторону граждан государства для собственной поддержки на избирательных участках.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что включает в себя понятие «политическая деятельность»?
2. Какова структура политической деятельности?
3. Почему политическая власть выступает как основной объект политической деятельности?
4. В чем «плюсы» и «минусы» мажоритарной и пропорциональной избирательных систем?
5. Понятие, роль, этапы принятия политического решения.
6. Как соотносятся между собой политика и управление?
7. Управленческие решения и механизмы их реализации.
8. Можно ли рассматривать политические отношения как способ регулирования политической власти?
9. Каковы типология и основные формы политических отношений?
10. Что включает в себя политическая борьба?
11. Каковы условия и пути политического сотрудничества?
12. Как связаны демократизация, рынок и политические отношения?
ЛИТЕРАТУРА
1. Абизов В.Є., Кремень В.Г. Політичні рішення: механізм прийняття. - К., 1995.
2. Балабан Р. Результати парламентських виборів 1990, 1994, 1998 рр.: політологічний аналіз // Нова політика. - 1998. - №6.
3. Бебік В.М. Політичний маркетинг і менеджмент. - К., 1996.
4. Ващенко К. Деякі підсумки виборчої кампанії партій та блоків: регіональний аспект // Нова політика. - 1998. - №2.
5. Литвин В. Політична арена України: дійові особи та виконавці. - К., 1994.
6. Президентські вибори в Україні: політичні ресурси та імідж претендентів // Політична думка. - 1999. - №1-2.
7. Рябов С. Політичні вибори. - К., 1998.
8. Тихомиров В.Б. Профессионализм политолога: анализ, принятие решений, управление событиями // Социально-политический журнал. - 1993. - №3.
9. Томенко М. Підсумки парламентських виборів в Україні (політичні орієнтації і надання переваг електорату) // Політична думка. - 1998. - №2.