Политика и политическая деятельность

План:

1. Природа, функции и субъекты политики.

2. Политическая деятельность.

При изучении первого вопроса темы необходимо уяснить природу политики и ее содержание. Понятие «политика» - одно из древнейших. В переводе из древнегреческогоо (politika) «политика» - это управле­ние государством. Политика охватывает сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми. Она во многом зависит от своего времени, конкретно-исторических условий, господствующих в обществе, идеологии, морали, религии, уровня развития человека, его миропонимания и культуры, от господствующих политических институ­тов, норм, традиций. Содержание политики определяется интересами ведущих социальных сил общества, выражается в целях, программах, ценностях, проблемах, задачах, которые она решает, в мотивах, механиз­мах, способах, методах принятия и реализации политических решений. В силу этого политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени конкретных социальных сил, полити­ческих блоков и др. Политика предполагает определенное желание, намерение творца политики влиять на социальные группы, слои, общество. Сам творец политики также выступает объектом воздействия со стороны других людей, участвующихв системе властных отношений. Именно в этом диапазоне воздействия на властные отношения заключен механизм контроля над властью, политикой и их субъектами.

В политической науке существует различные подходы к определе­нию сущности политики. Одни политологи рассматривают политику с точки зрения взаимоотношений между классами. Другие - анализируют этот социальный феномен через призму деятельности правительств, государственных структур. Здесь можно выделить два направления: 1) приверженцы «исторической школы» западной политологии, которые находят в политической жизни как особой сфере действие стабильных законов, одинаковых для всех времен, а при этом человек является простым наблюдателем их функционирования; 2) представители бихевиористского направления выделяют в политической жизни стремление политических лидеров к власти, которое определяет их поведение в политике. Некоторые мыслители рассматривают политику в человеческом измерении, что предполагает характеристику политических процессов не самих по себе, а в связи с деятельностью людей, их интересами. Эти ученые оценивают политическую среду обитания исходя из того, соответствует ли она естественным правам человека, считая личность в качестве первичного субъекта политики.

В каждом из приведенных толкований есть свое рациональное зерно. Совокупность их анализа позволяет выделить сущностные черты полити­ки:

1) связь в ней частного и общего интереса социальной общности, группы, страны, человечества;

2) связь политики с решением проблем существования и функцио­нирования государства как особого социального института;

3) связь политики с действиями больших масс людей, с отражением в них интересов больших социальных сил;

4) отражение этих интересов в сфере теории, в программах, доктри­нах, декларациях;

5) наличие в политике властного характера как способности принуждения для целенаправленного действия на многих людей и др. Исходя из перечисленных свойств политики, ее можно определить как объективно обусловленное и целенаправленное участие в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, больших масс людей, организованных социальных групп.

Интересы классов, наций, других социальных групп требуют опре­деленной и согласованной линии поведения в конкретных меняющихся обстоятельствах. В силу этого возникает потребность во властном меха­низме, который бы воздействовал на поведение людей посредством поли­тики. Смысл последней состоит в употреблении власти для обеспечения или содействия реализации тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных сил. Для этого политика должна исходить из признания наличия объективных обстоятельств, тен­денций, существующих относительно независимо от нее, накладывающих ощутимые ограничения на ее возможности и результаты. Вместе с тем, нет жестокой детерминации предопределения характера политических событий состоянием объективных условий. Кроме этого, существует высокая степень зависи­мости политических процессов от характера политического субъекта, особенностей его исторического развития, социальной активности, уровня культуры и др. Законы в политике проявляются через поведение человека или множества людей, а значит, и через их знания, умения способности, характеры, настроения, темперамент, ментальность и др. В силу этого законы политической сферы имеют свою специфику и предсказать события в сфере власти, политики можно только с определенной степенью вероятности. Законы политики являют собой те факторы, связи, долговременные тен­денции, которые возникают и действуют как внутри ее, так и во внешних связях политики с явлениями материальной, экономической, этнической и культурной жизни, в значительной степени направляя ход политических процессов и событий.

Среди закономерностей, отражающих влияние внешних факторов, прежде всего следует выделить связь политики с экономикой. Она выра­жается как в зависимости политики от типа экономических отношений, господствующих в обществе, так и в обратном влиянии политики на эко­номику. Такая же зависимость существует между политикой и другими социальными феноменами - общественным сознанием, идеологией, обще­ственными структурами, органами власти, политическими партиями, поли­тическими лидерами, а также отдельными гражданами общества. Влияя на политику, все они, в свою очередь, подвержены влиянию со стороны поли­тики.

Политика должна вырабатываться на научной основе, т.е. она долж­на исходить из признания наличия объективных условий, тенденций, существующих независимо от нее и накладывающих на нее свой опечаток. Важнейшим фактором отражения вне и внутри политики объективных обстоя­тельств является исторический опыт, внимательное отношение к его уро­кам, стремление к наиболее полному учету в политической деятельности переплетения всего многообразия различных событий. Научный подход к анализу политики, тщательное изучение ее осуществляется с целью использования в жизни выводов и обобщений науки. Их учет может создавать возможности предвидения или даже моделирования политических процес­сов, хотя лишь с определенной степенью вероятности из-за субъективных обстоятельств. Вследствие того, что политика определяется не только объективными обстоятельствами, но и субъективной деятельностью людей, к ней следует относиться не только как к науке, но и как к искусству. Смысл последнего заключается в умении видеть ее специфику, зависимость как от объективных, так и от субъективных обстоятельств, факторов, которые иногда не укладываются в логику явлений, процессов, а вытекают из человеческих страстей, чувств, на­строений, культуры, совести, чести, знания, ответственности, гуманности, а также может быть, из незнания, бесчестия, невежества, хамства, лживости, обмана, хитрости и др. Это требует постоянной готовности от людей, занятых политикой, к встрече с новыми и нестандартными ситуациями, непредусмотренным поведением людей, неожиданными решениями, требующими творческого, вдохновенного, мастерского отношения к своей деятельности. При этом нельзя забывать и об объективных факторах в политике, но важно уметь их сочетать с субъектив­ными.

Проникновение политики во все сферы жизнедеятельности общест­ва определяет многообразие ее видов. Она различается по сферам жизни - экономическая, социальная, национальная, культурная, технологическая, военная и т.д.; по субъектам деятельности - государственная, партийная, общественно-групповая, конструктивно-личностная; по масштабам - ме­ждународная, региональная, локальная и др. Следовательно, понятие политики охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. Это и органи­зованная деятельность людей, и их учреждения власти по управлению об­щественной жизнью в интересах этих людей. Это также общественные от­ношения между людьми по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования; складывающиеся на основе политического сознания, политической культуры; это стратегическое и тактическое поведение людей, их искренние или лживые подходы к другим людям в системе властных отношений; это также культура норм, с помощью которых реализуются политические взгляды, цели, интересы, идеалы, потребности.

Политике соответствуют также структуры и виды деятельности об­щественных субъектов, без которых ни одно сообщество, ни одна социаль­ная система не в состоянии выжить. В ней формируются общие интересы и цели сообществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения. Поэтому субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организа­ции.

В структуре политики важными элементами являются ее формы, содержание и процесс. Форма политики это ее организационная структура, институты пре­дающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать по­литическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в го­сударстве, партиях и группах интересов, ассоциациях и движениях, а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях, ценностях и пробле­мах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как от­ношений различных социальных групп, организаций и индивидов по поводу власти.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценно­стные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории. Элементами политики выступают нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий; целевые установки групп интересов; политико-правовые нормы. В структуру политики входят институты власти и борьба за нее, а также отношения властвования - господства и подчинения, политической борьбы и сотрудничества и др. Если попы­таться перечислить конкретные проявления политики, то в качестве тако­вых можно назвать политические взгляды, идеи, теории, программы, цен­ностные ориентации, установки, стереотипы, обычаи, традиции, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, по­литическую психологию людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека, политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, эли­ты, группировки и т.д.

Помимо проявлений и элементов в политике иногда выделяют уров­ни ее существования, в частности, можно назвать макроуровень, характе­ризующий государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах. Следующим уров­нем являются микроуровень политики. Он охватывает отдельные органи­зации - партии, профсоюзы, корпорации, фирмы и др. Здесь, как и в госу­дарстве в целом, обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике, как например, выдвижение и реализация кол­лективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и другое. Анализ показывает ещё один уровень полити­ки - мегауровень, который относится к деятельности международных ор­ганизаций: ООН, НАТО, ЕЭС и др. Макроуровень из всех занимает цен­тральное место и характеризует суть политических явлений. Микроуро­вень и мегауровень имеют подчиненное значение.

Среди всех вопросов темы важным является функции политики. Они характеризуют направления воздействия ее на общество. К ним относятся: поддержание, укрепление целостности общества как сложной дифференци­рованной социальной системы, обеспечение общественного порядка и ор­ганизованности; разработка целей всего общества, его коллективных субъ­ектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; распределение дефицитных ценностей и благ; предотвращение и регули­рование групповых конфликтов; конструирование сложных социальных субъектов. Суть этих функций заключается в выявлении смысла существования общ­ности, определении общих интересов всех субъектов политики, выработка приемлемых для всех субъектов правил поведения, распределение действий и ролей между субъектами или выработка правил, по которым субъек­ты самостоятельно распределяют роли и политические действия и воздействия, функции; создание общепонятного для всех субъектов языка, способного обеспечить эффек­тивное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества. По поводу функций политики есть другие точки зрения. Так, исследо­ватель Г. Алмонд выделяет две основополагающие группы функций политики. Первая – это воздействие общества на политику и вторая – это влияние по­литической системы на общество, включающая в свою орбиту политиче­скую социализацию, привлечение граждан к участию в политике, а также разработку норм, законов, их применение, контроль за их соблюдением.

Относительно географии распространения политики можно сказать, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, ре­лигию, спорт и т.д. Известный американский политолог Роберт Даль пи­сал, что политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство, партии, но также профсоюзы, частные клубы, де­ловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, кланы и даже отдельные семьи. Еще более широкий взгляд на сферу распростране­ния политики выразил американский политолог Д. Хелд. Трактуя поли­тику как борьбу за организацию человеческих возможностей он утвержда­л, что она является не только деятельностью правительства, но и состав­ным элементом всей человеческой жизни, производства и воспроизводства общества. Приведенные выше трактовки понимания политики отмечают ее важнейшие социальные границы и критерии, в частности, власть, авторитет, организации, управление. В тоже время, широкая трактовка политики таит в себе опас­ность затемнения ее особенностей, растворения близких к политике явле­ний - власти, социальной организации, управления, изучение которых является предметом специальных наук, соответственно: социологии власти, со­циологии организации, социологии управления.

Более конкретно границы и критерии политики определяет М. Вебер. Он пишет, что ассоциация может быть названа политической, если выпол­нение ее распоряжений постоянно осуществляется на определенной терри­тории под угрозой или с применением принуждения со стороны админист­ративного органа. Как видно, М. Вебер ограничивает критерии политиче­ского пространства постоянством власти, ее распространением на опреде­ленную территорию, наличием специальных органов принуждения. То есть он политику связывает с общегосударственным уровнем ее функцио­нирования. Отмеченные выше критерии политики отражают ее статику, важнейшие постоянно воспроизводимые черты. В то же время политика достаточно динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономические, социальные, духовные и другие общественные яв­ления, порою, сугубо личные и интимные области. Почти любая общест­венная проблема может стать политической в том случае, если она затра­гивает интересы общества и требует обязательных для всех граждан реше­нии. Политика это инструмент сознательного не только регулирования но и саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные обществен­ные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулиро­вания, как например, охрана безопасности граждан, общественного поряд­ка, развитие международных связей, так и на те, которые временно приобретают политическую значимость, как например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий, внезапных и неожиданных катастроф и аварий. Распространяясь на экономику и другие явления, как например, культуру, религию, политика не подменяет их, а придает им особый аспект, делает их объекта­ми воздействия публичной власти.

Широкое проникновение политики в обществе не означает, что она не имеет границ. В научном мире по этому вопросу существует не однозначное мнение. Некоторые ученые, сторонни­ки тоталитарных концепций, устраняют всякие ограничения политического воздействия. Согласно тоталитарным концепциям в обществе может быть тотальная, то есть всеобщая политизация, политическое командование экономикой, культурой, наукой и даже личной жизнью. Политика в этом случае упраздняет гражданское общество и всякую автономию частной жизни. Анархистские концепции, отождествляя политику и власть с насилием, подавлением личности, стремятся заменить ее самоуправлением, то есть добровольным объединением суверенных людей, которые имеют сво­боду выхода из ассоциации. Либерализм признает в обществе наличие го­сударства и гражданского общества, неконтролируемую государством ча­стную жизнь. Государство, - считают сторонники либерализма, - не должно вмешиваться в дела гражданского общества. Следовательно, либералы ог­раничивают политику. Кейнсианская концепция считает, что государство может вмешиваться в экономическую жизнь, регулировать социальное обеспечение, занятость, трудовые и другие общественные отношения. Эта концепция является теоретическим обоснованием социального государства и его политики в современных постиндустриальных странах. Кейнсианская концепция ограничивает политику областью разнообразных прав человека и принципами рыночной экономики, сохраняя, однако, за ней важнейшую роль в жизни общества. Экономика и политика взаимосвязаны и взаимозависимы. Политические явления имеют глубокие корни материального производства. Именно это имел ввиду К. Маркс, когда говорил, что экономические отношения первичней, а политические отношения производные от них. Политика при этом относительно самостоятельна и потому оказывает активное обратное влияние на экономику. Влияние государства на развитие экономики может проявляться в трех основных вариантах:

1) государственное вмешательство осуществляется в совпадении с тенденциями экономического развития и в этом случае оно пойдет быстрее;

2) государственное вмешательство осуществляется вопреки тенденциям развития экономики и в этом случае оно препятствует ее развитию, а через определенное время политический курс обнаруживает свою несостоятельность и тупиковый предел;

3) государственное вмешательство поощряет развитие одних отношений хозяйства и препятствует развитию других, в результате чего будет чередоваться первый или второй варианты. Вмешательство власти в экономику может причинить ей вред, вызвать неоправданную затрату сил, материальных и интеллектуальных ресурсов.

В настоящие время считается открытым вопрос о пределах вмешательства государства в политику. Политические мнения в этом вопросе разделились на правые и левые. Правые политические силы считают, что должны быть пределы политического вмешательства в экономику и ориентируются на естественный ход ее действий. Левые политические силы являются сторонниками активных действии по преобразованию существующих экономических порядков. На ранних этапах политического развития, когда товарные отношения утверждались в качестве господствующих, были проблемы, связанные с вмешательством государства в экономику. Во второй половине XX века страны Запада смогли в значительной степени реализовать свои главные экономические и социальные интересы, а также изменить направленность и масштабы государственного регулирования. В каждой стране они определялись в ходе сложной идейно-политической и классовой борьбы. Главное направление борьбы осуществлялось между тремя идейно-политическими течениями: консерваторами, либералами и социал-демократами. Консерваторы ориентировались на приоритет рынка, на эффективность рыночных механизмов в обеспечении прогресса экономики. Они считали, что сохранение сильного частного бизнеса является гарантом политической свободы. Либералы, как сторонники рынка, не считали рынок совершенным механизмом, способным решать комплексные проблемы. Они ориентируются на государственное вмешательство. Социал-демократы являются также сторонниками рыночных отношений, но при этом считают обязательным существование мощного государственного сектора производства.

Долгое время отечественная экономическая и политическая практика представлялась как новый этап исторического развития. Естественным стало огосударствление общественной жизни, экономики, монополизация политической власти. В итоге сложилась могучая командно-административная система, характеризующаяся монополией государственной собственности, монополией хозяйствования, монополией на научно-технические достижения, монополией государства на движение денежных и трудовых ресурсов. В этой обстановке экономика оказалась полностью подчиненной государству, а экономическая власть в руках бюрократии. В сфере политики ведущими стали интересы номенклатуры и бюрократии. В начале 80-х г. экономическая система СССР почти полностью исчерпала внутренние резервы для прогресса. Резко замедлился экономический рост и благосостояние людей, накапливались проблемы в социальной сфере. В 1985 г. руководство страны взяло курс на ускоренное экономическое развитие и демократизацию общества. Все изменения в экономике и политике представлялись как их совершенствование. В обществе сформировалось мнение, что экономику следует реформировать путем создания смешанного типа рыночных отношений. Рыночные отношения при этом должны были протекать под государственным контролем. В итоге, объективной необходимостью выступили плюрализм всех форм собственности, свобода ведения хозяйственной деятельности, демонополизация экономической жизни, земельное реформирование, создание рынка средств производства и труда, создание свободных рыночных цен, налаживание антиинфляционного механизма. Однако, эти меры в силу различных причин, оказались неспособными остановить консервативные тенденции и застой. Начался глубокий экономический кризис. Это стало наглядным свидетельством реализованных существенных дефектов в экономической политике и государственном вмешательстве в экономику, которое проявилось в политической деятельности.

Освещая вопрос о политической деятельности следует подчеркнуть её связи с политикой. Политика в определенной мере является политической деятельностью. Политическая деятельность – это индивидуальные или коллективные, спонтанные или организованные действия, функции общественных субъектов, прямо или косвенно исходящие из интересов и ценностей крупных господствующих общественных групп. Эта деятельность ведется в рамках существующих отношений власти или вопреки им. Она регулируется, как правило, правовыми или уставными нормами. Результаты политической деятельности ведут к укреплению или ослаблению и разрушению отношений между крупными общественными группами, в первую очередь, между общественными классами. Эти отношения отражают сотрудничество или борьбу между общественными группами за сохранение или укрепление существующего общественного порядка в государстве. Основой такого сотрудничества или борьбы является признание или отрицание экономического, социального, политического и идеологического господства определенного общественного класса в данном государстве.

Политическая деятельность в целом является коллективной деятельностью, проводимой с учетом общественных целей, достижение которых возможно посредствам специализированных организаций или в их рамках. Примерами типичных видов политической деятельности могут выступать вооруженное восстание, крестьянская война, политический переворот, политическая реформа, выборы, официальный визит государственной делегации в дружественные страны, дипломатические переговоры и др. Результатами политической деятельности обычно являются общественные изменения, происходящие в отношениях между классами, в отношениях структур власти, между руководителями и руководимыми, субъектами и объектами власти по поводу границ власти, в политических отношениях между индивидами и группами. Результатами политической деятельности могут являться такие изменения отношений производства, распределения, собственности, власти, потребления и др. Могут также изменятся отношения между основными и неосновными слоями, группами, внутри неосновных групп и т.д. Эти изменения, которые осуществляются в результате политической деятельности, касаются прежде всего участия классов в распределении экономических и неэкономических благ, имеющихся в недостаточном количестве, но пользующихся у общества особой популярностью.

Результаты политической деятельности изменяют отношения власти между общественными субъектами, особенно между правящими и управляющимися. Политическая деятельность может вызвать изменения в системе власти, то есть в возможностях реализации решений распорядителя, в объеме власти, что может привести к ее концентрации или деконцентрации, централизации или децентрализации. Учитывая максимальный радиус действия общественных изменений в отношениях классового господства и отношениях власти, вызванных данной политической деятельностью, можно получить конкретный тип политических действий: революцию, мятеж, контрреволюцию и др. Может быть и такой тип политической деятельности как реформы, то есть мероприятия, ведущие к общественным изменениям, которые не подрывают основы власти правящего класса. Таким образом, можно сказать, что управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность, ее основной смысл.

Как известно, политика есть взаимодействие людей, направленное на преимущественное удовлетворение их частных, групповых интересов, на социальное господство. Это взаимодействие осуществляется посредством широкого арсенала приемов, мер, действий, которые по своей совокупности могут быть определены как политическая деятельность. Политическая деятельность проходит длительный и сложный путь развития от простых, примитивных форм, к современным многообразным, многосложным и неоднозначным. Так, например, в условиях рабовладельческого общества государственная деятельность сосредотачивалась в трех основных ведомствах: военном, финансовом и общественных работ, которые носили сравнительно несложный характер. Представительных органов тогда еще не было, кое-где лишь сохранялись, как пережиток родового строя, народные собрания. Их роль постепенно и все более и более снижалась, вытесняясь административным аппаратам. Государство, с одной стороны, надежно охраняло собственность рабовладельцев, создавая условия для эксплуатации рабов, а с другой, – подчиняло неимущих в масштабе всей страны интересам эксплуататоров. Нацеленность на защиту интересов рабовладельцев проявилась также в подавлении сопротивления рабов. Осуществлялось оно путем насилия, вплоть до физического уничтожения непокорных без суда и следствия, не только в период восстаний, но и для профилактики в мирные дни.

Важнейшим субъектом этой политической деятельности являлась армия. Она не только выполняла внешнюю функцию, но и удерживала в повиновении подвластное население, как своей страны, так и завоеванных земель. В частности, «Законы Ману» прямо указывали, что только войско может обеспечить необходимый контроль за подданными, поэтому рабовладельцы тогда всемерно старались укреплять свои вооруженные силы и создавать общественное мнение в пользу службы в армии. В древнем Риме, например, только служба в армии могла открыть карьеру на политическом поприще.

Весьма существенным было идеологическое воздействие на народные массы со стороны религии. Наибольшее значение в нем тогда имело использование религиозный формы давления. Для его осуществления создавались организации отправления религиозных культов, сооружались храмы и другие культовые строения. Всему этому уделялось исключительно большое внимание. Очевидно, что предшествующая история, как следует из выше изложенного, характеризовалась прежде всего применением крайних, силовых мер. Сегодня, с переходом к правовым видам политической деятельности, все чаще используются средства согласования интересов, принципы толерантности, плюрализма, компромиссов, стремление достичь консенсуса.

При достижении власти могут быть использованы различные пути, в частности, политической революции, реформы, контрреволюции, милитаризм.

Политическая революция – означает «поворот» и «переворот». Она представляет собой глубокое качественное изменение, скачок в развитии общества. Революции перехода к рабовладельческому и феодальному обществу складывались из локальных массовых движений и восстаний. При переходе к капитализму большую роль уже играет политическая деятельность партий и организаций. В условиях возрастания политического фактора революции приобретают черты общенационального процесса, где нации и классы становятся полноценными субъектами политической жизнедеятельности.

Реформа – это преобразование, изменение, переустройство политической жизни, порядка, институтов, учреждений, осуществляемое в основном без изменения экономических и социальных основ общества. В ее основе лежит метод проведения политики, предполагающий эволюционирование общества и его институтов власти. Реформы – это также политические действия, являющиеся сознательной и целенаправленной деятельностью группы людей или личности. Эта деятельность регулирует имеющейся силой власти общественные отношения между классами во имя сохранения существующего общественного порядка. Реформы могут проводиться с использованием средств насилия.

Существуют также такие типы политических действий как политические перевороты, в частности, государственный переворот, путчи, дворцовые перевороты, военные заговоры. Действия такого типа ведут лишь к изменениям в сфере власти. В отличие от революций и реформ, политические перевороты не ведут непосредственно к формационным изменениям, то есть не меняют общественно-экономическую формацию данной страны.

Контрреволюция – это реакция на революционную практику, на революцию, сходящих с исторической арены классов, самая крайняя и отчаянная форма борьбы реакционных сил против революционных классов. Контрреволюцию не следует смешивать с реакцией и консерватизмом. Реакция представляет собой лишь социальную позицию отживших классов или слоев. Консерватизм есть позиция власти по сдерживанию темпов развития, консервации прежних форм жизнедеятельности. Цель контрреволюции заключается в реставрации старых общественных порядков, сохранение политической власти того или иного класса, восстановление прежних форм властвования, пресечение глубинных процессов социального обновления и создания принципиально нового строя с новой властью.

Непосредственными причинами политической деятельности являются мотивационная структура деятельности и политические решения. Мотивационную структуру политической деятельности образуют: знание ситуации, в которой субъект реализует свои цели, система ценностей и норм, личные предрасположенности и эмоции, то есть психологические факторы. Важным фактором, определяющим конкретную мотивационную структуру политической деятельности, является идеология, которая обосновывает цели, политические программы и политические решения. Политическое решение - это выбор одного из не менее двух возможных политических действий. Они являются абстрактным представлением о желаемых возможных результатах деятельности и непосредственным импульсом к действию. Политическое решение имеет своих субъектов. Ими являются либо сами граждане, либо их представители в представительных органах, политических, профессиональных и прочих организациях. Акт выбора политического действия включает в себя характерное общественное согласование противоположных интересов.

Политическая деятельность также представляет собой участие в выработке и проведении в жизнь политики. Это действия социальных групп, классов, социальных слоев, наций, организаций и конкретных лиц по реализации соответствующих политических интересов. Социальной предпосылкой этих действий являются глубинные экономические интересы. Политическая деятельность есть следствие материальной и духовной деятельности, ее производная, но обладающая значительной самостоятельностью. Практическая политическая деятельность может оказывать прогрессивное воздействие на общественные процессы, иметь конструктивный созидательный характер или сдерживать, дестабилизировать, вызывать конфронтацию, разрушение, межнациональную рознь. Политическая деятельность имеет различные виды, отличающиеся содержанием потребностей, мотивами, задачами и формами проявления. Она включает цели, методы, средства, сам процесс действий и его результаты. Специфика политической деятельности состоит в том, что выбор методов и средств связан с определенными нравственными и этическими представлениями.

В структуре политической деятельности следует различать деятельность как политическое участие в политической жизни общества и деятельность как политическое функционирование, профессиональную кадровую работу в составе тех или иных политических институтов.

Политическое участие – это осуществление определенных акций, мероприятий с целью выражения интересов, позиций, требований, настроений, которые господствуют в массах, а также влияния на органы власти, чтобы заставить их выполнять требования, заявления протеста, определенные решения, конкретные формы политического участия могут быть экстремистского стиля или взаимного согласия. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мероприятиям и действиям, нетерпимость, непринятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на компромиссах в политике, что означает склонность идти на уступки, жертвовать какой-то частью своей позиции, устремлений для достижения согласия. В политической жизни общества граждане берут участие в таких практических мероприятиях, как демонстрация, манифестации, митинги, различные компании, которые проводятся политическими партиями и организациями. Политическая демонстрация может быть необходима для выражения определенного общественно-политического настроения, солидарности, протеста. Демонстрация проводится также с целью привлечь внимание общественности и власти к какой-нибудь определенной социальной проблеме. Митинг - это собрание, организованное не для решения определенного вопроса, не для дискутирования, а для формирования психологической готовности индивидов к непосредственному действию. Это собрание сторонников какой-то идеи, которая преобразуется в требование. Своими действиями, даже самим фактом массового собрания, присутствующие пропагандируют идею, которая их объединила и свою волю. Следовательно, политическое участие может выступать своего рода формой контроля за деятельностью государственных органов и общественных организаций, за выполнением принятых решений. Культура политического участия определяется тем, насколько граждане знают процедуры осуществления политических акций, нормы, которые их регламентируют. Следовательно, политическое участие – это выполнение определенных действий, мер, выражающих интересы, взгляды, настроения, позиции определенных слоев общества, их формирования, а также воздействие на органы власти с целью осуществления их требований, выражения поддержки или протеста против каких-либо решений.

В политической деятельности могут использоваться такие формы политического участия как разного рода альтернативные движения. Их появление часто выступает как протест против бюрократизации и формализма традиционных политических структур общества, как компенсация сложившегося отчуждения граждан от участия в осуществлении формальной политической деятельности. Альтернативные общественные и политические движения, не претендуют на официальный или государственный статус. Они ставят своей задачей решение насущных социальных проблем без обращения к социальным структурам, опираясь лишь на инициативу граждан. Такого рода деятельность способствует преодолению отчуждения граждан от политической деятельности.

Помимо политического участия политическая деятельность реализу­ется еще и в политическом функционировании. Политическое функциони­рование - это осуществление и управление жизнедеятельностью политических, различных управленческих институтов, управление общими делами, процессами удовлетворения насущных потребностей общества и его групп; это профессиональная аппаратная по­литическая деятельность. Она находит свое выражение прежде всего в управлении и политическом руководстве обществом, подборе и расстанов­ке кадров, принятии политических решений. Она реализуется в функциях основных субъектов политической жизни - государства и его учреждений, партий, общественных организаций, движений и объединений, различных органов и форм представительной и непосредственной демократии, средств массо­вой информации. При этом используются многообразные методы и сред­ства. Разновидностью политического функционирования является политическое лидерство. Политическим лидером может быть глава государства, руководитель политической партии, общественного движения, объединения. Признаками политического лидерства является признание большинством граждан, членами определенной политической структуры конкретного человека наивысшим авторитетом и готовность подчиняться ему. Политическая деятельность - это целенаправленная борьба за завоевание, укрепление, использование господствующего положения, политической власти; это участие в руководстве, управлении, государственными, общественными делами и многочисленные формы влияния на них.

Так, например, политическая деятельность государства осуществля­ется в рамках ее основных функций: внутренних и внешних, т.е. реализация власти внутри страны и извне по защите ее от нападения; это также организация сотрудничества с другими странами и др.

Государство решает экономические, политические, социальные, идеологические и иные задачи через право. С этой точки зрения можно различа­ть три основные формы деятельности: правотворческая – разработка и принятие законов и других юридических норм; правоисполнительская - деятельность по исполнению норм права; правоохранительная - контроль и надзор за исполнением пра­вовых норм и применение в случае необходимости принудительных мер.

Социальными критериями эффективности политической деятельности могут выступать следующие характеристики:

1) способность ее обеспечить стабильность в обществе, рациональное и эффек­тивное использование наличных ресурсов производственного, трудового и интеллек­туального потенциалов;

2) способность активизировать труд, непосредственно выходящий на интересы человека, реально влияющий на уровень и качество удовлетворения че­ловеческих потребностей;

3) способность изменить условия, производительность и социальную результа­тивность труда, мобилизовать людей на создание факторов роста их благосостояния.

Таким образом, политическая деятельность это сознательное целенаправленное осуществление людьми социально-политических функций, пронизанных борьбой за завоевание, упрочнение, устройство и использование господствующего положения, политической власти. Политическая деятельность прошла длительный исторический путь развития от примитивных, в основном насильственных форм организации важнейших сфер жизнедеятельности общества до многообразных, сложных и неоднознач­ных форм организации современной политической жизни общества со всем его многообразием экономических, политических и духовных интересов.

Из всего сказанного следуют выводы: 1) что развитие и дифференциация знаний о политике и политической деятельности связаны с развитием исследующих их дисциплин, в первую очередь политологии, политической социологии и политической философии; 2) политика с ее результатами является одной из наиболее острых тем современного массового и научного сознания; 3) современные знания о политике и политической деятельности позволяют считать их важнейшими факторами естественно – истерического процесса; 4) политика как социальная сущность неотделима от сознания общества, человека, их интересов, потребностей, целей и мировоззрения; 5) политика выражается в программах, лозунгах, комментариях партий, политических лидеров, правительства; 6) политическая деятельность составляет форму бытия политики, ее интеллектуальный и предметно-практический труд; 7) вместе с поворотами истории политика строится как ряд позиций и оппозиций: агрессивная, миролюбивая внешняя политика, эксплуататорская, освободительная, тоталитарная, авторитарная, демократическая, реакционная, прогрессивная и т.д.; 8) генеральный перспективой политики является ее усложнение в силу дифференциации социальной структуры, многообразия интересов классов, слоев, групп, повышение ее эффективности и ответственности.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое политика?

2. Каковы сущностные черты политики?

3. Каковы основные функции политики?

4. Какова структура политики?

5. Каковы субъекты и объекты политики?

6. Каково понятие политической деятельности?

7. Чем детерминируется политическая деятельность?

8. Что такое деятельность как политическое участие?

9. Что такое деятельность как политическое функционирование?

10. Каковы критерии эффективности политической деятельности?

Литература

Брегеда А.Ю. Основи політології./ Навч. Посібник. – Вид. – 2-е. – К.: КНЭУ. – 2000. – 312с.

Бурдье П. Социология политики. – М.: Sосіo – Logos. – 1993. – 334с.

Бурлачук В. Способы артикуляции власти, или символ в системе властных отношений. // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2003.

– №3. – С.20-31.

Данилов А. Переходное общество. Проблемы системной трансформации. – Мн.: ООО «Харвест». – 1998. – 432с.

Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. – 2-е изд. – Ростов н/Д: «Феникс». – 1999. – 576с.

Кіндратець О. Ціна соціального спокою. // Політика і час. – 2003.

– №10. – С.41-48.

Ковлер А.И., Смирнов В.В. Демократия и участие в политике. – М.:

– 1990. – 254с.

Литвин В. Політична арена України: ділові особи та виконавці. – К: Знання. – 1994. – 168с.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Изд-во «Приор». – 1997. – 400с.

Павленко Р. Аналітичне забезпечення суспільних змін в Україні. // Людина і політика. – 2003. – №4 (28). – С.11-17.

Политология. Учебно-методическое пособие для студентов. // Под ред. В.В.Рыбакова. – Донецк: ДонГУЭТ. – 2000. – 159с.

Слісаренко І. Стратегія Паблик рилейшнз. // Політика і час. – 1997.

– №3. – С. 21-29.

Тимофеев Т. Виклики ХХI століття – дебати про альтернативи. // Політична думка. – 1999. – №4. – С.5-14.

Тихомиров Л.А. Христианство и политика. – М.: ГУП Облиздат, ТОО Амер. – 1999. – 616с.

Торкунов А.В. Профессионализм в политике как образовательная задача. // Полис. – 1999. – №1. – С.11-21.

Україна на перехідному етапі. Політика. Економіка. Культура. // За ред. Т. Степанкової та ін. – К.: Академія. – 1997. – 280с.

Хайтун С.Д. Феномен «избыточности» мозга, генома и других развитых органических и социальных структур. // Вопросы философии.

– 2003. – №3. – С. 85-96.

Хайтун С.Д. Социальная эволюция, энтропия и рынок. // Общественные науки и современность. – 2000. – №6. – С.49-52.

Лекция № 7.

Наши рекомендации