Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
1. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Бизнес (англ. business — дело, занятие, торговля) | Предпринимательство |
Экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды. Данная деловая активность направлена в конечном счете на совершение коммерческих операций по обмену товарами или услугами | Инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг |
Понятие бизнеса отличается от понятия предпринимательства именно тем, что к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности.
Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательством, а ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.
2. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.
· субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы), государство;
· объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.
3. Субъекты предпринимательства:
3а. Юридическое лицо – организация, учреждение, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей
3а.1. Признаки юридического лица:
· независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
· наличие имущества;
· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
· право осуществлять от своего имени экономические операции;
· самостоятельная имущественная ответственность;
· право выступать от своего имени в суде.
3а.2. Виды юридических лиц:
· коммерческие – имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (предприятия связи и транспорта, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, организации бытового обслуживания);
· некоммерческие – не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли (финансируемые из различных бюджетов учреждения (больницы, школы, институты), потребительские кооперативы, благотворительные фонды).
Отдельными видами деятельности (банковской, страховой) юридические лица вправе заниматься только на основании специального разрешения — лицензии.
3б. Физическое лицо – человек, участвующий в экономической деятельности в качестве ее полноценного субъекта. Действует от собственного имени, может заниматься предпринимательством с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Применяются те правила, которые регулируют деятельность коммерческих организаций
4. Виды предпринимательства:
· производственное предпринимательство – осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей;
· коммерческое предпринимательство – состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров, услуг и не связано с производством продукции;
· финансовое предпринимательство – является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи здесь выступают деньги, валюта, ценные бумаги;
· посредническое предпринимательство – проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны;
· страховое предпринимательство – особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая.
5. Формы предпринимательства
По признаку объектов предпринимательства
· Малый бизнес (до 50 человек)
o Франчайзинг (от фр. franshise — льгота) — это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
o Венчурная (от англ. venture — рискованная затея) фирма — это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка
· Средний бизнес (до 500 человек) – он непрочен, так как ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
· Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) – отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию
По типу фирм
· Индивидуальное, или частное предпринимательство – бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал.
· Товарищество, или партнерство – бизнес, которым владеют два и более человек. Они принимают совместные решения и несут личную имущественную ответственность за ведение дела.
· Кооператив – похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков.
· Корпорация – совокупность лиц, объединенных для совместной предпринимательской деятельности. Право на собственность корпорации разделено на части по акциям, поэтому владельцы корпораций называются держателями акции, а сама корпорация —акционерным обществом (АО)
6. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность:
· свобода предпринимательской деятельности;
· инициативная и самостоятельная деятельность;
· получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности;
· юридическое равенство различных форм собственности;
· законность в предпринимательской деятельности;
· свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
· государственное регулирование:
o Прямое (регистрация и лицензирование предприятий, сертификация продукции);
o Косвенное (льготные кредиты, льготы по налогообложению).
7. Функции предпринимательства
· ресурсная – соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое;
· организационная – использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода;
· творческая – использование новаторства в деятельности.
8. Потребитель — это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Потребителем выступает фирма, организация и государство в целом.
9. Цель потребителя — извлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.
Ограничения на пути достижения цели потребителя:
· семейный (потребительский) бюджет – баланс денежных доходов и расходов семьи;
· цены на товары и услуги;
· ассортимент предлагаемых товаров и услуг.
Рациональное поведение потребителя — это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Суверенитет потребителя – это право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
10. Доход потребителя — это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения благ и услуг на цели личного потребления.
При составлении бюджета семьи используются показатели номинальных {денежных) доходов.
Основные источники номинального (денежного) дохода потребителя:
· заработная плата;
· социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии);
· доход от предпринимательской и иной деятельности;
· доход от собственности (плата, полученная за аренду квартиры, процент на денежный капитал, дивиденды по ценным бумагам).
Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны. Он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.
11. Потребительские расходы делятся на:
· обязательные расходы (минимально необходимые) — расходы на питание, одежду, транспорт, оплату коммунальных услуг и т.п.;
· произвольные расходы (покупка книг, картин, машины и др.) – расходы в случае, если личные доходы потребителя не превышают обязательные расходы
Чем выше доход семьи, тем меньше доля расходов на питание и больше на товары длительного пользования, а также тем больше удельный вес сбережений.
Немецкий исследователь-статистик Э. Энгель (1821—1896) установил связь между доходами населения и структурой потребления. Согласно «Закону Энгеля»:
чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля ее расходов на продовольственные товары. Соответственно возрастает спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня доходов существенно увеличиваются затраты на высококачественные товары и услуги. Таким образом, структура расходов на потребление изменяется в прямой зависимости от размера дохода.
По доле расходов семьи на питание можно судить об уровне благосостояния разных групп населения одной страны и сравнивать благосостояние граждан разных стран.
12. Уровень жизни — это уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения страны промышленными товарами, продуктами питания, жилищем и т.п.).
Качество жизни – включает в себя помимо уровня жизни условия и безопасность труда, культурный уровень, физическое развитие и др.
Глава 3 - Политика.
Тема 1. Понятие власти
1.Сущность власти («вертикаль власти – это суррогат вертикали смысла»)
Глубинный источник власти – неравенство людей. Главное в сущности власти — ее роль в целесообразной организации отношений в обществе. Основными чертами власти являются:
· всеобщность — проникает буквально все человеческие отношения.
· инклюзивность — соединяет и противопоставляет социальные группы и отдельных индивидов.
2. Структура власти
1) субъект власти – человек, общность людей, организация, осуществляющая власть;
2) приказ субъектавласти, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения;
3) объект власти – человек, общность людей, организация, над кем осуществляется власть
4) подчинение объекта власти приказу;
5) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиниться приказам осуществляющего власть.
3. Особенности политической власти от видов власти в других сферах общества (экономической, социальной, духовно-информационной):
1) легальность(формально-юридическая законность) в использовании силы («монополия на законное насилие» по М. Веберу);
2) верховенство (суверенность), обязательность решений власти для общества и, соответственно, других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность (обращение ко всем гражданам) и безличность (обращение от имени всего общества в форме права-закона);
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений;
5) многообразие ресурсов(принудительных, экономических, информационных и других).
4. Понимание политической власти, вытекающее из разного понимания политики
Определения политики | 1) деятельность людей по поводу власти | 2) сфера общества, отвечающая за сохранение его целостности (порядок, защита), функционирование и развитие | 3) свободное обсуждение и выработка принципиально новых возможностей достижения целей и организации общества |
Определения власти | 1) способность, право и возможность проводить свою волю, распоряжаться и управлять кем-либо | 2) способность и умение практически реализовать функцию общественного управления | 3) «язык» общения (термины, символы, проблемы), который понятен всем сторонам общественного отношения власти |
5. Компоненты политической власти
Источники власти | Основания власти | Ресурсы власти |
Властное первоначало, источник подчинения объекта субъекту | База, на которую опирается властная воля субъекта | «Все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других» (Р. Даль) |
(по В.Г. Ледяеву) · сила, · принуждение, · манипуляция, · авторитет, · побуждение, · убеждение. (по О. Тоффлеру) · сила · богатство · знания | · экономические; · административно-силовые; · социальные; · политико-правовые; · культурно-информационные; · демографические. | · принуждение, · насилие, · убеждение, · поощрение, · право, · традиции, · страх, · мифы. Также: · материально-экономические и · духовно-информационные, В публицистике также: · административный, · организационный, · финансовый, · информационный. |