Основные стадии избирательного процесса
1. Избирательный процесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных избирательных процедур и избирательных действий.
Среди ученых нет единодушия не только в том, что понимать под стадиями избирательного процесса, но и в том, каково их содержание и какова их численность.
Безусловно, правы авторы, утверждающие, что проблема процессуальной стадии получила свою наибольшую разработку в работах, посвященных гражданскому, уголовному и административному процессу[14]. Добавим, что данные разновидности юридического процесса в его широком понимании, в силу своего более раннего научного осмысления, безусловно, оспариванию не подлежат.
Однако новизна понятия избирательного процесса порождает, в свою очередь, и его неоднозначное толкование в юридической науке. Как следствие, научные споры в отношении стадий избирательного процесса неизбежны.
Вполне объяснимо, почему большинство авторов, рассматривая стадии избирательного процесса, апеллируют к выработанным в юридической науке понятиям «юридический процесс», «юридическая процедура», «процессуальные действия» и т.д.
Например, по мнению Д.Н. Бахраха стадия процесса – это сравнительно самостоятельная часть процесса, которая наряду с его общими задачами имеет свойственные только ей задачи, особый круг участников и оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности[15].
Среди других авторов, выделяющих цель – как один из признаков процесса – это С.Н. Абрамов, Ю.К.Осипов. По их мнению, стадию следует рассматривать как совокупность процессуальных действий, связанных общей ближайшей целью[16]. Солидарен с ними и М.С. Шакарян, характеризующий стадию процесса как его определенную часть, объединенную совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели[17].
Ряд других авторов помимо цели выделяют еще и такой признак, как время (конкретный временной отрезок, временной режим, в рамках которого законодатель определяет совершить ряд конкретных действий). В нашем случае правильнее говорить об избирательных действиях, избирательных процедурах.
В частности, М.В. Масловская, полагает, что стадия процесса — это временная форма, наполненная функциональным содержанием, т.е. теми требованиями, которые предъявляются к субъектам и участникам избирательного процесса и их действиям, направленным на достижение ими определенного материально-правового результата, предусмотренного нормой избирательного законодательства[18].
По мнению И.В. Пановой под стадией процесса следует понимать динамическую относительно замкнутую совокупность закрепленных действующим законодательством способов, методов, форм, выражающих или предопределяющих строгое и неуклонное осуществление процедурно-процессуальных требований, отражающих пространственно-временные аспекты процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения конкретных действий, направленных на достижение конечного, материально обусловленного правового процессуального результата[19].
Стадии избирательного процесса – это основные этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия и избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан РФ и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при избрании депутатов законодательного (представительного) органа, выборных должностных лиц[20].
3. С учетом вышеприведенных суждений можно выделить наиболее существенные признаки стадии избирательного процесса,разделяя их на признаки «внешние» и признаки «внутренние».
К первым, на наш взгляд, относятся:
1) четкая регламентация процедурных действий;
2) уровень правовой регламентации, порождающий и определенную специфику процедурных действий;
3) временные рамки осуществления процедурных действий.
Ко вторым, т.е. «»внутренним» признакам» относятся:
1) наличие у каждой стадии процесса собственной цели, без достижения которой маловероятен и конечный результат всего процесса;
2) определенный нормативными правовыми актами особый круг субъектов, участвующий в процессуальных действиях или их обеспечивающий;
3) определенная последовательность процессуальных действий.
В литературе содержится множество точек зрения, которые можно свести к двум основным: разделение избирательного процесса на относительно крупные стадии и дробление избирательного процесса на мелкие стадии.
По мнению М.Ф. Чудакова, избирательный процесс составляют 12 стадий: 1) назначение выборов; 2) установление избирательных округов; 3) создание избирательных участков в этих избирательных округах; 4) создание избирательных органов; 5) регистрация избирателей и составление их списков; 6) выдвижение кандидатов в депутаты; 7) регистрация кандидатов; 8) предвыборная борьба или избирательная кампания; 9) голосование; 10) подсчет голосов; 11) установление итогов выборов; 12) опубликование выборов[21].
К сторонникам дробления избирательного процесса на мелкие стадии можно отнести В.В. Маклакова. Он выделяет 11 стадий: 1) назначение выборов; 2) установление избирательных округов; 3) установление избирательных участков; 4) создание избирательных органов; 5) регистрация избирателей; 6) выдвижение кандидатов; 7) агитационная кампания; 8) голосование; 9) подсчет голосов и установление итогов выборов; 10) возможный второй тур голосования и (или) новые выборы; 11) окончательное определение и опубликование итогов выборов[22].
Е.Н. Хрусталев разделяет избирательный процесс на 9 стадий: 1) подготовительная стадия; 2) формирование избирательных комиссий; 3) выдвижение кандидатов; 4) регистрация кандидатов; 5) предвыборная агитация; 6) формирование избирательных фондов; 7) голосование; 8) определение итогов голосования и выборов; 9) легитимация выборов[23].