Какие умения необходимы,чтобы решать обществоведческие задачи?

- анализировать состав задачи;

- определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;

- выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания( устанавливать контекст данной проблемы)

- переформулировать задачу, используя при этом как имеющиеся, так и привнесенные знания;

Находить подходы к задачам, методы, решения которых еще неизвестны

- составлять план решения;

- аргументировать промежуточные выводы;

Выделять обобщенный алгоритм решения

Производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопросы. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей или справочников.

2. Соотнесите вопросы с условиями задачи:

А) определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

Б)подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи( именно противоречие данных может подсказать решение задачи).

3.Подумайте,какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источника обратиться:

А) выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;

Б) сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

В)соотнесите эту информацию с условием задачи.

4.Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6.Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

-соответствует ли ответ существу вопроса,

-если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на все вопросы,

- нет ли противоречий между вашими аргументами

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению

- можно ли признать путь решения задачи единственно возможным

- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

А теперь проверим, как можно решить задачу с помощью этой памятки.

ПРИМЕР

Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход».Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие еще права есть у его работников? Назовите два таких права.

ИТАК –1. какие вопросы поставлены: какова форма собственности описываемого предприятия? Каковы права работника?

2.как характеризуется указанное предприятие, т.е.следующие признаки:

1.работники получают часть прибыли предприятия

2.работники владеют ценными бумагами предприятия

3.право на доход сохраняется за работниками и после пенсии

4.участвуют в управлении производством.

3. Определить область обществоведческого курса, которую проверяет эта задача – экономическая сфера, понятие «собственность»

- выявляем конкретную проблемы – формы собственности. Привлечем дополнительную информацию – какие формы собственности существуют и чем характеризуется каждая из них.

-конкретизировать некоторые из названных характеристик предприятия:

1. ценные бумаги, предприятия дающие владельцу доход – АКЦИИ

2.доход от акций – ДЕВИДЕНТ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ – работники предприятия «Восход» владеют акциями предприятия, получают девиденты, причем это право сохраняется за ними и после ухода на пенсию, участвуют в управлении предприятием. Следовательно, рассматриваемое предприятие является акционерным.

Рассмотрим еще один пример.

На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?». 1998 год в ответах получил оценку «труднее» в 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» в 26% и «легче» - у 26% опрошенных Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?

РЕШЕНИЕ:

1.Выделим вопросы – Какие выводы можно сделать из приведенных данных? Как можно объяснить эти выводы?

2.Обдумаем условия и для удобства перенесем их в таблицу.

ГОД «труднее» предыдущего «легче» предыдущего
83% 14%
26% 26%

Сравним данные : количество людей, чье восприятие жизни улучшилась в 2001 году, стало существенно больше, чем в 1998 г.( 26%, против 14%), в то же время, количество людей, чей уровень жизни по их мнению, ухудшился в 2001году стало меньше, чем в 1998 г.( 26% против 83%) Следовательно, мы можем сделать вывод, что социальное самочувствие населения улучшилось в 2001 г, в сравнении с 1998 годом.

3.В задаче требуется объяснить сделанные выводы, нам необходимо привлечь знания по новейшей истории нашей страны. Как известно 1998 год – очень тяжелый год, связанный с дефолтом, что существенно ухудшило экономическое положение большинства россиян и социальное самочувствие в целом.

4.Казалось бы, задача решена. Но…проверим, полон ли ответ? В задаче требуется сделать ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВЫВОДЫ!!!!! Из приведенной статистики.

5. Еще раз вернемся к статистике – мы уже выяснили, что социальное самочувствие граждан в 2001 году улучшился по сравнению с 1998 годом. Но насколько существенно это улучшение? В 1998 году 14% россиян завили, что они стали жить лучше, а в 2001 году – 26% стали жить лучше. Это значит, что 83% - в 1998 году и 74% - в 2001 году положение россиян оставалась тяжелым.

6 А теперь запишем ответ –

-социальное самочувствие населения в 2001 году улучшилось по сравнению с 1998 годом;

-это улучшение связано с объективными макроэкономическими процессами и деятельностью правительства;

- при этом, абсолютное большинство россиян по-прежнему оценивает свои жизненные условия как тяжелые.

А теперь решите несколько задач самостоятельно.

Пример 1 . На уроке обществознания в 10классе при изучении проблем личности ученик сказал, что ребенка нельзя считать человеком в полном смысле этого слова. Приведите три обоснования этой точки зрения.

Пример 2. Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выборов президента страны, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей Как следует поступить гражданину у этом случае: уйти, не проголосовав или добиться внесения своей фамилии в списки голосующих? Приведите два обоснования этого ответа.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!!! ОСТАЛОСЬ ДВА ЗАДАНИЯ С8 и С9.

Наши рекомендации