Какие умения необходимы,чтобы решать обществоведческие задачи?
- анализировать состав задачи;
- определять в условии полезную информацию, данную в явном и неявном виде;
- выявлять область обществоведческих знаний, из которой следует привлечь недостающие знания( устанавливать контекст данной проблемы)
- переформулировать задачу, используя при этом как имеющиеся, так и привнесенные знания;
Находить подходы к задачам, методы, решения которых еще неизвестны
- составлять план решения;
- аргументировать промежуточные выводы;
Выделять обобщенный алгоритм решения
Производить ретроспективный анализ после нахождения верного решения.
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1.Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопросы. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей или справочников.
2. Соотнесите вопросы с условиями задачи:
А) определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;
Б)подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи( именно противоречие данных может подсказать решение задачи).
3.Подумайте,какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источника обратиться:
А) выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи;
Б) сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;
В)соотнесите эту информацию с условием задачи.
4.Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
5. Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6.Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
-соответствует ли ответ существу вопроса,
-если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на все вопросы,
- нет ли противоречий между вашими аргументами
- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению
- можно ли признать путь решения задачи единственно возможным
- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
А теперь проверим, как можно решить задачу с помощью этой памятки.
ПРИМЕР
Константин Викторович много лет проработал механиком на предприятии «Восход».Как владелец ценных бумаг он получал часть прибыли предприятия; участвовал в ежегодных собраниях, на которых обсуждались вопросы повышения эффективности работы. Право на доход сохранилось за ним и после ухода на пенсию. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример? Какие еще права есть у его работников? Назовите два таких права.
ИТАК –1. какие вопросы поставлены: какова форма собственности описываемого предприятия? Каковы права работника?
2.как характеризуется указанное предприятие, т.е.следующие признаки:
1.работники получают часть прибыли предприятия
2.работники владеют ценными бумагами предприятия
3.право на доход сохраняется за работниками и после пенсии
4.участвуют в управлении производством.
3. Определить область обществоведческого курса, которую проверяет эта задача – экономическая сфера, понятие «собственность»
- выявляем конкретную проблемы – формы собственности. Привлечем дополнительную информацию – какие формы собственности существуют и чем характеризуется каждая из них.
-конкретизировать некоторые из названных характеристик предприятия:
1. ценные бумаги, предприятия дающие владельцу доход – АКЦИИ
2.доход от акций – ДЕВИДЕНТ.
ТАКИМ ОБРАЗОМ – работники предприятия «Восход» владеют акциями предприятия, получают девиденты, причем это право сохраняется за ними и после ухода на пенсию, участвуют в управлении предприятием. Следовательно, рассматриваемое предприятие является акционерным.
Рассмотрим еще один пример.
На вопрос социологов: «Каким оказался прошедший год для вас, для вашей семьи по сравнению с предыдущим?». 1998 год в ответах получил оценку «труднее» в 83%, а оценку «легче» у 14% опрошенных россиян. 2001 год получил оценку «труднее» в 26% и «легче» - у 26% опрошенных Какие выводы можно сделать из этих данных и чем их можно объяснить?
РЕШЕНИЕ:
1.Выделим вопросы – Какие выводы можно сделать из приведенных данных? Как можно объяснить эти выводы?
2.Обдумаем условия и для удобства перенесем их в таблицу.
ГОД | «труднее» предыдущего | «легче» предыдущего |
83% | 14% | |
26% | 26% |
Сравним данные : количество людей, чье восприятие жизни улучшилась в 2001 году, стало существенно больше, чем в 1998 г.( 26%, против 14%), в то же время, количество людей, чей уровень жизни по их мнению, ухудшился в 2001году стало меньше, чем в 1998 г.( 26% против 83%) Следовательно, мы можем сделать вывод, что социальное самочувствие населения улучшилось в 2001 г, в сравнении с 1998 годом.
3.В задаче требуется объяснить сделанные выводы, нам необходимо привлечь знания по новейшей истории нашей страны. Как известно 1998 год – очень тяжелый год, связанный с дефолтом, что существенно ухудшило экономическое положение большинства россиян и социальное самочувствие в целом.
4.Казалось бы, задача решена. Но…проверим, полон ли ответ? В задаче требуется сделать ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ВЫВОДЫ!!!!! Из приведенной статистики.
5. Еще раз вернемся к статистике – мы уже выяснили, что социальное самочувствие граждан в 2001 году улучшился по сравнению с 1998 годом. Но насколько существенно это улучшение? В 1998 году 14% россиян завили, что они стали жить лучше, а в 2001 году – 26% стали жить лучше. Это значит, что 83% - в 1998 году и 74% - в 2001 году положение россиян оставалась тяжелым.
6 А теперь запишем ответ –
-социальное самочувствие населения в 2001 году улучшилось по сравнению с 1998 годом;
-это улучшение связано с объективными макроэкономическими процессами и деятельностью правительства;
- при этом, абсолютное большинство россиян по-прежнему оценивает свои жизненные условия как тяжелые.
А теперь решите несколько задач самостоятельно.
Пример 1 . На уроке обществознания в 10классе при изучении проблем личности ученик сказал, что ребенка нельзя считать человеком в полном смысле этого слова. Приведите три обоснования этой точки зрения.
Пример 2. Дееспособный гражданин пришел на избирательный участок в день выборов президента страны, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей Как следует поступить гражданину у этом случае: уйти, не проголосовав или добиться внесения своей фамилии в списки голосующих? Приведите два обоснования этого ответа.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!!!! ОСТАЛОСЬ ДВА ЗАДАНИЯ С8 и С9.