Тридцать восемь лет в пустыне
Из пустыни Фаран Моисей повел израильтян на юг Синайского полуострова, и некоторое время народ жил у берегов залива Акаба. Затем они переселились в окрестности города Кадеша, где были благоприятные условия для скотоводства. В поисках питьевой воды и хороших пастбищ для скота израильтяне в течение тридцати восьми лет переходили с одного места на другое и, где находили такие благоприятные условия, там останавливались на долгое время. Вообще в библейском повествовании дается совсем немного сведений из истории странствования евреев по пустыне. Это была нелегкая школа труда и всевозможных испытаний, из которых народ должен был выйти обновленным и возрожденным. Пустыня для евреев была школой не только физического, но нравственного воспитания. Во время странствования по пустыне в еврейском стане действовали очень строгие законы, немилосердно каравшие всех тех, кто нарушал религиозные или гражданские установления. Так, например, был побит камнями один человек за то, что он в субботний день собирал дрова. Такая строгость способствовала тому, что израильтяне постепенно приучали себя быть ревностными исполнителями Синайского законодательства. Но несмотря на все эти строгости, возмущения в стане не прекращались.
ВОЗМУЩЕНИЕ КОРЕЯ, ДАФАНА И АВИРОНА
Числ. 16-17
Прошло совсем немного времени после беспорядков в пустыне Фаран, как в еврейском стане опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в основном против первосвященника Аарона и его сыновей священников. Бунт возглавил Корей, из колена Левина, Дафан и Авирон из колена Рувимова. К ним присоединились двести пятьдесят именитых людей, начальников еврейского народа. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, истребовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «Вы и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщите на него?.. Вот что сделайте: возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед скинией); и кого изберет Господь, тот и будет свят».
На другой день к скинии со своими кадильницами собрались все бунтари, кроме Дафана и Авирона. Они даже не нашли нужным откликнуться на приглашение Моисея и через посланных гордо заявили ему: «Не пойдем, разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? И ты еще хочешь властвовать над нами? Привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед?.. Глаза людей сих ты хочешь ослепить? Не пойдем!» Такой ответ ясно свидетельствовал, что религиозный протест уже перешел в политический. Горько и тяжело было слушать вождю такие несправедливые упреки. Когда же восставшие против законных носителей священства подошли с дымящимися кадильницами к храму, внезапно над скинией явилась слава Господня. Господь хотел поразить весь народ, стоящий у скинии, но Моисей и Аарон умолили Господа пощадить невиновных. Тогда Господь повелел Моисею, чтобы народ отошел от шатров Корея, Дафана и Авирона. Люди послушались Моисея и отошли от шатров бунтовщиков. В это время, по слову Моисея, земля расступилась и поглотила Корея, Дафана и Авирона со всем их имуществом, а всех остальных заговорщиков попалил огнь, ниспосланный Господом.
Суровое наказание, однако, не устрашило и не вразумило людей, а напротив, вызвало еще большее возмущение. На другой день народ собрался у скинии и стал обвинять Моисея и Аарона в гибели лучших людей Израиля. Но вдруг над храмом явилась слава Господня, и Господь начал поражать израильтян. На этот раз не помогла и пламенная молитва вождя за свой народ. Моисей видя, что Господь не принимает молитвы его, повелел Аарону взять кадильницу и кадить между умирающими и живыми. И только благодаря этому Господь прекратил поражать людей. В этот день погибло около пятнадцати тысяч человек. Так печально закончилось восстание израильтян против своего вождя и Богом утвержденных священников.
Чтобы в еврейском народе окончательно прекратился спор о том, кому на самом деле принадлежит священство, Господь повелел Моисею взять у начальников колен жезлы и положить их в Святое Святых перед ковчегом завета. «И кого Я изберу, – сказал Господь, – того жезл расцветет». Всех жезлов было двенадцать. На жезле, принадлежащему колену Левину, было вырезано имя первосвященника Аарона. На следующий день к храму собрался весь народ. Моисей в торжественной обстановке вошел в Скинию, взял все двенадцать жезлов и вынес их к народу. И вот тысячи израильтян явились свидетелями чуда. Жезл, который принадлежал Аарону расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали». Это было явным подтверждением того, что Аарон и его сыновья являются Богом избранными носителями священства. С этого времени народ смирился перед волей Божией и больше не осуждал род Аарона за привилегии, данные ему Богом. По повелению Божию прозябший (проросший) жезл Аарона был положен перед Ковчегом завета.
СОМНЕНИЕ МОИСЕЯ И ААРОНА
Числ. 20
Приближался сороковой год странствования евреев по пустыне. Недалеко от Кадеша, в пустыне Син, умерла Мариам, сестра Моисея и Аарона. Здесь израильский народ еще раз испытал бедствия от недостатка воды. Нетерпеливые израильтяне подняли на Моисея и Аарона ропот. Тогда братья обратились с молитвой к Богу, и Господь сказал Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажи в глазах их скале, и она даст из себя воду». Моисей собрал весь народ, взял жезл и вместе с братом подошел к скале, чтобы совершить чудо. Но увы, на этот раз Моисей и Аарон проявили свое маловерие. Обращаясь к жаждущей многотысячной толпе, Моисей сказал: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» И все же, преодолевая свое сомнение, Моисей два раза ударил жезлом по скале, – и совершилось чудо, из скалы забил родник свежей горной воды. Люди и скот утолили свою жажду, но Моисей и Аарон за свое маловерие были наказаны Господом. Обращаясь к ним, Господь сказал: «За то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Живя среди «жестоковыйного», маловерного и неблагодарного народа, не удивительно, что наконец в самом Моисее на некоторое время поколебалась когда-то светлая и несокрушимая надежда на помощь Божию. Поэтому случай в пустыне Син решил его судьбу . Он должен был вместе с братом Аароном и со всем старшим поколением народа сложить свои кости в пустыне. Новое поколение должен был вести и новый вождь.
К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ
Прошло сорок лет с того дня, как израильтяне покинули границы Египта. Старое поколение, вышедшее из Египта, постепенно вымерло. За это время подросло новое поколение, воспитанное в пустыне и не знавшее удобств городской жизни. С этим новым закаленным в пустыне народом Моисей и направился к границам Ханаана для завоевания обетованной земли.
На восток от Кадеша находилось царство Едом, где жили потомки Исава. Территорию этого царства пересекла удобная для караванов дорога, которую называли Царской. Моисей отправил к царю едомскому послов – просить, чтобы тот пропустил их через свою землю, причем Моисей клялся, что будет строго держаться Царской дороги и сполна заплатит за воду и корм для скота. Но царь, уверенный в своем превосходстве, ответил послам отказом и немедля выставил у границы войска. Борьба с могучим царем была не в интересах Израиля, поэтому Моисей решил обойти Едом с юга, проследовать на север вдоль его восточной границы и таким путем добраться до левого берега Иордана, за которым простирались земля обетованная. Едва израильтяне собрались в поход, как заболел престарелый первосвященник Аарон [53]. Моисей, по повелению Божию, на глазах всего народа возвел умирающего первосвященника на гору Ор. Там Моисей снял с Аарона первосвященнические одежды и облачил в них Елеазара – третьего сына Аарона. Так впервые совершился обряд передачи первосвященнического звания от отца к сыну. Аарон умер на горе Ор и был там оплакан и погребен.
МЕДНЫЙ ЗМЕЙ
Числ. 21
После погребения своего первосвященника израильтяне двинулись на юг, к заливу Акаба. Они шли по длинному каменистому ущелью, страдая от недостатка воды и пищи. Утомленные люди стали опять роптать на Бога и Моисея. За это их постигло очередное наказание: в лагере появилась огромное количество ядовитых змей; от их укусов умерло много людей. Видя наказание Божие, израильтяне раскаялись и просили Моисея помолиться о них Господу. Господь повелел Моисею отлить медного змея и прикрепить его на знамя посреди лагеря. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змея, тот оставался живым. Этот медный змей в Ветхом Завете был прообразом Христа, Спасителя. Христос распял с Собою на кресте все наши грехи, и мы теперь, взирая с верою на Него, исцеляемся от своих грехов и спасаемся от вечной смерти (Ин. 3, 14-15).
ДАЛЬНЕЙШИЙ ПУТЬ К ОБЕТОВАННОЙ ЗЕМЛЕ
С берега залива Акаба израильтяне свернули на север, обогнули враждебный Едом и с боями стали продвигаться к восточному берегу Иордана. Вскоре евреи завладели всем Заиорданьем, вплоть до озера Геннисарет. Теперь у них была удобная база для нападения на Ханаан, и Моисей приказал сосредоточить войска в Моаве, на восточном берегу Иордана. На противоположном берегу, в верстах в двенадцати от реки, возвышались грозные твердыни Иерихона, который как бы держал в своих руках ключи к земле обетованной.
Моавитский царь Валак с тревогой следил за успехами израильтян: после победы над амореями и царем Огом они стали опасными соседями. Боясь выступить против них открыто с оружием в руках, Валак решил прибегнуть за помощью к пророку Валааму. О Валааме, который жил на Евфате, ходил слух, что «кого он благословит, тот благословен; (а) кого он проклянет, тот проклят». Моавитский царь через послов просил пророка прийти к нему и предать проклятию израильский народ. Валаам пришел к Валаку, но вместо того, чтобы проклять пришельцев из Египта, он с вершины горы, по внушению Божию, благословил еврейский народ. Свое благословение Валаам окончил пророческим предсказанием о том, что в Израильском народе явится Спаситель мира: «Вижу Его, но ныне еще нет: зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24;17). Правда, после этого благословения Валаам посоветовал Валаку разложить еврейский народ посредством моавитских распутных женщин, но Моисей и Первосвященник Елеазар разрушили коварный совет Валаама. Израильтяне истребили многих моавитян; при этом избиении был убит и Валаам.
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ
Моисей знал, что по слову Господню, он не удостоится счастья переступить границы обетованной земли и не достигнет цели своей жизни. Ему было сто двадцать лет, и хотя он сохранился и телом и духом, однако чувствовал, что смерть близка. Перед кончиной ему нужно было привести в порядок много дел. Прежде всего он провел перепись и узнал, что народ израильский насчитывает шестьсот одну тысячу семьсот тридцать мужчин. По повелению Божию, своим преемником Моисей назначил Иисуса Навина, верного соратника и храброго военачальника. Чувствуя близкую кончину, Моисей несколько раз собирал израильтян для того, чтобы напомнить им Синайское законодательство. Он передал народу повеление Божие, чтобы они когда войдут в землю Ханаанскую, изгнали всех ее жителей, истребили идолов, разорили их святилища, разделили землю по жребию на уделы по племенам, и поселившись там, не вступали ни в какие сношения с идолопоклонниками. Все свои увещевания и Божественные законы он записал в книгу «Второзаконие» и отдал ее священникам на хранение.
Сыны Рувима и сыны Гада, а также половина колена Манассии облюбовали себе землю за Иорданом и выразили желание поселиться там. Моисей охотно согласился на это, однако потребовал, чтобы они сперва приняли участие в завоевании Ханаана. Отдав последние распоряжения, Моисей сложил вдохновенную песнь во славу Единого всемогущего Бога и велел израильтянам выучить ее наизусть, чтобы она воодушевляла их и в злую, и в добрую годину. Затем, попрощавшись со своим народом и благословив его, Моисей, по повелению Божию один поднялся на вершину горы Нево. С этой горы Господь показал Своему избраннику обетованную землю, куда ему не суждено было войти. Как на ладони видел он Иордан, несущий свои воды среди высоких берегов в сторону маслянистой глади Мертвого моря. Сразу же за Иорданом над пальмовым оазисом высидись крепостные стены Иерихона, первой мощной сторожевой линии у врат Ханаана, а на самом краю горизонта бежала узкая полоска Средиземного моря. «Вот земля, – сказал Господь Моисею, – о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «Семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь». Здесь же, на вершине горы, Моисей скончался. Кончина его окутана тайной, и по сей день никто не знает, где искать место его погребения. В течении дней тридцати народ оплакивал своего великого вождя и законодателя. Моисей был для них не только освободителем, но и духовным воспитателем. Своей законодательной мудростью он неорганизованное израильское племя возвел на ступень близкую к государственному устройству. Дав им Божественные законы и религию, Моисей сделал их в духовном отношении светом для древнего мира. Но сколько сил и какое терпение нужно было иметь Моисею, чтобы бывших рабов и идолопоклонников сделать свободными людьми, преданными Единому Истинному Богу. Моисей вправе был сказать о себе, что он «носил» израильтян, как кормилица носит на своих руках младенца. Его любовь к своему народу имела жертвенный характер. Это был духовный исполин, с исполинским умом и большой добротой и кротостью сердца, великий законодатель и святой пророк. «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу... и по великим чудесам, которые Моисей совершил перед глазами всего Израиля» (Вт. 24, 10-12).
Но Моисей был лишь представителем религии закона – подготовительной ступени к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательным, а прямо в своем пророческом вдохновлении предсказывал о другом, более высоком Пророке, Который придет после него с проповедью о благодатной новозаветной религии любви. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – говорил Моисей своему народу, – Его слушайте». В своей жизни и деятельности Моисей как пророк, законодатель и вождь ветхозаветной церкви был прообразом Пророка, Законодателя и Главы Церкви новозаветной – Господа нашего Иисуса Христа.