Внешняя политика РФ в период первого президента В.В. Путина. Взаимоотношения РФ с блоком НАТО.
Президент России Владимир Путин начал активно распространять «личную дипломатию» на сферу международных отношений, гораздо успешнее, чем его предшественник, устанавливая близкие, даже дружеские отношения с лидерами основных мировых держав. В лице В.Путина западные лидеры увидели современного, прагматичного, предсказуемого российского политика, лишнего не обещающего, не угрожающего военным потенциалом, но и не скромничающего, когда речь идет о национальных интересах России. Его имидж руководителя нового типа вполне соответствовал новому стилю международной политики, ставшему на рубеже тысячелетий более динамичным и прагматичным.
Британский премьер-министр Т. Блэр был первым западным лидером, который приехал в Россию для встречи с В. В. Путиным в период, когда тому еще только предстояло утвердиться на высшем государственном посту. Блэр первым пробил брешь в бастионах сомнений Запада относительно Путина.
Эффектные дебюты на саммитах «Большой семерки» и Евросоюза укрепили международный престиж нового главы государства. Однако ставка на одни только локальные прорывы (налаживание личных контактов с Т. Блэром, Г. Шредером и позднее — с Ж. Шираком и Дж. Бушем младшим), в новой международной ситуации была явно недостаточной. После того как Запад начал убеждаться, что в дипломатии и на внешнеполитической арене В. В. Путин абсолютно предсказуем и позитивен, российскому президенту предстояло укрепить позиции России на международной арене успехами реформ и экономики. 90-е годы XX в. закончились для России и Запада взаимным разочарованием.
Впервые за десятилетие мир начал говорить о стагнации и даже отголосках «холодной войны». Расчеты, связанные с формированием равноправных партнерских отношений России с Западом, как это предполагалось в «Основных положениях концепции внешней политики Российской Федерации» от 23 апреля 1993 г. не оправдались. Усиливалась тенденция к созданию однополярной структуры мира при экономическом и силовом доминировании США.
При решении принципиальных вопросов международной безопасности ставка делалась на западные институты и форумы ограниченного состава, на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Международная обстановка, сложившаяся к началу XXI в., потребовала переосмысления приоритетов российской внешней политики и возможностей ее ресурсного обеспечения. 10 января 2000 г. указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации.
Среди заявленных в ней приоритетов были: ставка на формирование многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с разнообразием его интересов; решительное противодействие попыткам принизить роль ООН и ее Совета Безопасности в мировых делах; оптимальное сочетание усилий по всем направлениям внешней политики, соблюдение разумного баланса между ее целями и возможностями для их достижения, решение внешнеполитических задач соразмерно их реальному значению для национальных интересов России; содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мировых хозяйственных связей и др.
Главная отличительная черта российской внешней политики в начале XXI в. — многовекторность и большая сбалансированность. Утратив фактически статус великой державы и в силу экономической слабости не имея возможности осуществлять наступательную стратегию, Россия все чаще и не без успеха стала играть роль посредника при разрешении сложных международных и региональных проблем, например на Ближнем Востоке, в ситуации с Ираком, Афганистаном, Югославией и в других случаях.
Новый фактор российской политики — защита интересов российского бизнеса, содействие осуществлению экономических реформ. Внешняя политика начала приносить экономические результаты.
Вот итоги только 2002 г.: правительство сняло ограничения на экспорт нефти и договорилось о ее поставках в США, Россию исключили из «черного списка» FATF, а ЕС и США признали российскую экономику рыночной.
Еще одна черта — внешнеполитическая деятельность перестала быть монополией президента и подконтрольных ему МИДа и Совета Безопасности. Осваивается опыт молодой российской парламентской демократии.
Совет Федерации и Государственная Дума в рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств. При подготовке решений о проведении внешнеполитического курса федеральные органы исполнительной власти по мере необходимости взаимодействуют с субъектами федерации и неправительственными организациями России.
В декабре 1991 г. между Российской Федерацией и НАТО были установлены прямые контакты. Начало им положил визит в штаб-квартиру НАТО первого вице-премьера РФ Г. Бурбулиса 13 декабря 1991 г. Российское руководство активно поддержало предложение о создании форума для консультаций между странами Альянса и бывшими странами — участницами Организации Варшавского договора. В конце 1991 г. Россия вступила в Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). 20 декабря 1991 г. Б. Ельцин в обращении к участникам первой сессии ССАС не исключил возможности вступления России в Альянс в долгосрочной перспективе.
Концепция внешней политики Российской Федерации, разработанная МИДом РФ в 1992 г. И одобренная Президентом РФ в марте 1993 г., ориентировала Россию на интенсификацию контактов с НАТО на двусторонней и многосторонней основе, взаимодействие с органами НАТО в вопросах укрепления мира и безопасности посредством развития политических контактов, связей по военной линии, обмена визитами, проведения совместных маневров, обмена опытом, взаимодействия в урегулировании кризисных ситуаций.
В феврале 2001 г. В Москве открылось информационное бюро Альянса.
В октябре 2001 г. российское руководство поддержало военную операцию НАТО в Афганистане, хотя от непосредственного участия в операции отказалось. Эта поддержка создала благоприятные предпосылки для активизации диалога между Россией и НАТО.
В ноябре 2001 г. в Москве побывал с визитом Генеральный секретарь НАТО Дж. Робинсон. На встречах с российскими руководителями он обсудил вопросы расширения взаимодействия России с НАТО, причем не исключал возможности предоставления России права вето по некоторым спорным вопросам.
В мае 2002 г. на авиабазе Пратика-ди-Маре возле Рима состоялся саммит Россия – НАТО. Результатом саммита стало подписание 28 мая 2002 г. Декларации Глав Государств и Правительств Российской Федерации и Государств — Членов НАТО. Руководители России и государств-членов НАТО подтвердили решимость «строить совместно прочный и всеобъемлющий мир в евроатлантическом регионе на принципах демократии и безопасности, основанной на сотрудничестве, и принципе неделимости безопасности всех государств евроатлантического сообщества».
Новым элементом сотрудничества стал Совет Россия – НАТО (СРН), заменивший СПС. Формально в рамках СРН российская сторона получила возможность контактировать не только с НАТО как единым блоком, но и с каждой страной — членом Альянса в отдельности. Первое заседание СРН состоялось в Москве в 2003 г.
В мае 2002 г. В дополнение к прежним структурам в Москве была открыта Военная миссия связи НАТО.
Приоритетными направлениями сотрудничества между Россией и НАТО в 2002 г. были объявлены борьба против терроризма; кризисное регулирование; нераспространение оружия массового уничтожения и средств его доставки; контроль над вооружениями и меры укрепления доверия, ПРО ТВД; поиск и спасание на море; сотрудничество между военными и в сфере военных реформ; чрезвычайное гражданское планирование и реагирование; изучение возможностей противодействия новым угрозам и вызовам.
В 2006 г. были проведены первые совместные учения между Россией и НАТО по стратегической связи. В июне 2006 г. Россия поддержала операцию НАТО в Средиземном море («Активные усилия»), направленную против международных террористов, отправив туда военные корабли Черноморского флота.
Вместе с тем, представители российских военных и политических кругов категорически отрицали необходимость членства России в НАТО.
В апреле 2008 г. В. Путин на заседании СРН в Бухаресте высказался за диалог с Альянсом, но заметил, что этот диалог будет продуктивным только при условии учета российских интересов.
Очередное и весьма существенное осложнение отношений России и НАТО произошло летом 2008 г. в условиях проведения российской военной операции в Грузии. Страны НАТО выразили сожаление по поводу «чрезмерного» применения силы со стороны России и выступили в поддержку Грузии. 19 августа 2008 г. Совет министров иностранных дел НАТО принял заявление о невозможности поддерживать с Россией нормальные отношения до тех пор, пока ее войска находятся на территории Грузии.
Российское руководство также заняло жесткую позицию по грузинскому вопросу. 21 августа 2008 г. российская сторона объявила о приостановке сотрудничества с НАТО по гуманитарным, научным и образовательным вопросам. Также по инициативе России были приостановлены военные контакты с НАТО, включая участие в операции «Активные усилия» в Средиземном море и работу по программе «Партнерство ради мира»..В декабре 2008 г. руководство НАТО решило возобновить сотрудничество с Россией.