Краткие итоги по теме урока

1) После победы демократии в Афинах особой ценностью стало считаться образование;

2) С семи лет греки посещали школы, где учились писать и считать, учили наизусть произведения великих поэтов, обучались музыке;

3) Большое значение греки придавали занятию спортом, поэтому с двенадцати лет мальчики посещали палестру, где тренировались в беге и прыжках, а также в метании копья и диска;

4) Высшую ступень образования греки получали в гимнасиях, где изучали различные науки.

В городе богини Афины

Афины в V в. до н.э.

В V в. до н.э. Афины превратились в самый могущественный город Средней Греции, стали центром ремесла и культурной жизни. Там трудились одаренные гончары, бойкие торговцы, талантливые архитекторы. Со всей Греции съезжались сюда жители отдельных полисов, чтобы насладиться красотами города.  
 

Керамик

Прибывшие в Афины со стороны Эгейского моря путешественники высаживались в порту Пирей. Далее по узким и кривым улочкам они попадали в промышленный район города Керамик, расположенный вблизи древнего кладбища.

С давних времен здесь селились гончары. Район этот считался неблагополучным, дым от печей, в которых обжигалась посуда, загрязнял воздух. Из-за отсутствия водопровода горожане выливали помои прямо на улицы. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом. В то же время известность этого района выходила далеко за пределы Аттики и даже всей Эллады, так он являлся крупным центром производства аттической керамики.  
  В VI в. до н.э. в квартале Керамик стали изготавливать вазы с чернофигурными рисунками. Для получения такого рисунка перед обжигом на глиняный сосуд, имеющий красноватый цвет, лаком черного цвета наносилось изображение. В V в. до н.э. технологию изменили. Теперь фигуры оставляли естественного красноватого цвета, а остальную поверхность вазы покрывали черным лаком. Такая техника росписи ваз называлась краснофигурной. Она была очень популярной, поскольку цвет не выгорал на солнце и не тускнел со временем. Однако к концу IV в. до н.э., когда Греция подчинилась македонским царям, секрет изготовления таких ваз был утрачен. Кроме дорогих ваз в Керамике изготавливали более дешевую посуду.
         

Большие бочки для хранения сыпучих продуктов, в первую очередь, зерна, - пифосы, и амфоры – сосуды с узким горлышком и острым коническим дном, используемые для хранения вина и масла.

Агора

Пройдя район Керамик, путешественник попадал на рыночную площадь – Агору, расположенную в самом центре Афин. Днем здесь всегда было многолюдно, так как помимо торговли площадь являлась центром общественной и политической жизни города. Торговцы и разносчики призывными криками привлекали покупателей и предлагали разнообразные товары. В одних местах рынка располагались овощные, мясные и рыбные ряды. В других продавали рабов, дрессированных животных, керамику и изделия из металла. За порядком на рынке следили смотритель рынка, избираемый ежегодно по жребию, и стража, состоявшая из рабов-скифов, принадлежавших Афинскому государству. Покупками занимались мужчины, приходящие в сопровождении рабов. После приобретения всего необходимого они отправляли рабов домой, а сами встречались с друзьями, чтобы обсудить новости и сплетни. Также на Агоре находились правительственные здания и государственный архив.

Акрополь

Самым высоким местом в Афинах был Акрополь. Он представлял собой холм с крутыми обрывистыми склонами, на вершине которого располагалась отлитая из бронзы статуя богини Афины. На Акрополь вела лишь одна дорога, справа от которой находился храм богини победы Ники. Обычно эту богиню изображали крылатой, что символизировало переходящий характер победы. Но афиняне, победив персов, решили оставить победу у себя. Они лишили богиню крыльев и воздвигли храм в честь Ники Бескрылой. По периметру храма, поддерживая крышу, располагались ионические колонны, подчеркивающие своими изысканными формами мягкость и женственность богини.

Далее путнику открывался вид на Парфенон – главный храм города, посвященный богине Афине. Статуя богини – Парфенос, созданная великим греческим скульптором Фидием, находилась в центре храма на высоком постаменте. Сам храм, полностью выполненный из мрамора, состоял из четырех портиков и по периметру был окружен дорическими колоннами. В треугольных пространствах между крышей и карнизом, называемые фронтонами, располагались статуи. На одном фронтоне было изображено рождение Афины, на другом – спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. Рядом с Парфеноном на месте легендарного спора Афины и Посейдона находился храм Эрехтейон, около которого произрастало оливковое дерево, выросшее, как гласит легенда, из копья великой богини Афины. Агора и Акрополь являлись вершинами античной архитектуры. Каждый путешественник, посетивший Афины, считал своим долгом увидеть торговую площадь и взобраться на Акрополь.

Наши рекомендации