Разработка Конституции Республики Казахстан 1993 года
Действовавшая в начале 90-х годов Конституция Казахской ССР не соответствовала реалиям времени. С одной стороны, продолжал действовать Верховный Совет - представительный орган советской власти, с другой стороны, развивался новый институт президентства. Перед правительством встала задача скорейшего создания законодательной базы Республики Казахстан. Начинать надо было с основополагающего – подготовки проекта Основного Закона, то-есть Конституции Республики Казахстан.
Для разработки проекта Конституции по инициативе Н.А.Назарбаева была образована Конституционная комиссия. В ее состав вошли Г.Сапаргалиев. Ю.Ким, А.Каженов. Б.Мухамеджанов, К.Колпаков, Ю.Мальцев,Т.Донаков. Впоследствии к ним подключился Н.Шайкенов. Руководство рабочей группой было возложено на заместителя председателя Верховного Совета 3. Федотову.
Обсуждение наиболее принципиальных вопросов проекта Конституции 1993 года проходило в бурных дебатах на заседаниях Конституционной комиссии. Консервативно настроенная часть членов Верховного Совета пыталась сохранить властную вертикаль Советов во главе с Верховным Советом. Они блокировали вопросы создания двухпалатного Парламента, предоставление Президенту права роспуска Парламента и др. Поэтому, вспоминает Н.А.Назарбаев, «принятая в условиях 1993 года Конституция явилась компромиссом между той частью общества, которая противилась проведению социально-экономических и политических реформ, и другой ее частью, понимавшей необходимость и неизбежность трансформации Казахской ССР в демократическое цивилизованное государство».
И все же Конституция 1993года по сравнению с предыдущими конституциями оказалась более демократичной. Первая Конституция независимого Казахстан была принята 28 января 1993 года, она состояла из 4 разделов, 21 главы. Казахстан провозглашался неотьемлемой частью мирового сообщества, подтверждалась приверженность республики международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. Конституция провозглашала межнациональное согласие в стране при ведущей роли казахской нации, обеспечивала равные права и свободы всем гражданам, закрепляла права и обязанности человека. По Конституции, государственным языком в республике являлся казахский язык, а русский язык получил статус языка межнационального общения. Запрещались ограничения прав и свобод граждан по признаку незнания государственного языка или языка межнационального общения.
В ходе дальнейшего поступательного развития казахстанского общества определились недостатки Конституции, ее оторванность от реальности. В ней было заявлено, что Казахстан является демократическим государством, на деле же в 1993 году демократические преобразования еще только пробивали себе дорогу. В Основном Законе определялся правовой и социально ориентированный статус государства, а этого тоже еще только предстояло достичь. В Конституции 1993 года не была четко определена форма правления. Казахстан провозглашался республикой, но не уточнялось какой именно. В это время страна одновременно имела признаки как президентской, так и парламентской республики.
Структура Конституции 1993 года также вызывала определенные нарекания. Глава о Верховном Совете стояла перед главой о Президенте. Это предполагало верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. В положении «Государство, его органы и институты» было указано, что право выступать от имени всего Казахстана принадлежит только Верховному Совету и Президенту. Здесь опять прослеживается верховенство Верховного Совета. В экономической сфере исключалась возможность частной собственности на землю. Как отмечают исследователи, Конституция 1993 года являлась своеобразным компромиссом «между нарождающимся институтом президентства и Советами, между рынком и остатками административно-командной экономики».
Конституция 1993 года не давала определения таких понятий, как «общественное согласие» и «политическая стабильность», «экономическое развитие на благо народа», «казахстанский патриотизм», «голосование на республиканском референдуме». Без их ясного использования политика государства не имела четкой определенности. По настоянию Главы государства эти понятия были введены в действующую Конституцию (1995 г.).
Противоречия между исполнительной и законодательной властью в 1993 году с каждым днем обострялись. Работа депутатов постсоветского парламента осуществлялась в условиях отсутствия развитой рыночной экономики и гражданского общества. В 1990-1994 годах было принято много законов, не имеющих под собой финансовой базы. Вследствие этого в обществе зарождалось чувство разочарования, недоверия к проводимой политике.
Трагические октябрьские события 1993 года в России, силовая ликвидация прежнего Верховного Совета в Москве повлияли на ход дальнейших политических процессов в Казахстане. Все яснее становилась необходимость сильной президентской власти для проведения экономических преобразований, курса на модернизацию Казахстана. После роспуска КПСС и создания управленческой вертикали Советы потеряли прежнее значение, так как по сути тормозили ход экономических реформ и законодательной базы по становлению гражданского общества. Политические разногласия между правительством и парламентом резко обострились. Выход из создавшейся ситуации нашли местные Советы. Вслед за Алатауским районным Советом города Алматы они заявили о своем самороспуске. В скором времени о своем самороспуске заявили и десятки других органов представительной власти. Более 200 депутатов Верховного Совета Республики ХII созыва из 360 досрочно сняли с себя депутатские полномочия и подали заявления об отставке. Этот процесс начался 16 ноября 1993 года. В сложившихся обстоятельствах 10 декабря 1993 года вступает в силу Закон «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий»,позволяющий Президенту принимать решения законодательного характера.
По своему значению Конституция 1993 года заложила основы для цивилизованного развития государства, стала гарантом в деле зашиты прав и свобод человека. С ее принятием мировое сообщество приветствовало новое демократическое государство - Республику Казахстан. «Вместе с тем, -указывает Н.А. Назарбаев, - Конституция 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ. Будучи «компромиссом истории». Основной Закон не оправдал всех общественных ожиданий, прежде всего из-за того, что в нем не были определены наши цели и приоритеты в общественном развитии».
Таким образом, казахстанская модель политической системы в своем развитии прошла в первой половине 1990-х годов три этапа. Па первом этапе (март 1990 года - ноябрь 1991 года) идет становление парламентской республики. На втором этапе (с декабря 1991 года по январь 1993 года) формируется полупрезидентская республика. На третьем этапе (с января 1993 года по март 1995 года) проявляются черты как парламентской, так и президентской (особенно с декабря 1993 года) республики.
Общая тенденция эволюции государственно-политической системы в первой половине 1990-х годов была достаточно очевидной и исторически логичной – в сторону усиления Казахстана как президентской республики.