Глава 1. Историография адвентизма
А.Ю. Григоренко
Эсхатология, милленаризм, адвентизм
История и современность
философско-религиоведческие очерки
К читателю
Глава 1. Историография адвентизма
§1. Официальное и православно-миссионерское направление
§2. Либерально-демократическое направление
§3. Марксистское направление
Глава 2. Социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего адвентизма
§1. Эсхатология, милленаризм и адвентизм: проблема дефиниций и классификаций
§2. Иудео-христианская традиция милленаризма
§3. Учение о втором пришествии во II-III веках нашей эры
§4. Эсхатология в эпоху Средневековья
§5. Реформация, анабаптизм и хилиазм
§6. Пиетизм и эсхатология
§7. Хилиазм на Британских островах
§8. Хилиазм в Северной Америке
Глава 3. Возникновение и распространение современного Адвентизма (XIX-XX вв.)
§1. Миллер и миллериты (1830-1845)
§2. У истоков Церкви АСД. Трудный путь становления (1846-1870)
§3. «Похищение Европы»
§4. Трудности роста (1870-1900)
§5. В новый век с новым лидером (1900-1920)
§6. Испытания на прочность (1930-1990)
§7. Вероучение и организация адвентистов седьмого дня
Глава 4. История российского адвентизма
§1. Религиозно-культурные предпосылки возникновения российского адвентизма
§2. Первые шаги российского адвентизма (60-80-е годы XIX века)
§3. Адвентизм в России на рубеже XIX-XX веков
§4. Адвентисты в годы советской власти
Российские адвентисты на рубеже тысячелетий
Ссылки
Первое в отечественной науке монографическое исследование происхождения, формирования и современного состояния церкви христиан-адвентистов седьмого дня. В книге раскрываются социокультурные и историко-религиозные предпосылки новейшего адвентизма, определяется место адвентизма в истории христианства, рассматривается возникновение адвентизма в США, а впоследствии - в странах Западной Европы и в России. Специальные разделы посвящены важнейшим периодам развития адвентизма в России.
В книги использованы различные документальные источники и материалы.
К читателю
(вместо предисловия)
Предисловия, с точки зрения автора, пишутся в первую очередь для ленивых читателей, не желающих самостоятельно разбираться в содержании толстых монографий, - студентов, аспирантов и т. д. Вот почему автор, предполагая в своем читателе не праздного любопытствующего, вместо краткого пересказа основного содержания книги собирается рассказать прежде всего о том, как шла над ней работа, как постепенно по мере углубления в историю адвентизма менялся первоначальный план.
Вначале автор предполагал написать традиционную религиоведческую работу по адвентизму, включающую такие разделы как «возникновение адвентизма», «специфика адвентистского вероучения и культа» и т. д. Но по мере накопления материала стало ясно, что специфику вероучения адвентизма не раскрыть адекватно без обращения к истории христианской церкви, без анализа книг Ветхого и Нового завета, произведений раннехристианских авторов и «отцов» Реформации, без исследования той социально-культурной обстановки, в которой зарождался в середине XIX в. адвентизм седьмого дня. Такое обращение было обусловлено необходимостью выявления социокультурных и историко-религиозных элементов, которые в процессе исторического развития в результате сложных метаморфоз образовали сущность и форму того религиозного течения, которое в конце XIX в. получило название «адвентизм». Естественно, что эти «первокирпичики», из которых в итоге сложился современный адвентизм, не вошли в его состав и структуру в готовом, неизменном виде, а подверглись сложной, весьма ощутимой и заметной перековке в горниле духовной истории человечества. Одни из этих «первокирпичиков», достигнув зрелости, вышли на первый план в новом религиозном движении, другие, утратив свою актуальность, ушли на задние ряды, третьи же и вовсе отмерли в ходе эволюции человеческого духа. В итоге же, как результат этих исторических метаморфоз, родился современный адвентизм. Вот почему в настоящей работе уделено столь большое внимание истории христианской эсхатологии, хилиазма, мессианизма и т. д.
Касаясь истории российского адвентизма, причин его появления на территории царской империи в конце XIX в., факторов, способствовавших успешной адаптации западного пришельца к новым социально-культурным условиям, автор предварительно высказывает несколько соображений, которые и обусловили дальнейший ход исследования. Во-первых, несмотря на то, что именно православие было демиургом отечественной культуры и государственности, в России испокон веков существовала достаточно устойчивая антиклерикальная традиция, в лоне которой возникли сперва ереси XIV-XV вв., затем старообрядчество, сектантство вроде молоканства и духоборства. Именно в этом русле и развивался западный по своему происхождению продукт религиозной эволюции - адвентизм, видоизменяясь под влиянием новых социокультурных условий. Росту популярности адвентистского вероучения у части российских молокан, духоборов, баптистов, лютеран, православных, переходивших в новую веру, способствовали эсхатолого-хилиастические и мессианские настроения, чаяния и надежды многих поколений русских людей. Понимание этого факта во многом облегчило изучение дальнейшей истории адвентизма в России в конце XIX-XX в.
Сказанное выше побудило автора не только изменить план книги, расширить ее содержание и увеличить объем, но даже дать ей другое название. Первоначальное и традиционное для работ по истории религии название «Адвентизм: история и современность» как-то незаметно для самого автора предстало совсем в ином виде: «Эсхатология, милленаризм и адвентизм».
Тема настоящей книги весьма актуальна для отечественного религиоведения. До сих пор работы многих российских исследователей страдали излишним теоретизированием: предметом исследования были такие абстракции, как католицизм, протестантизм, религия «вообще», без учета их конкретно-исторического содержания, их земных оснований. Однако в действительности нет католицизма или протестантизма вообще, как нет и религии вообще, а есть конкретные церкви и конфессии, конкретные верующие, разделяющие те или иные религиозные убеждения, есть их конкретные организации, деятельность которых протекает не в потусторонней, а в этой, земной, посюсторонней реальности.
Это верно в отношении не только крупных религий и церквей, но и «сектантских» образований, которые появились в лоне этих религий и церквей, например, в христианстве, исламе, буддизме. Именно поэтому полезнее с познавательной, научной точки зрения обратиться к исследованию какого-нибудь конкретного объекта, к анализу той или иной конкретной исторической формы религии. К сожалению, исследований, в которых в качестве объекта выступали бы не вышеуказанные абстракции, а исторически конкретные формы религиозной жизни общества, в отечественной литературе и в прошлом, и сегодня очень мало. Приятным исключением в этом отношении является творчество философа и религиоведа Л. Н. Митрохина, давно интересующегося российским баптизмом. Его истории он посвятил свою работу «Баптизм: история и современность» (1) в которой на основе богатого источниковедческого материала он раскрывает сущность и специфику баптизма, исследует историю его возникновения, определяет подлинное место баптизма в общей истории христианства, уделяет пристальное внимание его российскому варианту и его самобытности. Путь, который избрал Л. Н. Митрохин при изучении самобытности «российского баптизма» как особой формы баптизма, его религиозно-духовных предпосылок, является, с нашей точки зрения, весьма эффективным при решении проблемы появления на русской почве тех или иных религиозных течений, возникших в иной социально-культурной среде. Что касается аналогичных исследований истории российского адвентизма, то таковых в последние годы в отечественной литературе не было, и настоящую работу можно считать попыткой компенсировать этот пробел.
Глава 1. Историография адвентизма
Адвентизму посвящена огромная литература. Значительная ее часть касается истории его возникновения в США и последующему распространению в других странах. Эти книги написаны по преимуществу последователями адвентизма, и число их столь велико, что не имеет смысла предпринимать даже попытку их анализа. Целесообразнее использовать наиболее обстоятельные и фундаментальные из них в качестве источника информации. (1)
Справедливым будет такое ограничение и в выборе источников, касающихся исторических и теоретических корней адвентизма, связанных с возникновением и распространением протестантизма в странах Западной Европы и США в XVI-XIX вв. Этот период в истории религиозных движений достаточно полно освещен как западными, так и отечественными исследователями. Нам оставалось лишь выбрать из их работ те, что в большей степени подходили целям и задачам нашего исследования (2)
В данной главе мы сосредоточим внимание на анализ отечественных работ, посвященных истории адвентизма в России. Эти работы можно разделить на несколько направлений в зависимости от мировоззренческой, социально-политической ориентации их авторов. К первому мы относим весьма малочисленные работы по истории адвентизма в России, написанные членами церкви АСД, которые содержат уникальный материал (3)
Ко второму направлению следует отнести дореволюционную официальную и православно-миссионерскую литературу, целью которой являлась апологетика и охрана православия как государственной религии империи, обличение и критика адвентизма и других религиозных течений, расходившихся в вопросах веры с официальной идеологией, с православием.
Помимо этих работ следует выделить исследования дореволюционных светских авторов - историков, этнографов, географов, журналистов, политических и общественных деятелей, которые стояли на антиклерикальных демократических позициях и потому расходились с православными авторами во взглядах на сущность народных религиозных движений.
Наконец, к числу работ, использованных в нашем исследовании, следует отнести книги, брошюры и статьи, написанные в России до и после 1917 г. авторами, принадлежавшими к марксистскому религиоведению и потому стоявшими на атеистических позициях. Несмотря на то, что эти работы были написаны людьми, заведомо негативно относящимися к религии и верующим, в них можно почерпнуть немало интересующей нас информации о жизни адвентистов как до 1917 г., так и при советской власти. Тенденциозность этих работ ни в коем случае не должна заслонять от нас содержащийся в них фактический материал.