Конституционно-правовой статус неполитических общественных объединений в зарубежных странах. Объединения с публичными функциями

Признаки:

- не ставят перед собой цели извлечения прибыли;

- политическое участие не является их основной целью.

Общественные организации - характеризуются фиксированным членством, наличием устава, регулярными собраниями, заседаниями и т.д. Именуются чаще всего союзами, лигами, обществами.

Общественные движения - не имеют оформленного членства (иногда встречается коллективное членство), нередко даже уставов. Разнообразны и их наименования.

Функции:

- выявляют общие интересы отдельных слоев и групп населения;

- ориентируют депутатов, органы администрации на учет этих интересов при разработке и проведении государственной политики и различных социально-экономических программ;

- формируют систему взглядов по актуальным общественным проблемам;

- поддерживают те политические силы, которые способствуют удовлетворению интересов данной организации и др.

Виды:

- профсоюзы;

- общества;

- движения;

- "гражданские инициативы";

- союзы предпринимателей, потребителей;

- экологические и пацифистские организации;

- культурные общества;

- ассоциации по национальному признаку;

- благотворительные фонды и др.

В зависимости от политического режима и активности членов в каждой конкретной стране общественные объединения могут играть различную роль.

Профсоюзы. Это наиболее массовые организации. Носят добровольный и самоуправленческий характер. Основная задача - защита интересов работников наемного труда (трудовых и иных социальных прав). Наряду с деятельностью в экономической сфере, часто влияют на политические события (путем организации и проведения забастовок, требований о принятии нового законодательства, поддерживая тех или иных политический деятелей). Деятельность регулируется законом.

Союзы и объединения предпринимателей. Создаются для защиты общих социальных интересов бизнесменов. Это организации, объединяющие производителей для защиты и координации совместных усилий в сфере социально-экономических интересов. Разновидности: торгово-промышленные палаты, отраслевые ассоциации предпринимателей, крестьянские союзы; лоббистские организации (группы давления).

Союзы потребителей. Это объединения, защищающие интересы и права потребителей (право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение, право на здоровую окружающую среду).

Объединения с публичными функциями. Защищают социально-профессиональные интересы своих членов, действуют на основе самоуправления, членство не добровольное (объединения адвокатов, врачей, нотариусов и др.) «Удлиненная рука государства».

Конституционно-правовой статус средств массовой информации в зарубежных странах

Одна из задач СМИ – информирование общества обо всем, что представляет интерес. Государство и политические партии часто выступают учредителями СМИ. СМИ связаны с гос-м: гос-во регулирует статус СМИ, определяет их политический курс, с другой стороны СМИ могут способствовать или препятствовать принятию определенного закона, отставке к-л государственного деятеля. Вводится ограничение на распространение определенной информации.

Государственный контроль за деятельностью СМИ:

- прямое государственное управление (гос-во учредитель СМИ, финансируется из государственного бюджета);

- косвенное государственное управление (через публичные корпорации, которые связанны с гос-м);

- контроль через специальные государственные органы (административные и судебные).

Для создания средств массовой информации необходима их регистрация в соответствующем государственном органе (например, в комитете по печати, в регистрационной палате). Это не означает выдачу разрешения: создание средств массовой информации свободно. Регистрация является способом учета, одновременно она означает предоставление газете, журналу, телевидению прав юридического лица. Создание и содержание средств массовой информации стоит очень дорого. Основные доходы они получают обычно не от тиража, а от рекламы, в связи с чем крупные рекламодатели могут в какой-то мере влиять на характер печати или телевизионных передач. Государство воздействует на СМИ предоставляя им различные льготы или лишая их. СМИ обязаны предоставлять информацию о своих финансах. Вместе с тем средства массовой информации в силу их особой роли в обществе находятся под прямым или косвенным контролем государства. Косвенный контроль осуществляется через публичные корпорации с участием государства, которому принадлежит нередко контрольный пакет акций, с помощью соответствующего законодательства, через министерства информации (печати), регистраторов, суд и т.д. В демократических странах государство следит и за тем, чтобы не было монополизации средств массовой информации, поскольку это нарушает свободу слова. Введена ответственность за нарушение законодательства о СМИ (злоупотреблением свободы слова, диффамацию).

Наши рекомендации