Геннадий Петрович Киселев. Итальянский без преподавателя

(сокращенная версия, полную покупайте в книжных магазинах)

Лекция 1.

Lezione 1.

В итальянском алфавите 21 буква. По сравнению с другими ведущими европейскими языками - английским, немецким, французским и испанским - это самый короткий. Ниже помещено отдельно написание и итальянское произношение еще нескольких букв. Дело в том, что в языках с латинской письменностью, и прежде всего в итальянском языке слова иностранного происхождения принято писать так, как они пишутся на исходном языке. При этом используется 5 "неитальянских" букв.

Aa a[a] Nn enne[ эннэ]
Bb bi[би ] Oo о[о ]
Cc сi[чи ] Pp pi[пи ]
Dd di[ ди] Qq qu[ ку]
Ee e[ э] Rr erre[ эррэ]
Ff effe[эффэ ] Ss esse[ эссэ]
Gg gi[ джи] Tt ti[ ти]
Hh acca[ акка] Uu u[ у]
Ii i[ и] Vv vu[ ву]
Ll elle[эллэ ] Zz zeta[ дзета]
Mm emme[ эммэ]    

Иностранные буквы:

Jj………………i lunga [и лунга]

Kk……………..cappa [ каппа]

Ww……………vu doppia[ву доппья ]

Xx……………..ics [ икс]

Yy……………..ipsilon [ ипсилон]

Очень важно запомнить два основных качества итальянского произношения:

1. Итальянские слова произносятся также, как пишутся. Поэтому уже с первого занятия без предварительной подготовки можно начинать чтение итальянских текстов. Но здесь не обойтись без второго качества.

2. Все без исключения звуки произносятся отчетливо. Это касается:

  • ударных и безударных гласных
  • одинарных и двойных согласных

Гласные произносятся также, как и русские:

  • A, i, u - сходны с русскими в положении под ударением - а ,и ,у.
  • Гласные е ,о произносятся открыто или сужено(закрыто).

-Открытое еблизко к произношению русского э под ударением

Однако в отличие от русского э оно произносится более напряженно(Эмма, Бэлла):

Festa [фэста] праздник

-Суженое (закрытое) е прозносится с узким открытием рта.Оно приближается к произношению русского суженого е в слове шесть:

Mẹla [мэlа] яблоко

-Открытое о близко к произношению русского о под ударением и произносится напряженно(торт, плот):

Dọnna [донна] женщина

-Суженое(закрытое) о произносится с таким положением губ , как при произношении звука у(клоун, полюс):

ọra [ ора] час

  • Согласные b(бобр), f(фант), m(мост), p(парк), v(вода) ,n(мягче,чем "наст",и тверже,чем"нь" - небо)

произносятся подобно русским. Но перед гласными eи iсогласные d и tвсегда произносятся твердо, как в слове денди,эстетика:

dẹntro [ дэнтро] внутри

partịre [ партирэ] уезжать

  • Буквы c , g перед согласными и гласными a,o,u обозначают звуки [к] и [г].

Сane[канэ]- собака,colore[коlорэ]- цвет,classe[кlассэ]- класс,gatto[гатто] - кошка,greco[грэко] - грек

  • Перед гласными е и i буква с обозначает звук [ч],а буква g - смягченный звук [дж]:

Dolce[доlче] - сладкий,cinema[чинэма]- -кино,gente[джентэ]- люди,giallo[джяllo]- желтый.

  • Сочетание букв gn обозначает звук [нь]:

Ogni[оньи]- каждый,sogno[соньо]- сон.

  • Сочетание букв gli обозначает звук [ль]:

Aglio[альё]- чеснок,biglietto[бильетто]- билет.

(Только в немногочисленных случаях оно обозначает сочетание звуков [гlи]).

  • Гласный h не произносится,но слова с ним произносятся с бóльшим нажимом:

Ho[о] - я имею, ah! [а]- ах!

  • Буква l обозначает звук,не свойственный русскому языку. Это звук средний между л и ль.При его произношении кончик языка прикасается к деснам, а средняя часть языка несколько опущена:

Lago[laго] - озеро

Lento[lэнто] - медленный

  • Буква s обозначает два звука: глухой согласный си звонкий з :

Глухой [с]:

  • в начале слова перед гласными,- solo(один)
  • после согласных - orso(медведь)
  • перед согласными f,p,t - spuma(пена)
  • перед согласным с(если он произносится как[к]) - scuro(темный)

Звонкий [з]:

  • между двумя гласными - rosa(роза)
  • перед звонкими согласными b,d,g,l,m,n,r,v - sdegno[здэньё](возмущение)

snello(тонкий)

svago(развлечение)

  • Согласный q употребляется только в сочетаниях с u перед гласными, образуя звуки

ку +а, э,и,о:

quạttro [ куаттро] четыре

quẹsto [ куэсто] этот

quintẹtto[ куинтэтто] квинтет

la quọta [ lакуота] высота

Но:"у" не должно произноситься как русское "в".

Сочетание букв sc перед гласными a,o,u обозначает сочетание звуков (ск):

Scala - лестница

Перед гласными e,i обозначает звук,сходный с русским щ:

Scienza[щенца]- наука,знание

Гласный i,следующий за s, никогда его не смягчает. Поэтому сочетание si надо произносить так:

Siamo[съямо], essi[эссъи]

  • Согласный z в большинстве случаев произносится "дз",как в звукоподражании "дзинь", если стоит в начале слова:

zẹro[ дзэро] - ноль,

если стоит в середине слова или в конце -" ц" как в слове "цвет":

tẹrzo [ тэрцо]- третий

pịzza [ пицца]-пицца

  • Разница между одинарными и двойными согласными должна звучать ясно. Иначе неизбежно получается не только фонетическая, но и смысловая ошибка: вас могут не понять или, что хуже, понять неправильно.

Сравните:

Il polo - полюс[иlпоlо ] , Il pollo - курица [иlпоllо ].

Il fato - судьба[ иlфато] , il fatto - факт[иlфатто ]

Для того,чтобы в точности следовать отчетливому произношению Ваш речевой аппарат - язык и губы должен быть в постоянном напряжении. На первых порах это может выражаться в том, по-итальянски вы будете говорить несколько громче, чем по-русски.

Ударение:

Подавляющее большинство итальянских слов имеют ударение на предпоследнем слоге:

Amạre,Leonạrdo.

Поупражняемся!

1. Произнесите отчетливо слова с одинарными и двойными согласными:

Moto - motto ,caro - carro, pala - palla

Eco - ecco, pena - penna, camino - cammino

Seno - senno, sono - sonno, note - notte

Capello - cappello, coro - corro, papa - pappa

2.Произнесите имена известных деятелей итальянской культуры, помня о четкости произношения:

Dante, Petrarca, Raffaello, Leonardo, Tasso, Goldoni, Rossini, Leopardi, Bellini, Foscolo, Pellico, Monti, Paganini, Rovani, Verga, Pirandello, Verdi,Papini, Marinetti, Bontempelli, Montale, Vittorini, Calvino.

Лекция 2.

Lezione 2.

Порядок слов в итальянском предложении чаще всего прямой: подлежащее - сказуемое - второстепенные члены предложения.

Артикль.

Существительные могут быть только двух родов - мужского и женского. Показателем рода во всех случаях является стоящий перед существительным артикль. Это коротенькое слово кроме рода обозначает также число и указывает, чтó говорящий считает в данной речи старым, известным(определенным), а что - новым,неизвестным(неопределенным).Отсюда все артикли делятся на два вида: определенный и неопределенный, единственного и множественного числа, мужского и женского рода:

Род определенный неопределенный
Ед.число Мн.число Ед.число Мн.число
Мужской Il, l' , lo I , gli Un , uno опускается
Женский La , l' le Una , un' опускается

Существительное.

Нужно с самого начала привыкнуть к тому, что рода слов в русском и итальянском языках не совпадают:

Книга, женский род(f) - il libro,мужской род(m).

Мужской род:

Определенный артикль

Артикль il(иl) - ставится перед словами мужского рода, начинающимися с согласной:

Il voto - оценка

Артикль l'(l) - ставится перед словами, начинающимися с гласной:

L'amico - друг

Артикль lo (lo) - ставится перед существительными мужского рода, начинающимися с буквы s , если после нее идет согласная буква, и буквы z :

Lo studente (lo студенте) - студент ,

Lo zero (lo дзеро) - ноль

Неопределенный артикль

Артикль un(ун) ставится перед существительными мужского рода, начинающимися с согласной или с гласной:

Un libro(ун либро) - книга ,

Un amico(ун амико) - друг.

Артикль uno (уно) - употребляется так же , как lo:

Salutare uno studente - поздороваться со студентом(каким-то, одним из).

Женский род:

Определенный артикль

Артикль la употребляется перед существительными, начинающимися с согласной:

La rispọsta (lа риспоста) - ответ

Артикль l'ставится перед словами, начинающимися с гласной:

L'arte (lартэ) - искусство

Неопределенный артикль

Артикль una(уна) ставится перед существительными, начинающимися с согласной:

Una penna (уна пэнна) - ручка

Перед гласными в артикле опускается конечная "а":

invitạre un'amica (инвитарэ унамика) - пригласить подругу(какую-то, одну из).

Артикль обязателен всегда , и только в определенных и четко оговоренных случаях он может не употребляться.

Поупражняемся!

1.Прочитайте,произнося слитно артикль и существительное:

il libro (иllибро) - книга

il mare (иlмарэ) - море

il voto(иlвото) - оценка

il tavolo(иlтаволо) - стол

lo studente(lостудэнтэ) - студент

l'amico(lамико) - друг

la risposta(lариспоста) - ответ

la neve(lанэвэ) - снег

la penna(lапэнна) - ручка

l'amica(lамика) - подруга

la pittura(lапиттура) - живопись

la musica(lамузика) - музыка

Запишите эти слова в словарь для запоминания.

2.

а).Напишите определенный артикль перед словами мужского рода:

….\…..professore, dettato , dottore , errore , scaffale , studente , disco , amico, spirito , tavolo , zio , soffitto , libro ,,corso .

б).рядом с определенным артиклем поставьте соответствующий неопределенный .

3.

а). Напишите определенный артикль перед словами женского рода:

….\…..carta , matita , scala , lettura , bambina , idea , maestra , busta , porta , amica , astra , mattina , sigaretta , lingua , lezione .

б).рядом поставьте соответствующий неопределенный артикль.

4.Напишите следующие слова по-итальянски с определенным артиклем:

друг , книга , ручка , подруга , университет , сигарета , море , снег .

Правильные глаголы в простых временах

Настоящее время глаголов I спряжения

Сначала о том, что означает "правильные" и "простые":

Правильныеми называют глаголы, объединенные в большие группы и спрягающиеся по неизменным , общим для них образцам. Глагольных групп в итальянском языке три.Они различаются по окончанию глагола в неопределенной форме(инфинитиве).

Образование неопределенной формы:

Глагольная основа

+

О к о н ч а н и я
I спряжение II спряжение III спряжение
-ARE lavorare (работать) - ERE Ripetere (повторять) - IRE Dormire (спать)

Основным простым временем является Настоящее время - Presẹnte. Названо оно простым потому, что образуется путем изменения собственных окончаний глагола.

При образовании личных форм глагола в Presente, как и вообще в простых временах , вместо окончаний инфинитива( -are, -ere, -ire) к глагольной основе присоединяются личные окончания данного времени.

Для Настоящего времени глаголов I спряжения окончания следующие:

Утвердительная форма(+):

Общая схема предложения такова:

Существительное(не обязательно) + глагол + остальные части речи

Единственное число Множественное число
1 лицо Я - O 1лицо МЫ - IAMO
2 лицо ТЫ - I 2 лицо ВЫ - ATE
3 лицо ОН\ОНА - A 3 лицо ОНИ - ANO

Отрицательная форма(-):

Общая схема:

Существительное + non + глагол + остальные части речи.

Пример (esempio):

Lavoro sodo Я работаю усердно lavoriamo sodo Мы работаем усердно
lavọri sodo ты работаешь усердно lavorạte sodo вы работаете усердно
lavọra sodo он\она работает усердно lavọrano sodo они работают усердно

Благодаря тому, что у глаголов нет повторяющихся личных окончаний, отпадает надобность в личных местоимениях, выполняющих роль подлежащего.Поэтому

НА ПИСЬМЕ И ОСОБЕННО В УСТНОЙ РЕЧИ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ ОБЫЧНО ОПУСКАЮТСЯ.

Поупражняемся!

1.Прочитайте , запишите и выучите глаголы:

lavorare………………………..работать

studiare………………………..учиться,заниматься

parlare…………………………говорить

comprare………………………покупать

ammirare………………………любоваться

ascoltare……………………….слушать

trovare…………………………находить

2.Проспрягайте письменно четыре глагола на выбор, пользуясь схемой настоящего времени

3.Проспрягайте письменно выражения:

parlare bene l'italiano ………..- хорошо говорить по-итальянски

(парlарэ бэнэ lитальяно)

ascoltare la musica……………- слушать музыку

(Аскоlтарэ lа музика)

comprare un libro…………….- купить книгу

(компрарэ ун lибро)

4.Проспрягайте глаголы вслух:

parlare, ammirare, ascoltare, comprare.

5.Поставьте глагол во множественное число:

ESEMPIO(пример):

Ascolto la musica italiana - ascoltiamo la musica italiana

Ama la musica -

Non parli bene l'italiano -

Compro un libro -

Non ascolta bene -

6. Поставьте глагол в 3 лицо единственного и множественного числа:

Es: Aldo (studiare) bene l'italiano - Aldo studia bene l'italiano.

Alessandro (parlare) bene l'italiano.

Paolo (trovare) una sigaretta.

Maria e Cristina (non ascoltare) la musica, (studiare)l'italiano.

Слова:

Lo studẹnte ……….студент Russo………………русский studiạre…………….изучать la lịngua …………..язык a Roma……………в Риме la mattịna …………зд.по утрам insiẹme a………….вместе с frequentạre……….ходить в di Roma ………….римский l'Università ………университет fumare una sigaretta…………..курить сигарету la parola………………слово altro……………………другой,иной sempre………………..всегда grạzie ………………спасибо volentiẹri …………..охотно сosì(кози)………….так molto………………много sì(всегда с ударением)…….да fra………………….через(скоро) poco………………..мало(скоро) cominciạre…………начинать(ся) (коминчарэ) la lezione…………. Урок, лекция andiamo……………идем, пойдем piano………………тихо,медленно dopo ………………после,за arrivare…………….прибывать alto…………………высокий

PARLIAMO L'ITALIANO!

Lo studente russo Alessandro studia la lingua italiana a Roma.La mattina insieme a un amoco italiano , Paolo , frequenta l'Università di Roma.Paolo saluta Alessandro :

Paolo: - Andiamo insieme.Fumi una sigaretta?

Alessandro: - Grazie, volentieri .

Paolo: - Parli l'italiano così bene.Lavori sodo?

Alessandro: - Eh , sì, lavoro molto. Andiamo , fra poco comincia la lezione.

Примечания:

Задачу соединения слов в итальянском языке выполняют не падежи(которых нет), а предлоги.

1.Предлог а употребляется:

  • для обозначения местонахождения: a Roma, a Mosca
  • для выражения отношений, соответствующих русскому дательному падежу:

Alessandro regala una penna a Stefania.

Александр дарит (кому?) Стефании ручку.

  • В устойчивых сочетаниях: insieme a Mario - вместе с Марио
  • В роли предлога при глаголе в сочетаниях
Глагол + а + глагол

Andiamo a studiare l'italiano

2.Предлог di чаще всего выражает отношения принадлежности(в русском - родительный падеж):

La penna di Stefania - ручка Стефании

L'Università di Roma(di Mosca) - Римский(Московский) университет

Прочтите текст и переведите его устно.

Поупражняемся!

1.Вместо точек поставьте соответствующие предлоги и переведите на русский язык:

a)("a") : 1.Franco studia la lingua russa ……Mosca. 2.Andiamo …. Comprare un libro italiano. 3.Cominciamo … studiare l'italiano.

б)("di") : 1.L'amico …Paolo studia il russo. 2.Frequenta l'Università … Mosca. 3.Fra poco comincia la lezione … russo.

в)("a", "di"): 1.Mario e Franco frequentano L'Università … Mosca.2.La lezione … russo comincia; Marco e Carlo ascoltano la risposta … Franco. 3. La mattina insieme … un amico russo andiamo … studiare.

4. Mario e Franco regalano il libro … Elena.

Выучите стихотворение и переведите его:

Noi parliamo l'italiano

Cominciamo piano piano,

Una parola dopo l'altra

Arriviamo sempre in alto!

Лекция 3.

Lezione 3.

Еще об особенностях итальянского произношения:

1.Согласные Cи G звучат перед iи e как [к] и [г] б если между ними стоит немая буква H(акка):

Che - [кэ] - который, что

Chi - [ки] - кто

Il ghetto - [иlгэтто] - гетто

La ghisa - [lагиза] - чугун

Запомните, что в глаголах I спряжения, которые заканчиваются на

- CARE
- GARE

H перед I ставится обязательно!

Cercare(искать):

cerco cerchiamo
cerchi cercate
cerca cẹrcano

2.Гласная I(и) в сочетаниях с гласными а, е , о, u образует дифтонги:

la memoria (l'амэморья) - память

niente (ньентэ) - ничего

il provẹrbio (иlпровэрбьё) - пословица

il fiụme (иlфьюмэ) - река

Сливаясь с последующей гласной, дифтонг переходит в трифтонг: studia - (студья) - studiai (cтудьяй).

Наши рекомендации