Смерть эхнатона и преемники фараона
Согласно Редфорду, Эхнатон мирно скончался в своей столице летом 1359 года до Рождества Христова. Если точность этой даты можно оспаривать, то первая часть утверждения египтолога кажется вполне правдоподобной: супруг Нефертити воссоединился с божественным Светом, из которого некогда вышел, не возбудив в Ахетатоне никаких особых волнений.
Ни один документ не упоминает о смерти Эхнатона. В этом факте нет ничего необычного. Египетские тексты вообще очень редко содержат сведения о прекращении физического существования царя. Важным считалось другое – обеспечить путем необходимых ритуалов его переход к бессмертию.
Эхнатон, вероятно, был похоронен в царской гробнице Ахетатона, где уже покоились тела Макетатон и Нефертити. Правда, как ни странно, до нас не дошло ни текстов, ни изображений, свидетельствующих о кончине последней.
После трех лет совместного правления с Эхнатоном Сменхкара совершенно исчезает из нашего поля зрения. Меритатон, старшая дочь царственных супругов, тоже более не упоминается.
Зато на исторической сцене появляется новый персонаж – юный Тутанхатон, «Живой образ Атона», которому в момент смерти Эхнатона было, вероятно, около десяти лет. Он провел свое детство в городе Солнца и, кажется, пользовался покровительством Нефертити. Именно этот мальчик стал новым фараоном, приняв имя Тутанхамон, «Живой образ Амона».
Теперь магический акт свершился «в обратном направлении». Эхнатон некогда изменил свое имя, предпочтя Атона Амону. Новый царь отверг Атона, чтобы вернуться к Амону, и после своей коронации в Карнаке остался жить в Фивах.
Кто же выбрал Тутанхамона в качестве наследника «четы» Эхнатона‑Сменхкара? Мы этого не знаем. Может быть, сам Эхнатон. Может быть, коллегия мудрых сановников, обнаруживших в нем способности к государственному правлению. Может быть, сама Нефертити, «будучи великой супругой царя», успела до своей смерти назначить Тутанхамона престолонаследником.
Переезд в Фивы и возврат к культу Амона не сопровождались никакими насильственными действиями. На одной стеле из Берлина мы видим Тутанхатона (еще не изменившего свое имя) в акте поклонения Амону‑Ра. Поэтому нам не следует воображать себе распрю богов или месть Амона Атону. Переход от одного государственного культа к другому, должным образом подготовленный и в Ахетатоне, и в, Фивах, свершился в соответствии с нормальной ритуальной практикой возрождения древних культов.
Тем не менее, в знаменитом эдикте Тутанхамона против Эхнатона как будто выдвигаются очень серьезные обвинения:
Храмы богов… были близки к уничтожению, являясь развалинами, поросшими растениями; покои их (были) как то, что не являлось (на) свет, дворы их – дорогою пешеходной. Была земля как бы (в) болезни. Боги отвернулись (от) земли этой. Если молили бога, чтобы попросить вещь (то есть совет) у него, не приходил он […]. Если молились богине всякой (то есть какой‑либо) равным образом, не приходила она совсем… [117]
Что это – описание исторической реальности или нравоучительный вымысел? Ни то ни другое. В правление Эхнатона, в те немногие годы, когда в стране царил атонизм, храмы традиционных богов не подверглись разрушению и не пришли в упадок. Однако в момент смерти фараона над Обеими Землями нависла угроза гибели. Страна переживала период хаоса. Казалось, что смертоносный ураган проносится над Египтом. Существовала единственная возможность преодоления опасности: на трон должен был взойти новый царь. Благодаря восшествию на престол Тутанхамона хаос, согласно традиционным символическим представлениям, был изгнан из страны – и она вновь вернулась к первобытным временам, к «золотому веку».
Каждое начало нового правления соответствует «первому разу» – то есть зарождению жизни, чистой манифестации гармонии.
Фиванское жречество не вело никакой религиозной войны с приверженцами Атона. К последним, между прочим, относился и сам Тутанхамон. Этот фараон, правление которого было отмечено возвращением к имперскому богу Амону, первую половину своей жизни провел в городе Атона.
«Люди, чьи имена известны» (иными словами, уважаемые члены богатых и влиятельных фиванских семей), заняли ответственные посты в гражданской и религиозной администрации. Те же, кто был обязан своими высокими должностями исключительно Эхнатону, вернулись к безвестности.
Существует еще одно доказательство того, что между столицей Эхнатона и Фивами отношения были мирными – в гражданском и религиозном плане. Когда Тутанхамон после нескольких лет правления умер, можно было ожидать, что новым фараоном станет какой‑нибудь фиванец, не участвовавший – ни непосредственно, ни косвенным образом – в опыте атонизма.
Однако на самом деле случилось как раз обратное. На царский трон взошел Эйе – ближайшее доверенное лицо Эхнатона, царедворец, который не так давно повелел выгравировать на стенах своей гробницы «Большой гимн Атону».
Некоторые специалисты видят в Эйе превосходный пример оппортуниста, умеющего приспосабливаться к самым трудным ситуациям: ведь этот человек, в свое время пользовавшийся милостями Эхнатона, смог, тем не менее, обрести расположение фиванцев. Обладая дьявольской ловкостью, он якобы плел коварные интриги и добился того, что амарнское прошлое не помешало ему прийти к власти.
Это – слишком осовремененная, политизированная картина, чтобы мы могли принять ее на веру. Эйе, человек пожилой и опытный, пользовался славой мудреца скорее всего потому, что на всем протяжении своей «карьеры» соблюдал закон Маат. К тому времени, когда он стал преемником юного Тутанхамона,[118]у него уже не оставалось личных амбиций. Сторонник примирения враждующих сторон и человек уравновешенного характера, прекрасный знаток администрации и придворного этикета, Эйе мирно процарствовал около двух лет.
В близком окружении фараона Тутанхамона, помимо Эйе, был генерал Хоремхеб. Когда Эйе умер, он взошел на престол, тем самым продолжив «амарнскую» линию преемственности.
Хоремхеб выдвинулся как «сильная личность» после военной кампании в Азии, осуществленной по повелению Эхнатона, которому он верно служил. У него было много времени, чтобы приобрести опыт управления людьми. Став фараоном, он проявил себя не столько как военный, сколько как юрист. Он издал важный декрет, реформировав устаревшие законы, которые стали несправедливыми.
Хоремхеб, возможно, был женат на сестре Нефертити; во всяком случае, он не испытывал никаких враждебных чувств к Эхнатону, своему прежнему господину. Он назначил верховным жрецом Ра в Гелиополе бывшего амарнского сановника, таким образом поддержав древнюю солярную традицию.
Если в анналах египетских царей правление Хоремхеба следует непосредственно за правлением Аменхотепа III, вследствие чего Эхнатон, Тутанхамон и Эйе вообще «выпадают» из истории, то следует уточнить, что этим мы обязаны рамессидским летописцам, которые жили гораздо позже описываемых нами событий.
Хоремхеб занял непримиримую позицию в отношении хеттов, однако никаких военных действий не предпринимал – хотя и повелел убить одного из сыновей хеттского царя, направлявшегося в Египет, чтобы вступить в брак с Анхесенпаатон, дочерью Эхнатона и Нефертити и вдовой Тутанхамона (которая, попросив себе в мужья иноземного царевича, совершила акт предательства).
Как мы могли убедиться, преемственность царской власти после смерти Эхнатона осуществлялась мирным путем. Не было ни гражданской войны, ни противостояния приверженцев одного и другого бога. Больше того: люди, в свое время близкие к фараону, после его смерти в течение многих лет правили Египтом.
Глава XXVIII
ДВЕ ТАИНСТВЕННЫЕ ГРОБНИЦЫ
Гробницы обитателей города Солнца высечены в скале, возвышающейся над столицей Эхнатона. Таким образом, предполагалось, что их владельцы будут вечно созерцать священную территорию бога Атона.
Этот некрополь можно сравнить с некрополями Бени‑Хассана, эль‑Берше и Меира. Он имеет столь же величественный и благородный вид. Однако в связи с количеством гробниц, обнаруженных в этом месте (сорок три), возникает проблема: их явно слишком мало по сравнению с числом вельмож, владевших усадьбами в Ахетатоне. Разрешить эту загадку можно только одним способом – предположив, что право на погребение в некрополе Ахетатона царь предоставлял только высшей элите, в то время как все остальные чиновники сооружали свои «жилища вечности» где‑то в других местах.
Царскую гробницу обнаружил в 1891 году Барсанти – довольно далеко от столицы. Она расположена в лощине, в шести километрах от устья вади Абу Хаса эль‑Бахари, к востоку от города. Трудно представить себе более дикое, унылое и уединенное место.
Гробница настолько труднодоступна, что прошли многие годы, прежде чем английский египтолог Джефри Мартин смог осуществить научную публикацию содержащихся в ней материалов (публикация эта появилась совсем недавно).
Чем был обусловлен такой выбор? Тексты не дают нам никаких указаний на этот счет. Должны ли мы предполагать, что царская семья, для которой предназначалась странная гробница, могла быть погребена только вдали от своих подданных и от столицы живых? Или она просто хотела сохранить место своего погребения в тайне? Или географическое местоположение гробницы было обусловлено какими‑то соображениями символического характера, о которых мы даже не подозреваем?
Эль‑Амарна – это совокупность трех отдельных элементов: столицы Египта, расположенной на восточном берегу реки (тогда как территория Атона простирается и на другом берегу, в окрестностях Туна эль‑Джебель); комплекса гробниц вельмож, высеченных в скале, которая доминирует над городом; и, наконец, царской гробницы, затерянной в пустыне, вне пределов видимости живых, в самом сердце «Красной земли».[119]
Сестра царицы Нефертити Мутнеджмет в детстве. Прорись фрагмента рельефа из частной гробницы в эль‑Амарне.
С начала XVIII династии фараонов хоронили в знаменитой Долине царей. Последняя неотделима от фиванских храмов. Эти храмы, «дома миллионов лет», имели в качестве святая святых саму гробницу. Два элемента – царский храм и царская гробница – хотя и были разделены в географическом смысле, образовывали символическое единство.
После строительства новой столицы, Ахетатона, Эхнатон уже не мог избрать местом своего погребения Долину царей. В символическом плане было очень важно, чтобы его вечное жилище находилось к востоку от города живых. Не представляла ли собой царская гробница истинную святая святых большого храма Атона?
Гробница, обнаруженная Барсанти, к сожалению, не была нетронутой. Грабители чудовищным образом изуродовали ее. Однако Джефри Мартин после тщательного изучения археологических материалов сумел сформулировать целый ряд гипотез относительно характера сцен, некогда украшавших стены гробницы, а ныне почти полностью разрушенных.
В оформлении гробницы нашли отражение все главные темы религии атонизма, и, прежде всего – тема поклонения царской семьи богу Атону. На плите из раскрашенного известняка, найденной в одной из комнат этой огромной гробницы, мы видим царя, который в сопровождении царицы и двух своих дочерей подносит цветы сияющему Диску. Лица и тела персонажей сильно деформированы, уродливы. Нефертити неузнаваема, ее облик производит отталкивающее впечатление. Все изображение в целом кажется карикатурой. Что это – набросок скульптора или своего рода ex‑voto?
Эта уединенная гробница принадлежала не одному царю. В ней было много комнат, предназначенных для царских детей. Именно там похоронили принцессу Макетатон. Ей выделили комнату, стены которой, расписанные сценами траура, напоминали о горе царской четы.
В гробнице не обнаружили никаких следов традиционных мотивов заупокойного культа, осирической мифологии. Это «жилище вечности» целиком посвящено Атону и представляет собой законченный архитектурный комплекс, священное пространство, где, как предполагалось, царская семья должна была изменить свою природу под воздействием божественного Света.
Джефри Мартина ожидал сюрприз. Позади царской гробницы он обнаружил еще одну. Второй памятник находится в слишком плохом состоянии, чтобы можно было прийти к каким‑то определенным выводам. Тем не менее, мы вправе предполагать, что эта вторая гробница предназначалась для Нефертити. Вечное прибежище семьи фараона, сооруженное «в духе атонизма», состояло, следовательно, из двух элементов – и было точным архитектурным соответствием идеи посредничества царственной четы в передаче живым божественного Света.