Типы и жанры устной и письменной публицистической речи

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Терминологический минимум: публицистика,публицистический стиль, социальная оценочность, речевой стандарт, речевой штамп, экспрессивность, прецедентные тексты, фигуры речи, троп, метафора, метонимия, эпитет, градация, сравнение, олицетворение, перифраза, языковая игра, речевая агрессия.

Задания и вопросы

I. Расширьте и дополните свои представления о публицистическом стиле,

обратившись к учебной и справочной литературе, а также материалам Приложения 1. Составьте план, отражающий содержание темы «Публицистический стиль».

II. Выполните следующие задания.

  1. В приведенный ниже текст вставьте пропущенные слова и дополните его так, что-

бы получился краткий ответ на вопрос о специфике коммуникации в сфере реализации публицистического стиля.

Современное общество ощущает острую потребность оперативно получать информацию о происходящих в стране и мире событиях, хочет слышать общественных лидеров, знать авторитетное мнение по поводу того или иного волнующего его явления, факта, положения дел. «Проводниками» такой информации, каналами, по которым она передается, являются ___________, ____________, ___________, _____________, а автором речи, в которой она содержится, - __________, ___________, __________, _____________. Таким образом партнерами по общению, адресатом и адресантом, являются с одной стороны та или иная социальная группа, общество в целом общество целом, с другой – любой из тех, кто вступает с ним в контакт, создавая публицистический текст. Общение одновременно с большим количеством людей, удаленных друг от друга, не может быть _____________________ и __________________, поэтому оно осуществляется при помощи специальных средств, которые способны установить связь со всей рассредоточенной массовой аудиторией адресатов. Такие средства связи называют _______________________, а коммуникацию соответственно - ____________, по наличию же нескольких передающих каналов - _______________________. Одним из основных условий ее возникновения и функционирования является появление _________________, затрагивающей интересы многих людей, соответствующей их социальным ожиданиям, то есть ________________________. Многообразие волнующих их проблем, сложность и многогранность общественной жизни отражает широкая тематика публицистических текстов: автор может говорить в них о ______________ и __________, о ____________ и _______________, о ___________ и т. д. При этом он не только информирует адресата, но и влияет на него, стремясь убедить его в правильности своей точки зрения на описываемое событие, явление, факт. Поэтому к публицистической относится только та речь, которая отражает общественно-политические вопросы современности и является целенаправленным социальным действием, т. е. призванным оказать воздействие на читателя или слушателя.

Отдельный вид коммуникации, компонентом которой является публицистическая речь, - это устное публичное общение с массово ограниченной аудиторией, точнее выступление перед ней, например, ______________, ________________ или ____________.

Специфика коммуникативной сферы, в которой бытует публицистический стиль, и средств его трансляции и ретрансляции обусловила появление в современной российской науке нового термина для обозначения этой функциональной разновидности языка и речи - ________________________________.

2. Проанализируйте с точки зрения представленной в них тематики

а) материалы одной центральной и одной региональной газеты – за одно и то же число;

б) программу передач одного из каналов центрального и регионального телевидения;

в) любой выпуск новостей на канале центрального и регионального телевидения.

Зафиксируйте свои наблюдения письменно.

Встретились ли в региональных и центральных СМИ тематически тождественные материалы, передачи, сообщения?

Подтверждают ли ваши наблюдения тезис о неограниченно широком круге тем, которые освещаются в публицистической речи, и о социальной значимости представляемой в них информации?

  1. Опишите внутреннюю дифференциацию публицистического стиля. Какие черт ха-

рактеризуют каждый из подстилей и составляющих его жанров?

Определите, какому подстилю, типу и жанру принадлежат

а) тексты, приведенные в Приложении 2,

б) материалы одной из газет (см. задание 2).

Каково функциональное назначение этих текстов?

4. Какой из публицистических жанров и какую форму речи вы выбрали бы, если бы в университетской газете вам предложили

- рассказать о состоявшихся факультетских днях здоровья, студенческой спартакиаде, театральном фестивале «Университетская весна»;

- поделиться впечатлениями о дне факультета, конкурсе университетских команд КВН, своей стажировке за границей;

- изложить свои соображения относительно организации в университете студенческого самоуправления, питания студентов;

- предупредить студентов-первокурсников о трудностях, с которыми они могут столкнуться в учебе, в студенческой жизни в целом, предостеречь от возможных ошибок, посоветовать им, как быстрее и легче адаптироваться к студенческой жизни.

5. Проведите языковой анализ текстов, приведенных в Приложении 2, охарактеризовав их лексику и грамматику.

Можно ли доказать их принадлежность публицистическому стилю?

Как реализуется в них доминанта (конструктивный принцип) публицистического стиля?

Какой из вариантов ее воплощения публицистического стиля в них реализован

а) преобладание стандарта над экспрессией,

б) преобладание экспрессии над стандартом,

в) стандарт без экспрессии,

г) экспрессия без стандарта,

д) экспрессия и стандарт?

6. Проанализируйте газетные заголовки с точки зрения их:

- экспрессивности и / или образности и способов их достижения,

- нормативности (языковой, стилистической, этической).

За справками обращайтесь к словарям, описывающим лексику.

1. С Шойгу сдирают шкуру 2. Долг, к сожалению, платежом красен 3. Команды и приклонники 4. Кланирование: в России все превращается в семью 5. Мегаполис надежды

6. Госслужащие – слуги народа? 7. Голос масс 8. На Дону мячом покати 9. Нас не колышет 10. Кинозвезды с копытами 11. Война культуркиллеров с культурой продолжается 12. Одним флаконом семерых 13. Политический «заказняк» 14. Вот так сок, в натуре! 15. Люди с кровью 16. Из Москвы уходят «лохотроны» 17. Казна с проплешинами 18. Чавкающий боров мафиозного капитала уже хрустит костями науки 19. Sosтояние экологии 20. Ментовский блюз. 21. Курить нельзя бросить 22.Бодался доллар с евро

7. Прочитайте высказывания величайших ораторов древности.

а) Согласны ли вы с тем, как понимает сложность взаимоотношений оратора и аудитории Цицерон, как им и Демосфеном определяются требования, предъявляемые к личности оратора?

Можно сказать, тяжкое бремя налагает на себя тот, кто торжественно берется один среди многолюдного сборища при общем молчании рассуждать о делах первой важности! Ведь огромное большинство присутствующих внимательнее и зорче подмечает в говорящем недостатки, чем достоинства. Поэтому малейшая его погрешность затмевает все, что было в его речи хорошего… Сколько раз мы выступаем, столько раз над нами совершается суд.

… Тот оратор, которого одобряет толпа, неизбежно будет одобрен и знатоками.

Цицерон

… Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество.

Демосфен

… Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словом чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев.

Цицерон

б) Сопоставьте эти высказывания с тем, как рассматривается специфика общения оратора (выступающего) с современной аудиторией в учебной литературе. Насколько актуальны эти высказывания?

8. Прочитайте высказывания современных политиков, которые приводились в рубрике «Жизнеспособность политических субъектов» газеты «Аргументы и факты». Охарактеризуйте их с точки зрения речевой культуры.

Г.Зюганов:

- Объединившись, мы возродим свое многострадальное Отечество.

- Мы создали народно-патриотический союз, который некоторым не нравится, и пытаются его уже кусать или лягать…

- Выкручивать друг другу руки – занятие бесперспективное, потому что выкрутили уже душу и руки своей стране…

А.Лукашенко:

- Я президенту России всегда говорил: «Ты мой старший брат». А он этого боится: «Только не говори никому!»

В.Черномырдин:

- Посты вице-премьерские в такое время, как наше, -это все равно что столб, на котором написано: «Влезешь – убьет!»

Б.Ельцин:

- Надо, чтобы преподаватели думали не о хлебе насущном, а о степени подготовки.

Г.Селезнев:

- Круглый стол – это акт доброй воли с двух сторон.

9. Проанализируйте высказывания, приведенные в рубрике «”За” и “против”» еженедельника «Аргументы и факты» с точки зрения использованной в них аргументации (опровергающей – поддеживаюшей, односторонней – двусторонней, индуктивная – дедуктивная, нисходящая - восходящая). Чья аргументация является более эффективной и почему?

Телевидение – враг или друг?

Станислав Говорухин: Ни о каком патриотизме, любви к родине на нашем телевидении и не вспоминают. Вся новейшая история представляется как история сплошных преступлений и ошибок. Молодым внушают презрение к своей стране и к собственным родителям – ведь получается, что жизнь они прожили неправильно.

Владимир Познер: Я не понимаю. Что такое патриотизм на телевидении. Наверное, телевидение должно просвещать. Был, скажем, телесериал в советское время «Следствие ведут Знатоки», который внушал уважение к следственным органам. Кстати, таких передач в Америке. В Англии пруд пруди. Они сделаны со вкусом и прекрасно развлекают, но подспудно внушают мысль – посмотрите, как прекрасны наши законы, как самоотверженно работают наши полицейские.

Но нельзя приказать телевидению воспитывать любовь к родине. Жизнь, а не Госдума измени телевидение.

С.Говорухин: Самое ужасное – это телеигры. Сперва показывают в новостях, как жена безденежного летчика делит последние три картофелины между голодными детьми. А после демонстрируют викторину, где какой-то человек, угадавший слово, выигрывает несколько миллионов рублей или даже автомобиль. Начали разыгрывать даже слитки золота. Разве не издевательство? В то время. Когда нищие пенсионеры и врачи роются в мусорных баках, кто-то получает ни за что целое состояние.

В. Познер: Когда говорят, что надоели телеигры, что народ злит, когда ни за что выигрывают машины, я отвечаю: а вы не смотрите! Объявите бойкот тому, что вас злит. Тогда упадет рейтинг передач, и ее снимут с эфира. Как сняли, напри мер, Александра Солженицына. Коммерческое телевидение вынуждено учитывать вкусы зрителей. И в этом смысле оно исповедует политику «чего изволите?» Передачи – это товар. «Чернухи» много потому, что чернуху хотят смотреть.

10. Как вы думаете, нужна ли студентам своя газета? Если да, то какой она должна быть? Аргументируйте свою позицию.

  • Представьте себе, что вам предстоит изложить ее в выступлении на радио или

телевидении. Обсудите со студентами своей группы вопрос о том, в какой передаче можно было бы этот вопрос обсудить, как она могла бы называться, как вас следовало бы представить в ней и т.п. Договоритесь о том, кто мог бы взять на себя роль ведущего такой передачи, и подготовьте свои выступления в паре (группе). Опирайтесь при выполнении этого задания на знания, которые получили из учебной литературы. Какие требования предъявляются к такого рода публичным выступлениям? Составьте перечень критериев и шкалу, по которым можно было бы его оценить (письменно).

  • Будет ли являться ваше выступление социально ориентированным? Почему?

11. Заполните таблицу «Функциональные стили литературного языка и речи» информацией о публицистическом стиле, используя при этом языковой материал выполненных заданий как иллюстративный.

  1. Попытайтесь предположить, могут ли в вашей жизни оказаться востребованными

компетенции, связанные с владением публицистическим стилем. Если да, то опишите коммуникативные ситуации, в которых они будут реализованы.

Желательным или обязательным компонентом коммуникативной компетентности

человека является, по-вашему, владение – в той или иной мере – публицистическим стилем?

Литература

1. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - М., 2000.(Гл. IV).

2. Русский язык и культура речи / Под. ред. проф. В. И. Максимова. - М., 2000. (Гл.VIII.)

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. – М. 2003 и др. (Гл.XI)

4. М.Ю. Сидорова, В.С.Савельев «Русский язык и культура речи»: учебник – М., 2008. (Гл. 3).

5. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., 2003. (С.79-87, 312-315, 396-397, 642-647, 664-675)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Типы и жанры устной и письменной публицистической речи

В современныхп е ч а т н ы х СМИ(собственно публицистике – журнальной и газетно-публицистическом подстиле или в целом - в газетно-журнальной публицистике) представлены типы текстов, которые в зависимости от преобладающей реализуемой функции условно можно разделить на три типа: и н ф о р м а ц и о н н ы й, а н а л и т и ч е с к и й и х у д о ж е с т в е н н о-п у б л и ц и с т и ч е с к и й. Реализуются тексты того или иного типа в разнообразных речевых жанрах, многие из которых имеют вариантное воплощение в зависимости от принадлежности текста тому или иному типу. Среди них:

- статьи (подразделяются на директивные, популяризаторские, проблемные, обличительные, аналитические и др.), для которых характерен широкий диапазон тематики, масштаб осмысления и обобщения действительности;

- корреспонденции, анализирующие, обобщающие и комментирующие факты или какое-либо явление из политической, экономической, культурной и др. жизни;

- заметки освещают более узкую, чем в корреспонденции, тему: они излагают один факт или рассказывают об одном событии, что формирует их содержание вокруг опорных пунктов «кто, что, где, когда»; они предельно сжаты, лаконичны; тематика их весьма разнообразна, тональность - официальная;

- репортаж, для которого характерна стремительность, динамичность изложения, напоминающего быструю и контрастную смену планов в кинохронике, свежесть непосредственного впечатления, передаваемого автором по принципу «я был, я видел, я участвовал»;

- интервью.

В и н ф о р м а ц и о н н ы х текстах базовой (ведущей) является информационная функция. Они максимально объективно, достоверно, точно и без эмоционально-экспрессивного оформления либо привлекая его в той или иной мере передают фактологическую, прежде всего событийную информацию. Для них свойственны такие жанры, как статья, заметка, корреспонденция, хроника, отчет, интервью, репортаж, коммюнике, обзор печати и др.

Для текстов а н а л и т и ч е с к о г о типа характерно сочетание базовой информационной функции с функцией объяснения, толкования. Основным качеством таких текстов является аналитизм, который выражается с разной степенью полноты в схеме изложения: тезис, аргумент, вывод. Реализуются эти тексты в жанрах статьи (аналитической, передовой, проблемной), заметки, рецензии, хроники, обзора, интервью, репортажа, некоторых видах комментария, а также в торжественно-декларативных жанрах обращения, приветствия, призыва, лозунга.

Х у д о ж е с т в е н н о - п у б л и ц и с т и ч е с к и е тексты, для которых характерно единство аналитического, объективного, эмоционального и субъективно-личностного содержания, реализуются в таких жанрах, как статья, очерк, репортаж, эссе, памфлет, фельетон, рецензия, зарисовка, путевые заметки и др.

Публицистические жанры не представляют собой чего-то раз и навсегда данного, застывшего и неподвижного, они развиваются, изменяются вместе с развитием материального мира, человеческого общества и освоением им все новых и новых областей деятельности. В последнее время в журнальной публицистике возникли такие новые жанры, как «круглый стол», «полемика», «письма читателей», «опрос мнений».

Вэ л е к т р о н н ы х СМИв рамках теле- и радиопередач распространены диалогические жанры – беседа, диспут, интервью, дискуссия, полемика.

Беседа – это вопросно-ответная форма обсуждения различных проблем с определенной политической или образовательно-воспитательной целью. Она может быть коллективной (25 – 30 участников), групповой (8 -10 участников), а также двусторонней – с двумя участниками. Те или иные ее варианты имеют свою специфику («беседа за круглым столом», беседа на вечере вопросов и ответов).

Диспут – разновидность публичного обсуждения, происходящего в форме борьбы мнений между его участниками, у которых нет единой точки зрения на обсуждаемую проблему и заранее подготовленного ответа.

Дикуссия – одна из форм спора как словесного состязания, которая используется в различных коммуникативных ситуациях. Во время дискуссии ее участники обмениваются мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единого взгляда на этот предмет. Обязательным ее условием является наличие спорного вопроса, по которому высказываются не заранее глубоко продуманное решение, а лишь его предполагаемый вариант. Окончательный же вариант вырабатывается в процессе обмена мнениями. При том, что дискуссии свойственна та или иная степень остроты и эмоциональности, в ней отсутствует позиция непримиримости: каждый участник стремится внести долю своего участия в положительную разработку обсуждаемого вопроса без претензии непременно настоять на своей точке зрения. Дискутирующие оппоненты публично защищают или опровергают выдвигаемый тезис.

Полемика – речевой жанр, целью которого является защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Она предполагает противопоставление мнений двух сторон, конфликтность высказываемых суждений и взаимоисключающий характер выводов. Ее участники не просто оппоненты, но контрагенты с противоположными точками зрения на обсуждаемый вопрос. При определенных экстралингвистических условиях полемика может сближаться с дискуссией по своим целям, степени остроты и эмоциональности ведения спора, не теряя при этом своего критического характера (например, товарищеская полемика, призванная помогать преодолевать ошибки коллег, товарищей). Полемика может носить резко обличительный тон, если ее цель – разоблачить и развенчать в глазах слушателей идейного противника. Ее формулировки разящи, выводы уничтожающи, но при этом она не допускает оскорблений и ругательств в адрес противника.

Интервью – одна из форм диалогов-расспросов. Различают интервью вопросно-ответного типа, в котором репортер добивается ряда кратких реплик на кратко сформулированные вопросы, в котором развернутые ответы – это программируемая реакция на более или менее развернутые вопросы интервьюирующего, интервью обсуждение, в котором затрагиваются довольно сложные проблемы политики, экономики, культуры и репортер, побуждая собеседника к развернутым высказываниям, сам выступает с репликами оценочно-аргументирующего характера.

Следует отметить, что дискуссии, диспуты, полемические диалоги пришли в теле- и радиоэфир из тех сфер, где они велись с давних пор, - на заседаниях политических и общественных организаций, клубах, кружках и студиях, организованных при школах и университетах и т.д. Публицистическая полемика как диалог оппонентов, придерживающихся разных позиций в споре по тому или иному актуальному вопросу, - важный механизм общественно-политического саморегулирования, самоориентации общества в объективной действительности, поэтому их роль в формировании взглядов на общественное развитие, выработке социальных оценок и этических принципов чрезвычайно существенна.

Жанры о р а т о р с к о г о (агитационно-пропагандистского) подстиляв публицистике выполняют агитационнно-пропагандистсткую функцию, реализуясь в публичной речи, прежде всего в устной. Они существуют как доклады (на социально-политические, политико-экономические темы, отчетные - на собраниях, съездах), речи (политические, военно-патриотические, агитационные, митинговые, юбилейные, памятные, надгробные\траурные), воззвания, призывы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Наши рекомендации