Формы государственного устройства
Как вы знаете, государства могут различаться по форме устройства, по форме правления и по типу политического режима.
Форма государственного устройства – это способ территориального устройства государства, которое определяет взаимоотношения центральной, региональной и местной властей.
Основные формы государственного устройства современном мире: унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).
Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных частей, не обладающих собственной государственностью.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства:
- единый основной закон (Конституция), нормы которого применяются на всей территории страны;
- единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы;
- единая система законодательства;
- единое гражданство;
- единая денежная единица;
- общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями). К числу унитарных государств относятся: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет и многие другие страны.
Подавляющее большинство унитарных государств имеет мононациональное население, но есть и исключения – Испания, Китай. Вьетнам. В унитарных государствах возможна административная и национальная автономия для некоторых территорий (например, в Италии, Испании, Великобритании).
Федерация представляет собой добровольное объединение отдельных государственных образований, частей (субъектов) в одно союзное государство. В федеративном государстве власть строится на равенстве его членов – субъектов федерации. При главенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права субъекты федерации имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти. Федеративными государствами являются такие государства, как Российская Федерация, США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан.
Федерация характеризуется следующими признаками:
- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (земель, штатов, республик, областей, округов и др.);
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
- полномочия между субъектами федерации и самой федерацией разграничиваются союзной (федеральной) Конституцией;
- субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, устава и др., имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы;
- в ряде федеративных государств наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъектов;
- высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру, при которой верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, а нижняя – интересы населения всей страны.
Число субъектов в федерациях неодинаково, например, в Германии – 16 земель, а в России — свыше 80 субъектов.
Федеративное устройство может быть основано как на территориальном (Мексика, США), так и на национальном (Канада, где 9 провинций — англоязычные, а одна — франкоязычная) принципе.
Составные части федерации, основанной на территориальном принципе, не являются полностью самостоятельными, суверенными образованиями, по конституции они лишены права прямого представительства в международных отношениях. В таких федерациях установлен запрет одностороннего выхода из союза. Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами. По такому принципу образованы федерации в США, Мексике, ФРГ.
В федерациях, в основе которых лежит национальный принцип, субъекты являются национально-государственными образованиями. Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности, причем для больших и малых наций гарантируется суверенитет, а нации имеют право на самоопределение. К федерациям такого типа относится, в частности, Индия.
Таким образом, федеративный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей, обладающих этническими, историко-культурными, религиозными, языковыми и др. особенностями, создать возможности для выражения региональных и других интересов.
Российская Федерация создана на национально-территориальной основе.
Хотя правовой статус членов федерации на практике не всегда одинаков, тем не менее, один из важнейших принципов федеративного устройства – это равноправие всех субъектов федерации. Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации. Это, в частности, зафиксировано в Конституциях: США, ФРГ, Индии, Швейцарии и многих других государств.
Жизненность федерации во многом зависит от распределения полномочий (компетенций) между ее субъектами и центром. Использование федеративной формы лишь для прикрытия унитарной централизованной структуры подрывает основы государственности и, в конечном счете, может привести к распаду государства, что и произошло с государствами, образованными по такому принципу: СССР, Югославией и Чехословакией.
Наряду с унитарным государством и федерацией существует временная форма союза государств — конфедерация, которая создается на основе международных соглашений и регулируется в основном нормами международного права.
Конфедерация – это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом. Конфедерация возникает для осуществления конкретных совместных целей. Государства – члены конфедерации сохраняют самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи. Решения по общим для союзных государств вопросам не обязательно действуют на территории каждого входящего в конфедерацию государства, т.к. их органы власти обладают в ряде случаев правом неприменения акта конфедеративного органа на своей территории.
Конфедерация – непрочное, как правило, временное образование. Решив те или иные проблемы, ради которых конфедерации были образованы, они либо перерастают в конфедерацию, либо распадаются. Так, конфедерации имели место в США (1773-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).
Сегодня по принципу конфедерации образованы СНГ (Содружество Независимых Государств), Европейский Союз.
Помимо названных трех основных форм государственного устройства, в истории существовали и некоторые другие специфические формы – протектораты, унии, империи.
Для справки
Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Для империй характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. Империи существовали в различные исторические эпохи, - достаточна назвать Римскую, Британскую или Российскую империи.
Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату. Так Великобритания оккупировала Египет в 1882 году, а в 1914 году установила над ним протекторат. Иногда протекторат является переходной формой к полному присоединению зависимого государства.
Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры. Реальная уния предусматривает не только общего главу, но и объединение важнейших органов власти и управления, позволяющее проводить единую внешнюю политику двух государств. В истории существовали Кальмарская (1397 г.) и Утрехтская (1579 г.) унии, уния протестантских князей в Европе (1608 г.) и др.