Тема 5. Последствия Смутного времени с точки зрения различных измерений исторического процесса

Цели и задачи изучения темы

Целью изучения темы является выявление последствий одного из самых сложных и катастрофических периодов в истории России – Смутного времени начала XVII в.

Методические рекомендации

Последствия Смуты были трагичны. Страна оказалась на грани потери государственности и независимости. Рассматривая этот аспект проблемы, проанализируйте, как после Смуты менялось российское общество. Студентам необходимо определить следующее: как Смута способствовала возвышению и укреплению роли в обществе служилого человека.

Почему историки формационного направления называют XVII столетие «бунташным веком»? В связи с чем советские историки в основу изучения истории России XVII в. положили идею о ведущем значении двух факторов – развитии экономики и классовой борьбы?

Либеральные историки проанализировали социальные и политические предпосылки Смуты. В чем, по их мнению, истоки веры в доброго царя?

Рассматривая точку зрения историков либерального направления о том, что последствия Смуты очень сильно повлияли на зародыши Нового времени, студенты должны:

выявить направление и характер последующих реформ в стране;

ответить на вопрос, как Смута подготовила переходный период для петровских реформ.

Историки цивилизационного направления считают, что Смута выявила ограниченные возможности развития страны на основе восточной парадигмы. Приведите факты, которые подтверждают этот вывод.

Страна в ходе Смуты оказалась на грани потери государственности и независимости. Каким образом вышла она из этой ситуации?

В результате Смуты европейская территория страны сократилась. Общественный порядок, которым были недовольны все классы общества, не изменился. Студентам следует подумать над вопросами: 1) почему большинство в обществе высказалось за восстановление Московского царства; 2) каким образом гражданская война Смутного времени способствовала восстановлению монархической государственности.

Анализируя итоги Смуты, не надо забывать, что они коснулись и самого человека, его понятий и чувств. Студенты должны проанализировать эту проблему и выявить, как в обществе, у людей появляется четкое осознание государства как общей земли, а не только царской вотчины, каким образом в этих условиях начинает заявлять о себе конкретная личность.

Задания

I. Заполните таблицу.

Итоги Смуты
Экономические Внутриполитические Внешнеполитические
     

II. Тесты

1. Семибоярщина – это:

а) верховный орган власти в аристократической республике, обладающий всей полнотой власти вместо царя;

б) постоянный совет, созданный при государе во время Смуты с целью ограничения его власти;

в) правительство, созданное до выборов нового царя;

г) семь бояр, составивших заговор против царя Василия Шуйского.

2. Какое из событий Смутного времени происходило позже других?

а) Семибоярщина;

б) освобождение Москвы от интервентов;

в) царствование Василия Шуйского;

г) вступление в Москву Лжедмитрия I.

3. Расположите в хронологическом порядке события Смутного времени.

а) создание «тушинского лагеря»;

б) царствование Бориса Годунова;

в) восстание под предводительством Ивана Болотникова;

г) избрание на престол Василия Шуйского.

4. Соотнесите события Смутного времени с историческими деятелями.

а) Годунов Б.Ф.; б) Лжедмитрий I; в) Шуйский В.; г) Лжедмитрий II 1) подписание «крестоцеловальной» грамоты; 2) начало Смуты; 3) появление «тушинского вора» в армии; 4) вступление первого самозванца на российский престол

5. Укажите годы правления Василия Шуйского.

а) 1598–1608;

б) 1606–1610;

в) 1610–1613;

г) 1605–1606.

Основные понятия

Абсолютная монархия, всероссийский рынок, интервенция, мануфактура, семибоярщина, смута, тягло, гражданская война

Контрольные вопросы

1. Проанализируйте причины наступления Смутного времени.

2. Какие социальные слои входили в армию Ивана Болотникова?

3. Каковы причины недовольства политикой Лжедмитрия I со стороны тех, кто первоначально его поддерживал (поляков, крестьянства, дворянства, боярства)?

4. Перечислите четырех претендентов на российский престол на Соборе 1613 г.

5. Почему кандидатура Михаила Романова оказалась наиболее приемлемой для различных слоев русского общества, присутствовавших на Земском соборе 1613 г.?

Литература

Зуев М.Н. История России: учебное пособие по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов неисторических специальностей. М., 2011.

Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия – 1604. М., 2009 (любое издание).

Платонов С.Ф. Борис Годунов. Любое издание.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2009.

Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2011.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 51–60, 200–202, 414–415, 417–418.

Тема 6. Общественно-политическая мысль в России в XVIII в.

Наши рекомендации