Российское законодательство и управление общественными связями
Клевета.
Клевета - информация, которая распространяется о конкретном лице, носит порочащий характер и тем самым причиняет вред чести, достоинству и деловой репутации. В пресс-релизы должна попадать самая точная информация, выраженная аккуратно подобранными словами и в недвусмысленных выражениях. Избегать нелестных комментариев о продукции /услугах конкурентов
Вторжение в частную жизнь.
Спец по СО должны особо осторожно отнестись к вопросу частной жизни как минимум в 4 сферах :
-бюллетени по кадровым вопросам - следует избегать всего, что могло бы смутить сотрудника, подвергнуть его насмешкам, информацию о сотрудниках получать от них самих, не включать ни в какие статьи указания на расовую или этническую принадлежность.
-разрешение на публикацию фотографий - письменное разрешение сотрудника
-паблисити и реклама продукта (получить разрешение на снимок)
-расспросы СМИ о сотрудниках - Спец по Со должен избегать вопросов о зарплате сотрудников, их телефоне, дом адресе, сем положении, успехе сотрудников.
Авторское право.
Объектом АП является новое, оригинальное, творческая, выраженное в объективной форме произведение (литер, музык, кроме – идей, концепций, способов, рецептов)
Закон об авторском праве обеспечивает основную, автоматическую защиту авторам, независимо от того, зарегистрирована ли рукопись соответствующей организацией или просто напечатана. Пр –специалист должен знать также закон о рекламе. В любом случае необходимо советоваться с юристами по всем правовым вопросам и оценивать их значение для осуществления.
Зарубежный опыт правового регулирования ПР.
В США налагаются большие ограничения на корпоративные политические высказывания ( хотя у физических лиц и СМИ здесь больше свободы). Это связано с опасениями, что крупные корпорации могут за счет своих ресурсов воздействовать на общественное мнение. Корпорациям и профсоюзам запрещено также финансировать кандидатов от политических партий в федеральные государственные органы. Законодательство налагает ограничения на величину суммы , которую отдельные лица могут вложить в кандидатов или потратить в пользу кандидатов. Недопустимо также использование корпоративного оборудования для изготовления агитационных материалов в пользу кандидата.
В США жестко регламентируется деятельность консультантов, обслуживающих иностранные государства (принятие соответствующих законов считается заслугой американских ПР-фирм, стремившихся не допустить пропаганды фашизма в своей стране).
Особенностью законодательства США является последовательная защита свободы СМИ. В этой стране любое СМИ может отвергать любой материал, распространению которого редакция не желает способствовать. Таким образом создается ситуация, при которой доступ к СМИ порой оказывается проблематичным.
В других странах также существует система применения ряда законов к ПР-практике. Так, Британская ассоциация отраслевых редакторов ( BAIE ) активно участвует в принимаемых законах по авторским правам, исковым заявлениям и публикуемым выходным данным. Это не удивительно, так как члены ассоциации – сами издатели.
Российское законодательство и управление общественными связями.
В 1995 году появляются Федеральные Законы «О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».
В середине 90-х годов выходят в свет Положения «Об управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью», «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации», «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями , общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы»… Постановления Правительства «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации «, «Правила отнесения сведений , составляющих государственную тайну к различным степеням секретности»…
Период В.В.Путина.
В начале 2003 года принимается постановление правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В тексте постановления дается перечень обязательных для опубликования в Интернете сведений : об исполнении федерального бюджета, сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов правительства, об их заявлениях на официальных мероприятиях, о почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление также обязывает публиковать законопроекты, которые готовят чиновники, до их передачи в Госдуму.
В ПР-практике приходится сталкиваться с проблемой – какова же допустимая степень открытости той или иной структуры и ее информации. У нас действует Закон РФ «О государственной тайне». (можно из журналистики сказать) Знание его необходимо для работы в органах власти и взаимодействия с ними в интересах каких-либо организаций.