Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ТЕОРТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Уважаемые студенты! Изучить логику, читая только теорию, нельзя. К каждой теме необходимо самостоятельно выполнить ряд упражнений. Только в этом случае студент на семинарском занятии сможет проявить себя с положительной стороны.
К каждой теме вам будут предлагаться упражнения. Не ленитесь выполнять их! Только таким путем вы сможете закрепить теорию учебного курса.
Успехов!
С возникающими вопросами можно обращаться на мою электронную почту.
Семинар №1. ПОНЯТИЕ
НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) конкретные и абстрактные, 3) положительные и отрицательные, 4) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.
В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.
Дать полную логическую характеристику понятию (упражнение 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.
Примеры:
1. «Московский юридический институт" — единичное понятие.
2. «Высшее учебное заведение" — общее (нерегистрирующее) понятие.
3. «Балтийский флот РФ" единичное (собирательное) понятие.1.1. Юридическое лицо. 1.2. Ивановская область. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Русская правда". 1.6. Бригада морской пехоты. 1.7. Рабочий класс. 1.8. Источник права. 1.9. Организация Объединенных Наций.. 1.10. Правовая норма. 1.11. Наука. 1.12. Радар. 1.13. Молодежь. 1.14. Реплика. 1.15. Москворецкий мост. 1.16. Участник обороны Одессы. 1.17. Студент МЮИ. 1.18. Следователь Степанов. 1.19. Декабрист. 1.20. Воздушный флот.
Упражнение 2. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.
Примеры:
1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образование" — понятие употребляется в разделительном смысле.
2.«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.
2.1. Человек осваивает космос. 2.2. Человек имеет право на гражданство. 2.3. Искусство принадлежит народу. 2.4. Искусство — форма общественного сознания. 2.5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2.6. Ничто не возвышает человека больше,' чем знания. 2.7. Полноводны и могучи реки Сибири. 2.8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 2.9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 2.10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 2.11. Книга — лучший подарок. 2.12. Закон составляет основу системы права государства. 2.13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 2.14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 2.15. Мыслящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).
Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.
Примеры:
1. «Юридический закон" — конкретное понятие.
2. «Невменяемость" — абстрактное понятие.
3.1. Политическая система. 3.2. Преступность. 3.3. Стратегия. 3.4. Диктатура. 3.5. Двуличие. 3.6. Трезвость. 3.7. Адвокат. 3.8. Равенство. 3.9. Космический корабль. 3.10. Бескорыстие. 3.11. Родина. 3.12. Гражданское мужество. 3.13. Противоречие. 3.14. Спутник. 3.15. Зазнайство. 3.16. Самоотверженность. 3.17. Взаимодействие.
Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.
Примеры:
1. «Законный" — положительное понятие.
2. «Незаконный" — отрицательное понятие.
4.1. Верность. 4.2. Безволие. 4.3. Беспорядок. 4.4. Гуманизм. 4.5. Произвол. 4.6. Ненависть. 4.7. Контроль. 4.8. Антифашист. 4.9. Антиквар. 4.10. Анархия. 4.11. Ананас. 4.12. Аноним. 4.13. Недееспособность. 4.14. Принципиальность. 4.15. Антипатия. 4.16. Компетентность. 4.17. Халатность.
Упражнение 5. Выясните, являются ли данные понятия безотносительными или соотносительными.
Примеры:
1. «Народный суд" — безотносительное.
2. «Начало" — соотносительное понятие.
5.1. Причина. 5.2. Рабочий. 5.3. Верх. 5.4. Политика. 5.5. Истец. 5.6. Ускорение. 5.7. Копия. 5.8. Положение. 5.9. Проблема. 5.10. Опасность. 5.11. Взяткодатель. 5.12. Форма. 5.13. Право. 5.14. Племянник. 5.15. Практика.
Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику понятиям.
Пример: «Юрист» — понятие общее (нерсгистрирующее), конкретное, положительное, безотносительное.
6.1. Государство. 6.2. Западная граница государства. 6.3. Невиновность. 6.,4. Учитель. 6.5. Демонтаж. 6.6. Законность. 6.7. Кража. 6.8. Бескорыстие. 6.9. Отечество. 6.10. Министерство юстиции. 6.11. Подвиг. 6.12. Мужество космонавта Леонова. 6.13. Социальная справедливость. 6.14. Судимость. 6.15. Созвездие Большой Медведицы. 6.16. Рота. 6.17. Случайность. 6.18. Атеист. 6.19. Невменяемость. 6.20. Сонет. 6.21. Фронт.
Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ
НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ
По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые.
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.
Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и
три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) противоречие (контрадикторность).
Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).
Примеры:
1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.
2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).
3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).
1. 2. 3.
7.1. Высшее учебное заведение, университет. 7.2. Юрист, депутат парламента. 7.3. Конница, кавалерия. 7.4. Орган государственного управления, министерство. 7.5^ Писатель, русский писатель, автор романа «Тихий Дон». 7.6. Премьер-министр, глава правительства. 7.7. Республика, форма правления. 7.8. Военный корабль, эсминец. 7.9. Президент, президент США-, глава государства. 7.10. Живописец, художник 7.11. Художественная литература, литература, драматургия. 7.12. Офицер, спортсмен, орденоносец. 7.13. Литератор, прозаик, поэт. 7.14. Ученый, сторонник мира, гражданин Российской Федерации. 7.15. Студент, москвич, спортсмен, отличник. 7.16. Мать, дочь, родители.
Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.
8.1. Квадрат. 8.2. Конституция. 8.3. Первая общественно-экономическая формация. 8.4. Высшая стадия развития. 8.5. Феодализм. 8.6. Автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо». 8.7. Первая скрипка в оркестре. 8.8. Изваяние. 8.9. Рука. 8.10. Разумное существо. 8.11. Полдень. 8.12. Верховный суд Российской Федерации. 8.13. Арест. 8.14. Первый космонавт. 8.15. Декрет.
Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.
9.1. Студент. 9.2. Военнослужащий. 9.3. Народный судья. 9.4. Арендатор. 9.5. Рекордсмен. 9.6. Браконьер. 9.7. Инженер. 9.8. Нормативный акт. 9.9. Академия. 9.10. Киноактер. 9.11. Депутат. 9.12. Акция. 9.13. Апелляция. 9.14. Закон. 9.15. Первопроходец.
Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.
10.1. Учебник. 10.2. Повесть. 10.3. Озеро. 10.4. Форма правления. 10.5. Мичман. 10.6. Завод. 10.7. Дипломат. 10.8. Понятие. 10.9. Награда. 10.10. Писатель. 10.11. Прокурор. 10.12. Унитарное государство. 10.13. Химический элемент. 10.14. Комедия. 10.15. Хозяйственное преступление.
Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.
11.1. Образное выражение, поговорка.
11.2. Система права, гражданское право.
11.3. Элементарная частица, позитрон.
11.4. Батальон, рота.
11.5.Дерево, крона.
11.6.Учебное заведение, лицей.
11.7. Военно-морской флот, линкор.
11.8. Драматическое произведение, комедия.
11.9. Галактика, созвездие.
11.10. Институт, факультет.
11.12. Преступление, умышленное преступление.
11.13.Лицемерие, двуличие.
11.14.Политическая структура, партия.
11.15.Государственная власть, парламент.
Упражнение 12. Определите вид отношения между несовместимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
Пример:
Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация).
12.1. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 12.2. Известность, неизвестность. 12.3. Прямая линия, кривая линия. 12.4. Партийность, беспартийность. 12.5. Революционер, контрреволюционер. 12.6. Виновность, невиновность. 12.7.Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 2.8.Правда, ложь. 12.9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат.12.10. Сильный, слабый. 12.11. Истина, заблуждение. 12.12.Честь, бесчестье. 12.13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 12.14. Зависимость, независимость. 12.15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.
Упражнение 13. Подберите понятия, находящиеся в отношении соподчинения к данным (родовым) понятиям.
13.1. Преступление. 13.2. Наказание. 13.3. Налог. 13.4. Городской транспорт. 13.5. Высшее учебное заведение. 13.6. Офицер. 13.7. Приговор. 13.8. Спортивная игра. 13.9. Сделка. 13.10. Смычковый инструмент. 13.11. Художественная литература. 13.12. Хищение. 13.13. Право. 13.14. Ученое звание. 13.15. Форма государственного устройства.
Упражнение 14. Подберите понятия, противоположные и противоречащие данным.
14.1. Большой. 14.2. Научный. 14.3. Бедный. 14.4. Холодный климат. 14.5. Легкая работа. 14.6. Верность. 14.7. Законный. 14.8. Красивый поступок. 14.9. Гармоничный. 14.10. Смелый. 14.11. Глубокий. 14.12. Друг. 14.13. Наличный расчет. 14.14. Правда. 14.15. Истина.
Упражнение 15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.
15.1. Государство, федерация, унитарное государство. 15.2. Ученый, юрист, общественный деятель. 15.3. Участник Великой Отечественной войны, полковник, генерал. 15.4. Насилие, принуждение. 15.5. Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка. 15.6. Университет, высшее учебное заведение, академия. 15.7. Автор романа «Война и мир», русский писатель, писатель, мыслитель. 15.8. Верующий, атеист. 15.9. Еженедельник, периодическое издание. 15.10. Должностное преступление, халатность, взяточничество. 15.11. Оружие, финский нож, пистолет, огнестрельное оружие. 15.12. Брак, супружество. 15.13. Сын, отец. 15.14. Свободный, несвободный. 15.15. Эрудиция, невежество.
Упражнение 16. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.
Пример:
Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4.
16.1. Противоречие, конфликт. 16.2. Действие, бездействие. 16.3. Пролог, эпилог. 16.4. Гуманный, негуманный. 16.5. Коммерсант, делец. 16.6. Народный, антинародный. 16.7. Артиллерист, комендор. 16.8. Судебный исполнитель, филателист. 16.9. Крестьянское поселение, село. 16.10. Воздушный флот, авиация. 16.11. Налог, оброк. 16.12. Дипломат, посол, консул. 16.13. Договор, сделка. 16.14. Гармония, дисгармония. 16.15. Судебное решение, приговор, судебное определение.