Гарантии конституционно-правого статуса субъектов РФ
Гарантии:
1. Особый порядок приоритета нормативного регулирования по разным сферам ведения. В федеральной сфере ведения приоритетом обладают федеральные законы, они имеют прямое действие на всей территории России. В сфере ведения субъектов приоритетом обладают законы субъектов РФ и теперь уже они действуют напрямую на территории субъекта. В совместной сфере ведения, федеральная власть издает федеральные законы, и в соответствии с этими законами принимаются нормативные правовые акты субъектов РФ. А если нет федерального закона, но регулирование необходимо, поскольку есть пробел в праве, то что же тогда необходимо делать субъектам, принимать нормативно-правовые акты при отсутствии федерального закона? Ст.76 К-и РФ не дает ответа на этот вопрос, однако если же буквально ее толковать, то такого права у субъектов нет. Но надо отметить, что почти во всех договорах по совместному ведению, субъектам дается право осуществления правового регулирования на территории субъекта по сфере совместного ведения при отсутствии федерального закона, однако после принятия федерального закона субъект обязан привести свое законодательство в соответствии с этим федеральным законом.
2. Представительство субъекта на федеральном уровне. Осуществляется: а) В Гос Думе по территориальным локальным округам в соответствии с численностью субъекта. б) В Гос Думе по списку от избирательного объединения в части региональных списков (но это не обязательное условие). в) Представительство в Совете Федерации. У нас это представительство равночисленное от каждого субъекта, по два представителя.
3. Особый порядок разрешения разногласий между субъектами РФ.
4. Изменение территории субъектов РФ возможно лишь по согласованию между субъектами (к-рые изменяют территорию), и с утверждения федеральной власти.
5. Участие субъектов РФ в обсуждении законопроектов и проектов иных федеральных решений затрагивающих их интересы. В обязательном порядке в субъект для согласования отправляются все законопроекты по совместной сфере ведения, и законопроекты по федеральной сфере ведения, затрагивающие интересы субъектов.
6. Возможность разрешения разногласий между субъектами и субъектами и федеральной властью через К-онный суд.
142)Сфера федерального ведения РФ: понятие, состав, особенности правового регулирования.
Вопрос всякой федерации есть вопрос о власти (распределении предметов ведения внутри федерации). В РФ существует трехкамерная сфера распределения внутрифедеративных полномочий: * сфера ведения Федерации (ст.71 К-и РФ); * сфера совместного ведения (ст.72 К-и РФ); * сфера ведения субъектов РФ (ст.73 К-и РФ). Согласно статье 71 К-и РФ, в сфере федерального ведения находятся следующие отрасли законодательства:1) Вопросы гос. строительства: • принятие и изменение КРФ и ФЗ, контроль за их исполнением; • федер. устр-во и территория РФ;• регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств; • установление с-мы федер. органов з-дательной, исполн. и суд. власти;• федеральная государственная служба. 2) Вопросы регулирования экономики и социального развития:• федер. гос. собственность и управление ею; • установление основ федер. политики и федер. пр-ммы в обл. гос., эконом., экологич., соц., культурн. и национального развития РФ; • установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия; • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; 3) Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности. 4) Вопросы обороны и охраны границы:5) Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы: • судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное з-дат-во, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-проц. законодательство, интеллект. собств.; • федеральное коллизионное право. 6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.: 7) Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО:
1) только на фед. уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др; 2) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; 3) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;4) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;5) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;6) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлятьоб амнистии и помиловании и др.
143)Сфера совместного ведения РФ и субъекта РФ: понятие, состав, особенности правового регулирования.
В ст.72 К-и РФ - решения принимаются совместно федерацией и субъектами, здесь очень важно разграничение полномочий. Механизм разграничения полномочий: 1. можно издать закон, однако только издание закона делит сферу ведения на два блока - федерации и субъекта. 2. источником распределения является договор между федеральной властью и властью субъекта РФ. Условия договоров о распределении совместного ведения: 1) Договоры должны заключаться только в рамках К-и РФ они не могут эти рамки изменять или нарушать.2) Договор о распределении полномочий в сфере совместного ведения. Ст.71 п.в, ст.72 п.б - общее, защита прав и свобод человека и гражданина и национальных свобод, но не указано конкретное правило регулирования.
Согласно статье 72 К-и РФ, в сфере совместного ведения РФ и ее субъектов находятся следующие отрасли законодательства: 1) К-онное законодательство, в части касающейся обеспечения соответствия К-й и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов К-и РФ и федеральным законам, а также установления общих принципов организации системы органов гос-венной власти; 2) международное законодательство, в части касающейся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ. 3) муниципальное законодательство, в части касающейся установления общих принципов местного самоуправления; 4) налоговое законодательство, в части касающейся установления общих принципов налогообложения и сборов в РФ; 5) административное законодательство; 6) административно-процессуальное законодательство; 7) гражданское законодательство, в части касающейся разграничения гос-венной собственности; 8) трудовое законодательство; 9) семейное законодательство; 10) жилищное законодательство; 11) земельное законодательство; 12) водное законодательство; 13) лесное законодательство; 14) законодательство о недрах; 15) законодательство об охране окружающей среды; 16) законодательство о культуре; 17) законодательство об образовании; 18) законодательство об охране здоровья граждан РФ; 19) законодательство о гос-венной границе; 20) законодательство о безопасности; 21) законодательство об охране общественного порядка и общественной безопасности.
144)Сфера ведения субъектов российской федерации: понятие, состав, особенности правового регулирования.
Распределение предметов ведения и полномочий по К-и РФ гораздо совершение по сравнению с федеративным договором. Сфера ведения субъектов и федерального ведения одинакова для всех субъектов. Предметы ведения субъектов РФ. Ст.73 К-и РФ - эта статья сформулирована по остаточному принципу. К ведению субъектов относятся все те вопросы, к-рые не относятся к вопросам федерального или совместного ведения, т.е. прямого перечисления вопросов ведения субъектов нет. Для того, чтобы освоить сферу ведения субъектов надо руководствоваться ст.73 К-и, уставами субъектов РФ, договором о распределении полномочий в сфере совместного ведения между властью РФ и властью субъектов РФ.
145)Соотношение федеральных решений и решений субъектов РФ: конституционно-правовой механизм.
По предметам федерального ведения приоритет у федерального закона (ФЗ), по предметам ведения субъектов – приоритет у регионального закона (РЗ). Сфера совместного ведения – это сфера, в к-рой право принимать обязательные решения имеет и федеральная и региональная власть. Решение: 1) «опережающая компетенция» - какая из сторон первой приняла нормативный акт, тот и будет действовать; 2) закон – принимается ФЗ в к-ром разводятся полномочия федерации и субъектов; 3) смешанная – распределение полномочий осуществляется и законами и договорами федеральной власти и власти субъектов. В отсутствии федерального нормативного акта субъект может принять свой закон, но с принятием ФЗ субъект обязан привести свое законодательство в соответствии с федеральным. Субъекты издают нормативные акты на основании законов РФ.