Понятие организационной культуры. Факторы создания и виды организационной культуры
Культура – это также усвоенное поведение и знания, которые интегрируются группой и разделяются членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.
Таким образом, можно выделить черты культуры:
1) разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;
2) передается старшими членами группы младшим;
3) формирует поведение (мораль, законы, обычаи) и структуру восприятия и видения мира.
Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.
Несмотря на разнообразие определений организационной культуры, в них есть общие моменты:
1) образцы, которых придерживаются члены организации в своём поведении и действиях;
2) ценности, которых может придерживаться индивид: какое поведение следует считать допустимым, какое – нет. Принятая ценность помогает индивиду понять то, как он должен действовать в конкретной ситуации;
3) символика, посредством которой ценностные ориентации передаются членам организации (легенды, мифы).
Организационная культура – культура корпорации, предприятия или ассоциации.
К. Шольтс отмечал, что корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения.
Рис. 1. Соотношение и взаимовлияние культур различных уровней
Существует несколько подходов к типологии организационной культуры.
I. Типология Г. Хофштеда: большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.
1) индивидуальная культура (каждый за себя) – коллективная культура (все решаем вместе);
2) культура с высоким уровнем дистанции власти (диктатура начальника) – культура с низким уровнем дистанции власти (демократия);
3) культура с высоким уровнем избегания неопределенности (предпочтение стабильности) – культура с низким уровнем избегания неопределенности (предпочтение роста, развития, изменений);
4) мужская культура (мужчина – глава) – женская культура (равноправие, более высокая степень коллективизма сочувствия);
5) долгосрочность ориентации (этот компонент встречается не во всех работах).
II. Типология Т.Е. Дейла.Т.Е. Дейл (американский учёный) выделил четыре главных типа корпоративной культуры. В качестве анализируемых параметров он выбрал уровень риска и скорость получения обратной связи:
1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи. Мир индивидуалистов, которые постоянно рискуют, но получают обратную связь быстро независимо оттого, правильны их действия или нет (индустрия развлечений, полиция, армия, строительство, управленческий консалтинг, реклама).
2. Культура низкого риска и быстрой обратной связи. Служащие мало, чем рискуют, их поощряют вести интенсивную деятельность с относительно небольшим риском. Все действия получают быструю обратную связь.
3. Культура высокого риска и медленной обратной связи. Высокий риск, предельно высокие инвестиции, медленная обратная связь, длительный процесс принятия решений, жизнестойкость и долговременная перспектива – вот характерные черты предприятий с таким типом организационной культуры.
4. Культура низкого риска и медленной обратной связи. Небольшой риск, медленная обратная связь, внимание сотрудников и руководства концентрируется на техническом совершенстве, расчете степени риска, деталях.
III. Типология Р. Акоффа.Р. Акофф (классик теории менеджмента) анализировал культуру организаций как отношения власти в группе или организации:
1. Корпоративный тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения автократии (традиционно управляемая корпорация с централизованной структурой).
2. Консультативный тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, низкая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения «доктор – пациент» (институты социальных и других услуг, лечебные и учебные заведения).
3. «Партизанский» тип культуры. Низкая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения автономии (кооперативы, творческие союзы, клубы).
4. Предпринимательский тип культуры. Высокая степень привлечения работников к установлению целей, высокая степень привлечения работников к выбору средств для достижения поставленных целей. Отношения демократии (группы и организации, управляемые «по целям» или по «результатам», компании со структурой «перевернутой пирамиды»).
Сложно определить, что же является эффективной культурой. Однако, культура действительно превосходной компании должна иметь ряд особенностей:
1. Культура должна быть ценна;
2. Культура должна быть редка;
3. Культура должна быть неподражаемой.
Управленческий менталитет
Управленческий менталитет – совокупность образа деятельности, правовых архетипов и представлений, социальных установок, устойчивых образцов управленческого мышления, которые в разных социальных группах имеют собственное содержание и лежат в основе целеполагания системы управления, определяют миссию организации, ее основные задачи, а также специфику поведения управленца.
Типология управленческого менталитета: консервативный тип, декларативный тип, колеблющийся тип, прогрессивный тип.
Управленческий менталитет формируется под воздействием культуры социального класса и общества в целом. Вместе с тем управленческий менталитет каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности конкретного человека. Он проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения, технологии управления.