Формирование и развитие мусульманской правовой мысли
Мусульманское право сформировалось в период разложения родоплеменной организации и становления феодального общества в Арабском халифате в VII- Х вв. Возникновение и развитие мусульманского права, его источники, структура и механизм действия отражают взаимодействие двух начал - религиозно-этического и собственно правового. Так, в составе мусульманского права выделяются две группы взаимосвязанных норм. Первую группу составляют юридические предписания Корана и Сунны - собрания юридически значимых преданий (хадисов) о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммеда. Вторую группу составляют нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласного мнения ("иджма") наиболее авторитетных правоведов, умозаключения по аналогии ("кияс"). В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране. С течением времени все отчетливее ощущалась недостаточность конкретных предписаний Корана и Сунны, а также нормативных решений сподвижников пророка. Поэтому начиная с VIII в. главную роль в ликвидации пробелов и приспособлении положений указанных источников к потребностям общественного развития постепенно взяли на себя правоведы - основатели правовых школ-толков и их последователи.
К началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина только начинала складываться. Первым шагом на пути ее возникновения явился "рай" - относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана и Сунны и формулировании новых правил поведения в случае их молчания. Мусульманские ученые-юристы часто приводят предание, свидетельствующее о том, что пророк всячески поощрял "иджтихад" - свободное усмотрение судьи в случае молчания общепризнанных источников мусульманского права. С развитием теории методологии права иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахида-ми стали называть лиц, получивших такое право.
Бурное развитие иджтихада в VIII-Х вв. привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права. Роль основного источника мусульманского права закрепилась за его доктриной. С XI в. мусульманское право развивалось в рамках нескольких правовых школ-толков. В различных районах халифата на протяжении веков сложились многочисленные школы (мазхабы) мусульманского права суннитского (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская и др.) и шиитского (джафаритская, ис-маилитская, зейдитская и др.) направлений, названные так в честь их основателей - Абу Ханифы (699-767), Малика бен Анаса (713-795), аш-Шафии (767-819), Бен Ханбала (780-855) и т. д. Эти школы при общих исходных позициях используют различные рациональные способы формулирования позитивного права и на их основе применяют различные юридические нормы по частным вопросам. Наибольшим авторитетом пользуется ханифитская школа, считающаяся среди мусульманских юристов наиболее гибкой.
В течение первых двух-трех веков "периода традиции" в целом завершилось формирование мусульманского права, ставшего практически правом той или иной школы. Мусульманское право исходило из того, что законодательная власть принадлежит муджтахи-дам. Была разработана концепция "верховенства шариата", в соответствии с которой глава гос-ва во всех своих действиях связан нормами мусульманского права, сформулированными муджтахидами.
15. Политико-правовые направления в исламе
Источниками вероучения ислама явл.Коран (запись проповедей, наставлений и изречений Мухаммеда) и Сунна (рассказы о высказываниях и поступках Мухаммеда). Коран и Сунна – основа религ., правовых и морал.норм, регулир.все стороны жизни мусульманина, определ."правильный путь к цели" (шариат); это действующее право. Предполагается, что в них содержатся решения всех вопросов, возник. в жизни.
Мухаммед проповедовал религ. единство арабов, братство верующих, необх.собл. общепризнанные нормы морали. Коран оправдывал соц. и имущественное неравенство, считал законным рабство, порицал жадность богачей, осуждал и завистливость бедняков.
Коран и Сунна предписывают безусловную покорность властям. Власть принадлежит общине верующих либо ее (выборному или наследственному) предводителю, единолично или при опоре на совет авторитетных знатоков религии и права, направл. поведение верующих на правильный путь. Смысл и основа власти – осуществление религиозных предписаний, а сама власть – что-то второстепенное и производное по отн. к праву. Дух. и светская власти – едины. Сословий у духовенства нет, но есть «люди религии» – проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права.
Направления: Сунниты - халиф избран общиной или ее представителями. Признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил. При разборе ряда дел поначалу допускался иджтихад – самост. суждение авторитетных правоведов, подчиненное определ. правилам и приемам, к кот. относятся кияс (суждение по аналогии) и иджма (единодушное мнение знатоков права, счит. мнением всей общины верующих). В суннизме к Х в. сложилось несколько мазхабов (религиозно-правовые школы: Ханбалиты, Ханафиты, Шафииты, Маликиты). Суннизм – преоблад. течение ислама. Происходит измен. трактовки власти: халифы объявл. наместниками самого Аллаха – перепоручение светской власти султанам и эмирам – халифы – султаны в Оттоманской империи. В наст.время исповед.умерен.вариант ислама, т.к.подверглись влияниб др.культур (Турция, центр.часть Ирака).
Шииты. Признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков. Признают Коран и те части Сунны, кот.относятся к Али. Считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Вера в скрытого имама (12-ый шиитский халиф), кот.должен явиться как махди (как иудео-христианская мессия) и наполнить мир справедливостью. Шииты б.распределены на такие направления как6 джафаритская,исмаилитская, зейдитская школы. Представители расход. в вопросе о том кто явл. законным наследником власти; возможно ли наследов.власти людьми, не сост.с наст.правителем в родствен.отн. В наст.время исповедуют радикальный (консервативный) вариант ислама (Иран, юг Ирака).
Хариджизм. Утверждали, что халифом может б. избран любой мусульманин. От суннитов они отличались тем, что настаивали на реальной выборности халифов и их ответственности перед общиной верующих. По учению хариджитов, каждая община может избрать себе имамахалифа и имеет право сместить его. Отстаивая равенство мусульман, хариджиты считали, что халифом м.б избран любой верующий. Созд.длительно существов. гос.образования. Религ.фанатизм и религ. убийства ослабляли силу их движений, часто вели их к расколам на враждующие м/у собой секты.
16. Общая характеристика политической и правовой мысли Киевской Руси
Полит. и правовая мысль Киевской Руси дошла до нас в виде текстов летописей, правовых памятников, произв-й древнерус. литературы. Среди них: послания, поучения, слово, моления. Понятие "Рус.земля" в них употребл. для обознач. террит. проживания рус.народа, т е. в географ. смысле. Не просто территория, страна или обитель, но одновременно и нечто такое, что делает рус. самостоят.независимым народом среди др.народов. Широко распростр. среди русских мыслителей б.мнение о том, что именно от князей зависит, благоденствовать будет Рус. земля или бедствовать. Княжеская власть происходит от Бога. В Киевской Руси, в отличие от Византии, отсут.развитый бюрократический аппарат. Киевский князь д.б.лично выполнять практически все управленческие функции. Гл. упор делался на божественности не сана властителя, а его обязанностей. Осн. функция князя – защита православного христианства. Идеал.князь в рус.полит.сознании – это князь-труженик, князь-воин. В Киевской Руси глава гос-ва – распростр. христианства и в некот. смысле даже созд. церк. орг-и. От рус. князей во многом зависела судьба христианской религии и церкви на Руси. Поэтому церк. деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей. Киевская Русь по началу – полиэтническое гос-во. Княжеская власть обязывается строго следовать канонам религии, кот. она сама же выбрала. Христианская церковь выступала за усиление центр. гос. власти и всячески стремилась сохранить единство гос. орг-ии. Гос.власть и христианская церковь оказывались как бы в симбиозе: усиление одного из них не ослабляло другого, а усиливало. Русские мыслители не отделяли гос-во от церкви и церковь от гос-ва, отводя гос-ву светские дела, а церкви – религиозные.
Рус. князья описываются в летописях не только как полководцы, но и как подвижники культурного поприща и часто прославляются именно в последнем качестве. Они воистину явл.пахарями и сеятелями на ниве рус.культуры. Эта деят. явл. традицией, переходила по наследству вместе с властными полномочиями. Церковь зачастую находила в рус. князьях пример для подражания. Князь выступает как лицо, само преображающееся в результате собств. культурной деят.
Рус. полит. мысль зарождалась с появл. среди рус. сознания ответственности за судьбу своего отечества, Рус. земли, гос-ва.