Проблемы совершенствования законодательства об адвокатуре на современном этапе
История русской адвокатуры дает постоянные свидетельства, подтверждающие нелегкий путь отечественной правоза-щиты. Достаточно трагична история советской адвокатуры1. Но в наши дни становление адвокатского дела переживает непростой период.
На рубеже веков сегодня Россия живет в сложное время, характеризующееся значительными преобразованиями в общественно-политической и экономической жизни. Коренным образом изменилось отношение к правам и свободам человека и гражданина, к рыночным отношениям. Все это предопределило интерес к адвокатской деятельности, вызвало общественную потребность в людях этой профессии.
Современное российское законодательство, регулирующее вопросы политико-законодательной адвокатуры, не соответствует требованиям сегодняшнего дня, а порой просто противоречит тому положению вещей, какое существует на самом деле. Решением этих проблем станет принятие нового закона об адвокатуре, который соответствовал бы требованиям времени.
В настоящее время представлены несколько проектов законов об адвокатуре. Во-первых, законопроект Президента РФ, во-вторых, законопроект Гильдии российских адвокатов и, в-третьих, законопроект депутата Траспова (на сегодняшний день он снят с повестки дня, однако является, по нашему мнению, достаточно интересным источником информации). Конечно, это далеко не все существующие законопроекты, но здесь перечислены .те, которые имеют шансы на жизнь, т. е. возможность стать тем законом, по которому будут жить и работать наши адвокаты и благодаря которому адвокатам станет легче исполнять свои обязанности.
Нельзя оставить без внимания и такой важный фактор, как адвокатская этика. На первый взгляд затронутый вопрос никоим образом не относится к закону об адвокатуре, однако этот своеобразный свод неписаных правил регулирует отношения внутри корпорации, между самими адвокатами и адвокатами и их клиентами. Это те самые правила, которые часто
' См.: Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство. Происхождение и развитие российской адвокатуры 1917—1939 гг. М., 1993.
§ 2. Законодательство об адвокатуре на современном этапе 127
срабатывают, не давая нечестным адвокатам долго держаться на плаву, это те правила, которые помогают адвокату решиться действовать в сложной ситуации. Так, в преамбуле кодекса профессиональной ответственности юристов, действующего в штате Нью-Йорк (США), сказано о том, что, выполняя свои профессиональные обязанности, юрист неизбежно выступает в различных качествах, что требуется для решения трудных задач.
Не каждую ситуацию, в которой может оказаться юрист, можно предвидеть, и потому руководством к действию ему должны служить этические принципы. В соответствии с этими принципами и оставаясь в их рамках, юрист должен быть готов с мужеством и предусмотрительностью приспосабливать право к постоянно меняющимся отношениям в обществе, проявляя стремление к сохранению уважения и доверия со стороны коллег и общества, которому юрист служит.
Между тем даже основополагающие принципы адвокатской деятельности ныне понимаются у нас по-разному. Кто-то полагает возможным отказаться от профессиональных объединений адвокатов в пользу общественных организаций, кто-то отрицает необходимость какой-либо адвокатской структуры, отстаивает частную практику адвокатов-одиночек. На наш взгляд, только добровольное профессиональное объединение адвокатов, а именно — коллегия адвокатов способна обеспечить надлежащее исполнение возложенных на ее членов обязанностей.
Различие подходов во взглядах на адвокатуру обусловливает сложность в подготовке закона об адвокатуре.
Президент РФ предложил вернуть из Государственной Думы проект закона об адвокатуре в Российской Федерации, поскольку "концепция закона устарела и не отвечает современным требованиям утверждения правопорядка и усиления контрольных функций государства'4.
Несмотря на позитивное действие законодательства об адвокатуре в прошлом, не вызывает сомнения тот факт, что в настоящее время — в связи с принятием новой Конституции, закрепляющей права и свободы человека и гражданина, и в условиях проведения экономических реформ — законода-
' Самойлов С. Новый шаг к новому закону // Российский адвокат. 1997. № 6. С. 3.
128 Глава 5. Право граждан на юридическую помощь
тельство, регулирующее организацию и деятельность адвокатуры, устарело и требует коренного изменения.
Адвокатура служит важным инструментом укрепления обратной связи от общества к государству. В связи с этим необходимо расширять самостоятельность, права и ответственность адвокатуры. Сейчас компетенция органов государственного управления по руководству адвокатурой существенно ограничена. Исключены полномочия отчислять и исключать адвокатов из коллегии, отменять постановления президиума об отказе в приеме в коллегию, а также об исключении из коллегии, отменять решения общего собрания коллегии и постановления президиума, утверждать вновь избранных председателя и заместителей председателя президиума коллегии и др. Однако наряду с этим все центральные и местные органы управления юстицией вправе издавать инструкции по вопросам деятельности адвокатуры, устанавливать порядок оказания адвокатами юридической помощи, порядок оплаты труда адвокатов и организации и прохождения стажировки лицами, желающими быть принятыми в коллегию.
Назрела необходимость передать коллегиям адвокатов право самим определять свою численность по праву самоуправления. Регулирование сверху численности адвокатов, часто без учета действительного положения дел на местах, приводит к тому, что президиумы коллегий'не могут принимать новых членов, т. е. пополнять коллегию, а следовательно, полноценно обеспечить юридические консультации адвокатами. В Москве число адвокатов остается в 2,5 раза меньше, чем в 1913 г. Спрос на юридические услуги резко возрос, особенно со стороны предпринимателей, но специалистов-адвокатов в сфере рыночной экономики явно недостаточно. Свободные места стали занимать разного рода юридические фирмы, компетентность которых не всегда отвечает современным требованиям в этой сфере деятельности.
Необходимо также, чтобы вопрос о привлечении адвокатов к ответственности был изъят из компетенции тех конкретных работников правоохранительных органов, с которыми данный адвокат сталкивается по конкретному делу. Целесообразно ввести в законодательство в качестве гарантии профессиональной независимости адвоката норму, запрещающую органу, в непосредственном ведении которого находится дело, по которому адвокат осуществляет защиту, проводить в отноше-
§ 2. Законодательство об адвокатуре на современном этапе
нии этого адвоката проверку и возбуждать против него административное или уголовное преследование. Если же в действиях адвоката содержится административное или уголовно наказуемое правонарушение, то вопрос о привлечении его к ответственности необходимо согласовывать с президиумом коллегии адвокатов, без согласия которой привлечение к ответственности не должно иметь место.
Отсутствие гарантий профессиональной неприкосновенности адвоката, опасающегося "отмщения" со стороны своего непосредственного процессуального противника, является одним из факторов неэффективной защиты.
Итак. многие положения действующего закона об адвокатуре не позволяют адвокатам в полной мере стать профессионально свободными и независимыми, в том числе организовать свою фирму, бюро. Каждый шаг коллегий зарегламенти-рован, их деятельность не отвечает даже минимальным международным стандартам.
Перед российскими законодателями сегодня стоит проблема разработки и принятия такого закона об адвокатуре, который обеспечил бы гражданам Российской Федерации гарантированное право на получение квалифицированной юридической помощи во исполнение положения ст. 48 Конституции РФ.
Сейчас разрабатывается проект нового закона об адвокатуре. Согласно основным его положениям, юридическую помощь гражданам, защиту их права в суде должны осуществлять только адвокаты, объединенные в свою коллегию или ассоциацию, союз. В рамках субъекта Федерации, как правило, будет действовать одна коллегия. В рамках коллегии допускается создание адвокатских фирм, бюро, контор. Можно будет работать и на индивидуальной основе. Предусматривается введение лицензирования адвокатской деятельности. Любой юрист, имеющий двухлетний стаж работы по своей профессии, сдавший квалификационный экзамен, вправе получить лицензию. Если по какой-либо причине в ней будет отказано, у него есть право обратиться в суд1. Значительно расширяются процессуальные права адвокатов: возможность собирать доказательства, истребовать необходимые документы и т.д. Будут расширены гарантии их адвокатской деятельности (на-
' См.: Сухарев И. А. Быть ли в России профессиональной адвокатуре? // Российская юстиция. 1995. № 3. С. 3.
130 Глава 5. Право граждан на юридическую помощь
пример, уголовное дело в отношении адвоката может возбуждаться только прокуратурой субъекта Федерации либо Генеральной прокуратурой).
Проект предусматривает, что адвокат, получивший лицензию, обязан непременно состоять в членах адвокатской коллегии и подчиняться общим правилам. В ее пределах он вправе создать свое бюро, войти в состав фирмы, юридической консультации либо заниматься адвокатской практикой индивидуально, являться юридическим лицом. То есть в проекте ничего не говорится о частнопрактикующем адвокате. Частнопрактикующий адвокат работает самостоятельно и не подчиняется никаким правилам, за исключением, конечно, закона.
В последние годы — после принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации — появилось более десятка различных проектов закона об адвокатуре Российской Федерации, наиболее известные из которых — проект Рабочей комиссии Министерства юстиции 1994 г., проект, подготовленный депутатом Государственной Думы А. М. Трастовым (1995 г.), проект Гильдии российских адвокатов и т.д.
Мнения российских юристов сходятся прежде всего в том, что новый закон об адвокатуре должен соответствовать международным стандартам организации адвокатуры в странах с развитой правовой системой. Если провести анализ подготовленных законопроектов и связанных с ними выступлений отечественных правоведов, то можно обозначить принципиальные тезисы к закону об адвокатуре, актуальность которых 'признают практически все отечественные юристы. В их числе присутствуют следующие:
• определение сущности понятий "адвокат" и "адвокатура";
• четкое определение, правового положения (статуса) адвоката;
• требование полной независимости адвокатуры от государственных органов; недопустимость чьего-либо вмешательства в профессиональную правозащитную деятельность;
• предоставление адвокатам широкого круга полномочий по сбору и представлению информации;
• положения о том, что представительствовать в судах имеют право только адвокаты как люди профессионально подготовленные';
' Отдельные адвокаты полагают, впрочем, что, в соответствии с мировой практикой, представительствовать в судах по защите интересов других граждан могут и лица, не являющиеся адвокатами.
§ 2. Законодательство об адвокатуре на современном этапе131
• обеспечение подлинной гарантии правовой защиты адвоката и адвокатского иммунитета;
• определение условий оказания бесплатной юридической помощи;
• определение условий оказания помощи по назначению;
• определение ответственности адвокатов;
• льготное налогообложение для действующих объединений адвокатов.
Рассмотрим основные положения предложенных законопроектов.
Проект закона об адвокатуре, разработанный А. М. Трас-новым, предусматривает, что адвокатом в России может быть главным образом лицо,- имеющее высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее двух лет, сдавшее квалификационный экзамен и обладающее лицензией на право заниматься адвокатской деятельностью. После приобретения лицензии адвокат имеет право работать либо индивидуально, либо создавать свои профессиональные объединения — адвокатскую контору или адвокатскую фирму. Адвокатская фирма, по мысли автора проекта, должна предусматривать наличие нескольких штатных сотрудников, выполняющих организационно-управленческие функции. Это должна быть крупная, солидная организация. Для адвокатской конторы это правило необязательно.
Более высокой ступенью организации адвокатской деятельности — объединением адвокатских фирм, контор или индивидуально работающих адвокатов в рамках субъекта Федерации — в соответствии с проектом является гильдия адвокатов. Самими адвокатами формируется правление гильдии, квалификационная комиссия, ревизионная комиссия. Члены комиссий самостоятельно избирают своего председателя. Каждые два года путем жеребьевки половина членов правления, в том числе председатель, должны быть переизбраны. Предполагается, что члены правления не получают заработную плату, им только возмещаются расходы в фиксированном количестве размеров минимальной оплаты труда. Также предусматривается положение, определяющее, что все члены правления адвокатских объединений должны быть практикующими юристами.
Особо в законопроекте оговариваются условия оплаты из федерального бюджета труда адвокатов, выступающих по назначению, т. е. выполняющих свою работу бесплатно. Зако-
132 Глава 5. Право граждан на юридическую помощь
нопроект предусматривает создание в государственном бюджете особой строки расходов на эти цели.
Роль Министерства юстиции и других государственных органов и организаций по отношению к адвокатуре в данном законопроекте закреплена как регистрационная (ныне разрешительная).
В ходе обсуждения законопроекта об адвокатуре, предложенного А. М. Трасповым, немало нареканий вызвали такие его положения, как создание на территории субъектов Федерации строго одного объединения (коллегии или гильдии) адвокатов, невозможность участия в работе адвоката лиц, не имеющих высшего юридического образования, излишняя детализация отдельных норм.
Создание одной адвокатской коллегии некоторые правоведы воспринимают как попытку монополизировать право на адвокатскую практику и уничтожить демократические начала в организации адвокатуры. В таких условиях существенный с точки зрения реализации гражданских прав адвоката пункт о добровольном членстве в коллегии адвокатов теряет свой смысл:
не вступив в коллегию, человек не является адвокатом и не имеет права работать в этой области.
По мнению других отечественных юристов, после принятия новой Конституции, давшей широкие полномочия субъектам Федерации, в том числе и в области законотворчества, требуется формирование единого федерального Союза адвокатов, объединяющего все существующие коллегии, а также адвокатов, которые будут работать самостоятельно.
Мировая практика организации адвокатуры зачастую предоставляет право для защиты интересов граждан лицам, не занимающимся адвокатской деятельностью, т. е. не являющимся адвокатами. Проект исключает такую возможность.
Спорным оказался вопрос и об индивидуальной практике (негативное отношение к этой проблеме высказывают и разработчики второго из рассматриваемых в работе законопроектов).
Разработанный в 1994 г. проект Министерства юстиции , предусматривает сохранение всех действующих коллегий адвокатов, добровольность вступления в них, а также возможность заниматься индивидуальной практикой. Адвокатом, согласно его положениям, может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, сдавший
§ 2. Законодательство об адвокатуре на современном этапе 133
квалификационный экзамен и получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью.
Согласно проекту, объединения адвокатов должны быть независимы от органов юстиции, прокуратуры, судов и Других органов власти.
Так же, как и проект, рассмотренный выше, законопроект Министерства юстиции предусматривает монополию адвокатов на участие в уголовном и гражданском судопроизводстве, а также в вопросах оказания юридической помощи гражданам и организациям. Этот проект тоже предусматривает образование одной коллегии на территории субъектов Федерации, но в случае необходимости Министерством юстиции могут создаваться межтерриториальные специализированные коллегии.
Вопрос о существовании одной единой адвокатской коллегии или наличии альтернативных коллегий по своей сути является неоднозначным. С одной стороны, членство в коллегии позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением и т. п. Именно в такой форме организации российская адвокатура создавалась в конце 60-х гг. XIX в., уже тогда велась борьба адвокатских корпораций против института частных поверенных, как против "вредного и принижающего правильное понятие об адвокатуре учреждения..."'. С другой стороны, уничтожение альтернативных коллегий нарушило бы конституционные права адвоката как гражданина России. То, что для многих сейчас кажется очевидным, а именно монополия коллегий адвокатов, еще в 30-х гг. представлялось не столь очевидным. Так, в проекте закона об адвокатуре, разработанном в 1937 г., частная практика закреплялась как законная альтернатива основной формы адвокатской деятельности — в коллективах (в этом смысле проект закона 1937 г. некоторые юристы считают более демократичным, чем законопроекты последних лет)2. Но уже в 1938 г. частная практика была ликвидирована, а коллективы адвокатов передавались в административное подчинение областным коллегиям. "Коллективизация" в этой области советского права завершилась с принятием Положения об адвокатуре 1939 г.
' Бородин Д. Н. Указ соч. С. 95.
2 См.: О коллективизации в адвокатуре // Российская юстиция. 1995. № 2.
С. 10.
134.
Глава 5. Право граждан на юридическую помощь
В законопроекте Министерства юстиции регламентированы необходимые условия для получение лицензии на занятие профессиональной адвокатской деятельностью. Предусматриваются широкие гарантии независимости и неприкосновенности адвоката, определяется предмет "адвокатской тайны", "которым — по определению законопроекта — является факт обращения к адвокату, сведения, полученные адвокатом от клиента, а также все иные сведения, касающиеся оказания юридической помощи"'. Здесь же оговаривается, что право на возбуждение уголовного дела в отношении адвоката в связи с осуществлением им профессиональной деятельности имеют только Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов Федерации.
Среди оговоренных в законопроекте обязанностей адвоката следует выделить положение о том, что адвокат не вправе занимать правовую позицию по делу, противоречащую интересам подзащитного. То есть предполагается, что адвокат ни при каких обстоятельствах не может превращаться в обвинителя и признавать своего подзащитного виновным, когда тот отрицает свою вину.
Новшеством данного законопроекта является введение института помощника адвоката. Помощник действует на основании ордера, выданного адвокатом, исполняет его поручения, обязуется хранить адвокатскую тайну. Если же он^ имеет высшее юридическое образование, то работа в качестве, помощника включается в стаж, дающий право на получение лицензии на занятие адвокатской деятельностью.
Равно как и законопроект А. М. Траспова, данный проект устанавливает, что оказание юридической помощи иностранными юристами на территории Российской Федерации не допускается, если это не предусмотрено соответствующими международными соглашениями — на основе взаимности.
Ни один из рассмотренных выше проектов не ставит проблему ответственности адвокатов за-недобросовестное, некомпетентное или неэтичное выполнение своих функций, т. е. за нарушение законодательства об адвокатуре. Ни один из них не был пока одобрен законодателями (проект А. М. Траспова прошел стадию первого чтения в Государственной Думе).
Нами будет предпринята попытка изложить свой взгляд на концепцию проекта закона об адвокатуре Российской Фе-