Великая Пятница
Великая Пятница, Великий Пяток - по-славянски. Крестная Пасха. С неимоверной поспешностью успевают книжники и фарисеи в продолжении ночи провести два собрания, найти и выслушать лжесвидетелей, произнести осуждение, предать Господа Пилату на распятие. В продолжении нескольких часов Спаситель выдержал истязание от трех различных властей - иудейской (синедрион), галилейской (Ирод) и римской (Пилат). К каким только средствам не прибегают старейшины иудейские, чтобы достигнуть свой цели! Некоторое замедление в суде Пилата, долго не решавшегося осудить Невиновного, давало им шанс увидеть свою ошибку, опомниться. Но они используют это время, чтобы настроить народ против Христа.
Спаситель мира был осмеян, поруган, претерпел мучительные издевательства. Претерпел бичевание, которое римляне производили веревками или ремнями, в которые по местам ввивались острые металлические или костятные палочки. Это бичевание причиняло такое страдание, что нередко осужденные умирали под бичами. Иисус Христос среди всех этих пыток и страданий являл удивительное величие духа. Как изрек некогда пророк Исаия: "Яко агнец на заколение ведеся, тако не отверзает уст Своих. Во смирении Его суд Его..." (Ис.52,7), "Плещи Моя вдах на раны и ланиты Мои на заушения, дицп же Моего не отвратих от студа заплеваний" (Ис.8), "Той же язвен бысть за грехи наша, и мучен быть за беззакония наша, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом". Немногочисленные ответы Господа судьям выражают высшую мудрость. Иудеям он дважды подтвердил, что Он - ожидаемый ими Мессия. Но ослепленные злобой и завистью, они не вняли.
Крестная казнь, на которую осужден был Иисус Христос, принадлежит к изобретениям бесчеловечной жестокости и была самой ужасной и самой позорной из казней. Если помнить, какие страдания претерпел безгрешный Господь ради нашего спасения, то в нашей жизни не останется места греху. И при всей лютости страданий, Спаситель до последней минуты являет удивительное достоинство и величие. "Отче, прости им! Не ведят бо, что творят", - так молился Христос за Своих врагов и распинателей. Сама природа не могла выносить свершающагося беззакония, поругания Творцу Своему. Солнце померкло, наступил мрак. Едва Господь предал дух Свой в руки Отца, произошло землетрясение, настолько сильное, что треснули многие скалы и гробницы. В самом храме Иерусалимском явилось удивительное знамение - завеса, отделявшая Святое Святых (последняя из трех частей храма, куда запрещалось входить даже священникам) от Святилища, внезапно разорвалась сверху донизу. Этим указывалось, что Мессия пришел, что на Голгофе принесен в жертву за весь мир Агнец Божий, вземлющий грехи мира. И теперь престол благодати, ранее сокрытый за этой завесой, доступен для всякого.
Все богослужение этого дня посвящено воспоминанию страданий и крестной смерти Спасителя. На Утрени Великого пятка читается 12 Евангельских чтений, повествующие о событиях этих дней, начиная с Тайной Вечери, затем о предательстве и страданиях Спасителя, Его крестной смерти и погребении. Эти Евангельские чтения молящиеся в храме слушают с зажженными свечами. Принято после последнего чтения не гасить свечу и приносить этот огонь домой. Также на Утрени этого дня поются особые антифоны и Блаженны. Первый час не соединяется с Утреней, но служится отдельно, вместе с другими часами.
Литургия в Великий Пяток не служится, потому что в этот день Жертва принесена на Голгофе. В этот день положен строгий пост.
Утром совершаются Царские Часы - 1-й,3-й,6-й,9-й с пением особых тропарей и чтением ветхозаветных пророчеств, апостола и Евангелия об искупительном подвиге Христа Спасителя.
На вечерне, которая совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. На вечерне, при пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое..." священнослужители поднимают Плащаницу (плат с изображением Господа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносится на середиеу храма. Плащаница находится на середине храма до вечера Великой субботы.
Та величественная скорбь, которой проникнуты песнопения Великого Пятка, вряд ли может оставить кого-то равнодушным. Хотя в ней нет ничего чувственного (как, например в произведениях знаменитых композиторов, посвященных Страстям Господним), эта скорбь трогает до глубины души.
Повечерие служится малое. На нем читается удивительный канон "Плач Богоматери при Кресте".