Учение Платона о государстве и праве
Платон (427г до н.э. – 347г до н.э.)
Основные сочинения Платона: Госуд-во, Законы, Политик.
Идеи правят миром
Идеальное гос-во – может быть посторено и достигнуто.
В 1ом произв-нии – разработан первый проект идеального гос-ва. В этом проекте платон проводит мысль о том, что в человеке существует три начала: разумное начало, яростное начало, вожделеющее начало. Каждому из них в обществе соответ-т сословие, так, разумное начало – представлено сословием философов, яростное – это воины, вожделеющее – ремесленники, земледельцы. Править – должны философы.
Во 2ом произ-нии – предложил еще один проект идеал гос-ва. В этом гос-ве – 5040 граждан получают земельн участок на праве пожизненного наследия владения.
Существует 4 разряда населения по имущ.признаку.
Проблема законов – Платон ставит в этом произведении проблему соотношения власти и закона. Платон предлагает различать 2 вида гос.устройства:
- где правители стоят над законами
- где законы стоят над правителями.
Платон рассуждал: «я вижу близкую гибель того гос-ва, где законы не имеют силы над правителями».
Платон считал наилучшей формой гос-ва – смешанную, где есть демокр, аристокр, и тимократия.
6. Учение Аристотеля о государстве и праве.
Аристотель (384г до н.э. – 322г до н.э.)
Основные произ-ния:
- политика
- афинская полития
- никомахова этика
Новый момент – Аристот попытался осущ-ть сравнение, анализ, более чем 150 известных к тому времени полит прав устройств.
2 момент – в отличие от предшеств-в он мало был мало озадачен созданием нов.гос-в, он стремился понять существ-щие устройства.
Человек – существо общественное. 1ая форма общения – семья. Несколько семей – создают селения из союза и селений – возн.гос-ва.
Согл Аристот, гос-во возникает естест историческим путем, но гос-во, относ-но поздний союз людей, раньше – возникает семья. Гос-ва существуют для достижения благой или счастливой жизни.
Аристот различал правильные и неправил формы гос-ва:
Правильные – монархия, аристокр, полития.
Неправил – тирания, алигархия, демократия.
Критерии класс-ции: кол-во правящих и цель правления.
Наилучшая форма – полития: кол-во граждан небольшое, мален тер-рия. Большинство населения должно принадлеж к среднему классу, т.е. не должно быть много богатых и бедных – это обеспечит стабил-ть и устойч-ть гос-ва.
Закон – это уравновешенный разум.
Право – бывает естественным(законы природы) или позитвным(то что созд-ся человеком)
Заслуга – то что он первым начал рассуждать о справед-ти с теорит точки зрения – это важнейшее качество, добродетель, в ней есть все. Сущес-ет 2 вида справ-ти: распределяющая и уравнивающая.