Европа и мусульманский мир в средние века
Христианство и Ислам являются наиболее близкие друг к другу религии, у них общее иудейские корни, но как раз эти сходства и претензии на истинность своего учения вызывают распри между мусульманами и христианами.
В средние века и вначале нового времени Европа и мусульмане находились в состоянии длительной конфронтации Б.Люньис он характеризовал арабские завоевания и создание арабской империи как первое великое противостояние ислама и христиан.
Арабы в 8-ом веке завоевали пиренейский полуостров.
Второе великое противостояние Европы и мусульман связано с турками османами, которые угрожали Балканам и Центральной Европе. Недаром Р.Нолс(1603) «общая история турок» он характеризовал османскую Турцию ужасом современного мира.
Только в концу 17 века мощь мира турок пошла на убыль 1699 поражение по Веной.
Более 10веков христиане и мусульмане были врагами, их вражда представлялась извечной битвой меча и ятагана.
Ислам для Европы был историческим вызовом, нужно было дать ответ, и этот ответ был не только война, но христиане стремились и изучать мусульман, таким образом постоянная угроза со стороны мусульман заставляли изучать ислам.
Какой образ ислама и мусульман и под влиянием, каких факторов формировался образ. Образ (imago), имагология наука о другом.
Римляне культурно этические критерии был язык, а в средне вековой Европе религия. В средние века у христиан сложились негативное представление об исламе, пророке Мухаммеде и его учениках.
Почему?
Богатство востока, это формировала чувство неполноценности европейцев и в качестве компенсации был искажен образ мусульман и т.д.
Вопрос генезиса этого представления?, истоки негативного представления прежде всего уходят в сочинения византийских патристов (отцы церкви), именно они сформировали этот негативный образ. Также существенную лепту в формирование негативного образа внесли христианские теологи в арабской Испании, хотя были исключения. В 12 в. одним монахом был переведен Коран, другой написал «основы мусульманского вероучения» подобный взгляд не соответствовал целям христианской церкви. Следовательно в основе негативного восприятия мусульман лежала не этнокультурная не социокультурная а конфессиокультурная основа.
В результате крестовых походов, осталось много записок и воспоминаний, анализ этих хроник в своей монографии провела С.И. Лучицкая «Образ другого, Мусульмане в хрониках крестовых походах » Осуществив семантический анализ она выявила, определения, которое давали мусульманам хронисты. «Враги Христа», «Сыны дьявола», «Язычники», «Варварские племена» и «Сарацины».
Участники крестовых походов характеризуются как народ божий, рыцари Христа и т.д.
Так же перечисляются моральные качества мусульман: вероломные, гордые, и т.д. а противостояли им воины Христа. Следовательно, христиане носители добра, а мусульмане носители зла.
Так же очень часто характеризовали пророка Мухаммеда, и ему доставалось.
Каковы бы не были причины и варианты этих характеристик суть одна его личность связывалась с негативом и т.п.
Что касается ислама, относительно него не было определенной точки зрения, он рассматривался либо как язычество, либо как ересь, самостоятельной религией он не рассматривался. Учение ислама пагубно и ложно, на мусульман смотрели как на идолопоклонников.
Хронисты постоянно подчеркивали роскошь и богатство мусульманского культа т.к. в христианстве богатство грех, Ислам интерпретировался как учение пропагандирующее войну, мусульман как разорителей церквей, носильного обращения в ислам, истребителей христиан. Ислам представлялся, как учение насилия.
Описывая действия в Палестине хронисты делали упор на законность действий крестоносцев, на ислам смотрели как на учение потворствующее страстям.
Рассмотренный материал свидетельствует о том, что рассмотрение ислама проходило в рамках оппозиции. Христианство силы добра, ислам воплощение антихриста и т.п.
Эразм «ислам секта». Данте помещает Мухаммеда в 9 круг ада. В народном сознании европейцев также сформировались отрицательные представления о мусульманах. Войны вовлекали широкие массы населения, негативная и зачастую ложная инф. О мусульманах передавалась устно из поколения в поколения и в преданиях.
«Песнь о Роланде», формировался он в течение длительного периода, но в 12-13 веке он появляется и последняя редакция в 14 в. в этом эпосе свидетельства, относящиеся к Карлу великому, он возглавил войско, что бы сразится с маврами Испании. Война шла семь лет в одном из сражений убили племянника карла Ролана, следует месть Карла, он возглавляет новый поход и захватывает Сарагосу. Весь эпос пропитан идей религиозной войны и особой ролью Франции в этой войны. А если сравнить с реальным положением, вторжение карла было вызвано не религиозными расхождениями, а распрями между арабскими феодалами, поход был несколько месяцев, Сарагосу он не взял и когда он возвращался к себе в горных переходах Басхи (христиане) убили Ролана. В эпосе события искажены, тем не менее, эпос отражает народное сознание европейцев, он дает яркое представление о ложных стереотипах представлений о другом народе.
Песнь о Ролане готовила европейцев к новым схваткам с мусульманами, этот эпос сыграл очень важную роль в подготовке европейского сознания к участию в реконкисте.
Дополнительный толчок к распространению негативного представления стало печатное слово, оно превращается в важное средство формирования общественного сознания европейцев.
В средневековой Европе в основе негативного восприятия лежал конфессиональный подход, усиленный военно-политической конфронтацией. Примером плодотворного диалога между христианами и европейцами была мусульманская Испания.
06.10.2011.
Искусство мусульманской Испании
После завоевания это период строительства. Существовало множество городов.
Кордова - столица, мощенные улицы, освещение, крупнейшая библиотека, роскошные дворцы. Оформление испанского Ома началось именно в этот период, это внутренний вор с фонтаном или бассейном, внешняя стена имела небольшие окна, маленький балкончик.
Знаменитая кордовская мечеть, второй эмир Абдарахман 785 г. выкупил у христиан находившийся здесь земля христианской церкви. Кордовская мечеть –МИСКИТА.
На ряду с кордовской мечетью формируется мавританский стиль.
Смешение различных стилей и культурных традиций положило начало мавританскому стилю, который сложился в основном в архитектуре. Сложился в основном в Андалузии
Особенные черты:
1. Значительное внимание уделялось интерьеру здание в то время как фасаду здания значительного внимания не придавалось.
2. Преобладание в архитектуре такого элемента как патио (открытый внутренний дворик, окруженный либо колоннами, или кустарником может быть обрамлен воротами).
3. Использование в интерьере гипсовых сводов или украшенных сталактитовыми пирамидальными выступами.
Мечеть в Кордове
4. подковообразные арки с полосатой кладкой (от вест готов)
5. изысканная ажурная резьба и вплетенными в них геометрическими элементами
6. резные и без постамента колонны
7. облицовка полов и стен керамической плиткой
Альгамбра (крепость дворец)- дворцовый комплекс 12-14вв.
В планировке миртового двора он был центром дворца «приемов».
Под прямым вором к нему примыкает львиный двор с фонтаном центре вокруг которого стоят статуи львов. В нем создана атмосфера роскоши, сказочности. В нем 124 колонны.
8. все стены окрашены в сочетании ярких цветов и украшены арабесками
Арабески – разновидность орнамента, имеющими в виде географических, растительного орнамента, он построен на принципе постоянной инверсии. Арабески имеют измельченный характер рисунка, воспринимается как сплошной узор ковра.
Основные материалы: колонны как правило были разных цветов
9. огромное включение в архитектуру зелени и воды
Позже даже появился стиль альгамбры, применительно к вазам.
Дальнейшее влияние: европейцами очень широко использовались элементы декора в частности арабески. Во времена реконкисты появился стиль мудахар (разрешение остаться) – смешивание традиционных арабских и мусульманских традиций.
Продолжение пары от 29.09.2011
Ибн Туфель повесть о хайя
Занимает особое место во всей арабской литературе. Автор, образованный человек своего времени, стремиться представить свой взгляд свои представления о возникновении жизни т.е. это философское произведение. Из не живой материи из глины и воды вдруг само зарождается человек и в него вездесущий вдыхает душу, он становится живым только ребенок родился, его воспитывает газель, но вскоре она умирает и он остается один на один с миром. Автор через этого ребенка пытается показать развитие человека. Этот ребенок начинает приспосабливаться к окружающему миру. И когда он становится юношей он начинает задумываться а откуда все появилось, стало быть, все дали высшие силы, значит он начинает познавать внутренним оком. Потом он попал на другой остров и там он встретил аморальных людей, и он вернулся к себе на остров. Автор дал свой взгляд на окружающий мир.
В мусульманской Испании процветали характерные для средневековой арабской поэзии стихотворные жанры, т.е. традиция стихотворная сюда была привнесена. В стихах Андалузских поэтов воспроизводилось то же что и в касыдах.
Начинается реконкиста и начинается новая тема в поэзии - оплакивания утерянного.
Ибн Хобмдиз из Сицилии он вынужден был бежать в Кордово когда Сицилию захватили норманны.
В поэзии большую роль играли евреи. Иегуда Гелели кон. 11 нач. 12в . Поэт, философ, врач. Роился в Толедо образование получил в Кордово его называли солнцем своего народа, его поэтическое наследие собрано в диване. Он отдает дань любовной лирики. С годами в нем все более явственно обращается к национальной трагедии евреев, реконкиста, начинается гонения на еврейские общины в Германии и Франции. Еще это боль за ветхозаветную еврейскую землю, крестоносцы захватили Иерусалим.
Путешествовал в Иерусалим и во время этого путешествия погиб.
12.10.2011
Арабы оказали большое влияние на быт местной знати, искусство красивой жизни. Состоятельные мусульмане удивляли роскошью своей одежды, и т.п. искусство красивой жизни еще дальше продвинулось, когда в Кордове появился перс Зириаб. Где он стал приближенным, эмира Абдурахмана 2 получив там определенное положение, он ввел в обиход утонченные нравы (рецепты блюд, календарь ношения одежды, пение под аккомпанемент и т.п.).
Материал рассмотренный свидетельствует о том, что был культурный подъем мусульманской Испании, итог андалузской цивилизации плачевен. В ходе реконкисты начались гонения на мусульман и евреев эти настроения все усиливались и усиливались. Шла компенсация имущества, ограничение в правах. После овладения Гранады, новые правители Изабелла Кастильская издала указ «все не христиане либо принимают христианство и остаются здесь либо покидают эту страну».
В начале 16в. начинается насильственное крещение мусульман, начинаются повсеместные восстания. В 80-е годы 16 в. усиливаются гонения на евреев. В 16в. на арену в Испании выходит инквизиция. Запылали костры. Отметим роль черни. В Кордово в период расцвета насчитывало 500 тыс. чел. А после всех гонений насчитывалось только 55 тыс. чел. В результате все евреи были изгнаны из страны.
Относительно арабов берберов. Одни покинули Испанию, другие остались, но они вынуждены были принять христианство и их стали называть мориски. Большинство из них принимало христианство внешне, но внутренне они оставались мусульманами. Существовала практика, когда у морисков отбирали детей и отдавали в христианские школы. В 17 в. все мориски были выселены около 3 мл. чел.
Значение этого периода. Для Испании это яркий и плодотворный период в истории страны культура мусульманской Испании формировалась на базе общения различных этносов, хотя ее матрицей была арабо-сирийская традиция. Арабское влияние сохраняется в топонимике, в терминах связанных с государственным управлением. Именно арабы ввели в оборот ботаническую топонимику.
Г.Лорка «Я думаю, что поскольку я из Гранады то не могу сострадать преследуемым евреям, цыганам ведь в жилах каждого из нас течет и их кровь».
В научном плане. Испанские историки после столетий игнорирования, активно включились в изучение этого периода. Но выделилось из истории Испании новое направление, это морискология.
Значение для северной Африки. Изгнанные из Испании сначала мусульмане затем мориски составили значительную часть городского населения Алжира, Марокко, и Туниса. Они привнесли более высокую культуру и большую религиозную терпимость. Сохранили свою идентичность в элементах быта и т.п. привнесли мавританский стиль. Готье: - «Испанцы наполовину арабы». Ланда: - «Мориски явились для стран Магриба безусловным модернизатором».
Для Европы. Арабские научные достижения медицина, философия и т.д. находили отклик у просвещенных европейцев, до Кеплера в Европе пользовались арабскими астрономическими таблицами. Арабы выступали не только хранителями, но и передатчиками учения Аристотеля, Платона и т.д. Не случайно некоторые историки считают, что период мусульманской Испании это европейское предвозрождение. Исключительное значение приобретает город Толедо. Во время реконкисты, христианские правители женились, на мусульманках, они не только восприняли, но и передали культуру в Европу. Появление куртуазности. Есть мнение, что лирика арабская повлияла на формирование поэзии трубадуров. Образы мусульманской Испании обогатили европейское искусство.
Выводы: культура Испании формировалась во взаимодействии разных этносов и языков.
А. Перес Реверте - : «Все местные культуры составляли культурное пространство и на этом пространстве свободно смешивались кровь, языки, культура»
Мусульманский мир и Европа в новое время.
Основными оппонентами ислама выступали сначала византийские отцы церкви а затем католические богословы именно они сформировали устойчивый негативный стереотип мусульманской цивилизации. Поскольку нужно было дать ответ на вызов ислама, поэтому учение Магомеда изучалось. В Толедо был переведен Коран на латинский. В 13в. Роджер Бекон попытался выйти за рамки церковной парадигмы он утверждал, что смотреть на ислам с позиций христианства нельзя нужно опираться на собственно мусульманские традиции.
С сер. 15в. намечается расхождение между церковными и светскими оценками ислама. Флорентийский собор подтвердил негативное отношение к исламу. В начале 16 века Т Мор в своей «Утопии» выступал за терпимость в статусе религии. Об усилении светского направления в науке свидетельствует начало преподавания арабского языка в Оксфорде и Кембридже, это служило предпосылкой для зарождения исламоведения. Европейские интеллектуалы пришли к пониманию, что нельзя множество религий оценивать и сводить к оной системе координат.
Интерес к востоку был обусловлен ВГО. В результате у европейцев меняются как картина мира в целом, так и восприятие пространства. Так же нужно учитывать рост торговых связей, с османской империей, Индией, и Дальне Восточных стран тут следует отметить особую роль монопольных ОСТ компаний. Сложность дипломатических отношений. Совершенно естественно что идет активное накоплений знаний о странах Востока в результате путешествий*.
В начале 17 века появляются полные сочинения о путешествиях. Мусульманский мир перестал восприниматься как серьезный соперник, европейцы начали сознавать, что первенство перешло к ним. Особое значение имело поражение ОИ при Лепанто.
В результате европейцы стали освобождаться от комплекса неполноценности перед мусульманами.
Перечисленные факторы воздействовали на восприятие ислама, утверждается представление о исламе как о религиозном учении. Правда эта идея вызревает с трудом. Принципиально было то, что европейцы начали использовать образы ислама в религиозной и политической борьбе. При этом формируется взгляд на ислам как на реакционную религию. Пример такого подхода дали родоначальники протестантизма. Еще в 16в. Мартин Лютер использовал идею реакционности ислама в борьбе с римским папой. «Папа и ислам суть два заклятых врага христиан».
Внимание исламу и мусульманам уделил и век Просвещения, в частности французские просветители использовали, ориентальный материал исходя из социальных и политических задач, которые стояли перед Францией в то время.
Монтескье «персидские письма» в этом произведение дается сравнения жизни европейцев и персов. Главный герой персидский принц Узбек, его словами
Монтескье осуждает французскую монархию.
Театр являлся орудием пропаганды просветительских идей. Здесь, как и в литературе, авторами активно привлекался Восточный материал. Вольтер пишет трагедию «Магомед».
В Мухаммеде Вольтер видит религиозного фанатика и деспота, который использует чувства и верования простых людей для реализации своих зловещих планов. У Вольтера Мухаммед объявляет войну всему лучшему, что есть в человеке. Вольтер не ставил перед собой задачу более или менее адекватного отражения исторического процесса в арабском мире, а на Восточном материале он поднимает проблемы, которые волновали Францию в тот момент.
Мусульманский колорит служил для обрамления основных идей просветителей, поэтому во многом именно Французским просветителям Европа обязана абсолютизацией идеи реакционности ислама и его враждебности прогрессу. Эта идея уходит в 19 век. Наиболее ярко она отражена в книге Э.Ренан «Жизнь Иисуса». Э.Ренан относится к географической школе, по его мнению, окружающая природа, ландшафтная среда оказывает главное влияние на формирование отдельных людей. Эта идея как раз и проводится в данной книге.
Вместе с тем в Европе начал вызревать и другой подход к миру ислама и народам мусульманского ареала. На 17в. приходятся первые путешествия с научными целями, но особенно плодотворными в этом отношении были 18 и 19 вв. Европейцев интересовали места не только связанные с зарождением христианства, но и практически недоступные районы Аравии.
На синайский полуостров и в южную Аравию прибывает, путешественники которые входят в группу Карстина Нибура и из 6-ти человек выжил только Карсин Нибур. Он оставил описание Аравии. Ульрих Зеетсен и Иоганн Буркхарт отправились в Аравию и сопредельные страны, при этом Зеетсен поставил перед собой цель побывать в Мекке, увидеть каабу и он этой цели достиг. Он принял ислам, он подробно описал, как совершается хадж. Именно от Зеетсена европейцы самым подробным образом узнали о каабе и о всем пути хаджа.
Благодаря путешественникам и т.д. которые через свои описания знакомили читателей с реалиями востока в картину мира европейца оказался включенным коллосальный новый и разнообразный материал.
Восток обогатил быт европейцев и это уж особая тема.
27.10.2011
Знакомство с востоком воздействовало и на культурную жизнь Европы. На европейские языки начали переводить сказок 1000 и 1 ночь, далее Фердауси, Низами и Омара Хаяма. Очень важно отметить французский театр в эпоху просвещения, восточные мотивы становятся популярными и в итальянском театре. К. Гоцы так же обращается к Восточным образам он пишет, 10 пьес и многие из них связаны с восточными мотивами, самая знаменитая из них «принцесса Турандот». Здесь К.Гоцы показывает дочь императора, но чистоты того, что она китаянка нет, а ее жених Халав мусульманин. Он объединяет драматургический материал с традицией комедией масок. Следовательно, восточные сюжеты синтезируется с комедией масок и тем самым обогащается искусство. Восточные мотивы использовали многие авторы для того, что б привлечь читателя, но так же присутствовало в творчестве европейского романтизма (конец 18- нач. 19).
Какие проблемы решали Романтики. Байрон, Ш. Бодлер, В. Скот, П.Шери. Прежде всего их интересовал внутренний мир человека и стремясь привлечь читателя они использовали, важные нравственные проблемы. Герой поэмы Байрона Яур мстит за свое поруганное человеческое достоинство. Иногда обращение к Востоку было обусловлено личным опытом, Ш.Бодлер был совершенно покорен мулаткой Жанной, таким образом для него она выступает воплощением восточной красавицы. В ряде случаев произведения романтиков это отклик на какие-то события на Востоке. Стремление уйти от неприглядной действительности. Восток являлся для романтикой волшебным горизонтом грез – М. Блок. Таким образом романтисты создают особое пространство между правдой и вымыслом, они научили читателя читать не линейно.
В ряде случаев обращение к востоку рождало шедевры. Гете (1749-1835), исследователи творчества отмечали что этот мыслитель писатель поэт постоянно обращался к истории и искусству востока. Его привлекали 5 районов востока: иудейская древность, арабский восток, Персия, Китай, Индия. Неготивное отношение к Индии, поэт отмечал - извращенность религии и безобразный язык искусства (Он был воспитан на античном искусстве). В своем творчестве он коснулся всех выше названных районов, но наибольшее воздействие на него оказала Персия. Новый импульс интерес Гетте к востоку появился с первыми переводами газелей Хафиза. Результатом этого стал «Западно-восточный диван».
Выходит за рамки восточно-германского классицизма, свободно творческая манера.
Восток становится источником творческого вдохновения и поэтического новаторства.
Обращение романтиков к восточному материалу было вызвано не только не принятия действительности, но и поиском новой эстетической формы и нормы, становится очевидной теснота рамок классицизма, эта же тенденция прослеживается в картинах художников, у них появляется множество сюжетов посвященных Востоку. Но изобразительные средства остаются прежние т.е. остается взгляд «сквозь окно Леонардо», эта традиция в классицизме сохраняется. Здесь ничего не сохраняется, под влиянием японских гравюр.
Книга Хаджи Баба свидетельствует что Джеймс Мориан знал очень хорошо быт и нрав восточных народов а так же и их языки. После выхода книги автору отказали в авторстве, писали что не он автор. Когда в 1824 г. Шахский посол, персидский, заявил протест, шаха нельзя показывать в неприглядном виде. Когда в Персии как и других странах востока, зародилось просветительство, к этой книге был огромный интерес в конце 19 в она была издана на форси и тут же ее запретили ее переиздали в 1951г. и вот тогда то ее отнесли к шедеврам персидской прозы. В России книга вышла в 1831г. в переводе Синьковского.
Восточные сюжеты так же питали и музыкальное искусство.
В 19 в. был сделан серьезный прорыв в изучении Ислама и истории мусульманских народов. Игнатс Гольтциер, Дози Рейнер, но научный подход пробивал себе дорогу с большими препятствиями, с предубеждение и враждебность к мусульманским народам сохранялись и эта враждебность получила новое дыхание в период начавшихся колониальных захватов и стемулировалось католической церковью. Отказ от этой негативной позиции был подготовлен рядом факторов:
1. Исламоведение стало наукой
03.11.2011
Африка и Европа.
Географический ареал - тропическая и южная Африка.
Степень изученность – история до колониальной Африки за не многими исключением*, является своеобразной терра инкогнито. Почему?
Это объективные факторы, бедность, плохая сохранность памятников материальной культуры, отсутствие письменных источников! Негативное отношение ученых к источникам устной информации. И все таки уже в конце 19 века можно говорить о становлении Африканистики как науки, но европейские ученые стремились не столько выявить своеобразие африканских социумов сколько изучить историю белого человека в Африки. Естественно история Африка рассматривалась с позиций превосходства европейцев отсюда поверхностное отношение. Этим занимались представители консервативного направления. Следовательно африканистика в своем дебюте испытала воздействие европоцентристский и даже расистских представлений. Это хорошо демонстрирует хамитская теория конца 19 века. Суть - когда исследователи сталкивались с какими-то проявления развития африканцев, что бы объяснить это обращались, из западной Азии вторгались энергичные племена хамитов которые продвигались по Африки в южном направлении, они и создавали более совершенные формы социальной организации. Принципиально новое привносят историки либерального направления, которое зарождается в меж военный период. После ВМВ складывается в странах Африки принципиально новая ситуация, идет процесс деколонизации. Поэтому нужно было к новому изучению стран. 1960 г. сразу 17 стран Африки получили независимость. Представили этой традиции это Бэзил Давитсон., У.Дюбуа.
Отечественная африканистика, большие успехи после ВМВ. Патриархи И.И. Потехин, Д. Ольдерроге. Этот раздел исторической науки, как и все гуманитарные науки советского периода испытал политико-идеологическое давление. Мы поддерживали антиколониалное освобождение.
У нас африканистика была на подъеме. Естественно в соответствии с формационной парадигмой, внимание уделялось социально-экономическим вопросам. Большинство исследований носило фундаментальный характер. Отметим Ю.М. Кобищанов, Куббель, Кочакова и многие другие, но выделим А.Б. Давитсона и его ученицу И.И. Филатову. Т.О. противостояние с лагерем капитализма поддержка национально освободительных движений, все это воздействовало на науку.
С конца холодной войны - кризис африканистики.
Цивилизация локальная или региональная обладает набором определенных признаков характеризующих ее материальную и духовную культуру. Но как раз эти признаки, четко не выступают в регионе ТЮА поэтому среди отечественных африканистов существует разброс мнений. Одни употребляют понятие цивилизация применительно к локальным африканским социумам. Другие считают, что неправильно говорить о локальных цивилизациях, они предпочитают говорить о единой ТА цивилизации. Третьих, саратовская школа, они считают что применительно к региону говорить о прото-цивилизации. Несмотря на этот разброс мнений все африканисты едины в том что ТЮА в своем историческом развитии отстала от других районов мира.
В качестве основного тормоза поступательного развития выступа природно-климатический и географический фактор. Крайне негативные территории для проживания. Обширный ареал распространения мухи Це-Це, тропическая Африка богата на болезни заразные, куча саранчи, термиты. Эти условия препятствовали интенсификации человеческой деятельности. Определенную роль в ограничении трудовой деятельности оказывала структура питая, это недостаток протеинов. Значительные территории Африки Жесткая зависимость африканца от природы выработала в нем особое отношение к природе, сформировала представление о такой системе мироздания в которой нет оппозиции человек и природа. Это отношение не позволяла брать от природы слишком многого. У африканцев сформировалась не только практическая но и специфическая эмоционально чувственная отношение к природе, особенно отразилось в поэтическом отношении.
Природа воздействовала и на тип КХД африканцев. Собиратели и охотники в полупустынях, в джунглях. Земледельцы – современная Нигерия. Кочевники скотоводы.
В ТЮА отсутствовали условия для динамичного развития, могло компенсироваться внешним фактором, но пустыня не давала этого сделать. Африканские народы достигли предела в своем развитии к моменту встречи с европейцами. При всем разнообразии форм бытования Африканских социумов им всем присуща родоплеменная организация!!! Устойчивость родоплеменной структуры воздействовала на сознание африканцев и выработала такое особенность сознания как трайбализм(племенное сознание).Это важнейший определяющий фактор в прошлом и будущем. Племенной фактор оказывает влияние на политическую жизнь этих регионов. Трайболизм является тормозом для формирования цивилизации.
10.11.2011
Для африканских социумов характерны устойчивость архаических форм социальной организации, практически у все наров существовала община, она базируется на родоплеменной структуре т.е. устойчивость родоплеменной организации это продиктовано коллективностью труда, взаимопомощью. Именно в общине африканец получал гарантию своего выживания, следовательно африканец в большей степень чем другие, был связан с определенным коллективом, за пределами этого коллектива он изгой. Естественно что жизнь в общине на психологическом уровне формировала групповое сознание и плохо развивался индивидуализм инициатива сознательность все это подавлялось.
В регионе ТЮА не сложилось единой и универсальной религии можно говорить о существовании локальных культов. Широко был распространен фетишизм, анимизм, тотемизм, колдовство и только немногие народы началась формироваться идея первопредка. При все разнообразии этих примитивных культов, исключительно важную роль играл культ предков. В соответствии с представлениями африканцев, семья состояла из трех уровней: умершие, живущие сейчас, и еще не родившиеся. Они покланялись духам предков, и верили, если они будут соблюдать все завещанное, то от них будет исходить благодать. В связи с культом предков очень важна традиция.
У африканцев чрезвычайную устойчивость приобрел институт традиционных правителей. Вождь рассматривался не только как глава племени, а прежде всего как человек который был наделен сверх естественными способностями, он считался верховным жрецом, и являясь таковым именно он общался с духами предков. Он был связан с силами природы. Поскольку вождь считался священной личности то его жизнь была ограниченна многочисленными табу. У многих африканских наров было убеждение что здоровье народа в здоровье вождя. Если он заболевал то сразу же собирался совет знати племени, жрецы, старейшины и мать вождя, они совещались, и чаще всего приговаривали вождя к смерти.
Тайные общества в Африки, особенно в западной. Интересно, что само существование общества это не было тайной, но его деятельность на определенных этапах была обставлена тайной. Они выполняли полицейские функции. Они проводили обряды инициации, обряды в период с\х работ, но в тоже время они устраивали погромы против неугодных, они расправлялись и с женщинами, на которых жаловались мужчины. Эти расправы они совершали от имени духов предков, причем были духи старшие, младшие и т.д.
ЮТА сформировались специфические формы передачи информации. Это могла быть одежда, татуировка, спиленное зубы, оттянутые мочки ушей. Это все свидетельствовало о племенной принадлежности, а так же о возрасте и даже об определенном имущественном положении. Важным средством информации были африканские тамтамы.
Что касается письменности то все аборигены Африки относились к бесписьменным за исключением Эфиопии, поэтому большое значение имела устная традиция. Существовали устные хранители и передатчики информации – гриоты, это своеобразная каста, формировавшиеся из иноплеменников. Об изменении отношения к устным источникам свидетельствуют исследования проводимые запанными учеными. Цивилизации устного слова – Ян Ван Син. В качестве основного для характеристики африканского общества. В большинстве африканских социумов не сформировалась четкая социально классовая структура поскольку здесь доминировал не классовый подход а половозрастное деление общества в целом, отметим что модель исторического развития африканских народов напоминает движение о кругу с воспроизводством на каждом витке развития себе подобных социумов. Многократное повторении пройденного вело к отшлифовки африканских черт АКК который и составил специфику этого региона, отсюда вполне естественно со стороны африканце главная их черта это непринятие нового не терпимость к любому изменению об сложившегося порядка, поскольку новое оценивалась как угроза традициям. Именно этим объясняется неприязнь к людям с яркой выраженной индивидуальностью.
Вывод: рассмотренный материал свидетельствует о том, что РЮТА еще в большей степени выбивался из формационной парадигмы.
К моменту встречи с европейцами для этого региона характерна неравномерность социально-экономического развития.
Собирателем ЮТА сыграл ислам*.
Проникновение европейцев в Африку: последствия.
С появлением европейцев (15-16 вв.) во взаимодействие вступили фактически различные и даже несовместимые друг с другом социумы. В результате был нанесен удар по замкнутости африканских народов.
Последствия влияния европейцев сложились трагически, приведя к деструктивным последствиям для Африки , поскольку главным товаром, были рабы. Началось формирование системы работорговли основным центром, которой было гвинейское побережье, побережье Анголы и Конго.
Рабство и работорговля были издревле знакомы в африки, в средние века в работорговлю включились арабы. Т.е. работорговля как явление было известно. Отметим что в новое время в работорговлю включаются европейцы, и она приобретает по своим масштабам такие размеры что это напоминает великое переселении народов. Работорговля продолжалась всегда в восточной Африки но для европейцев главной была транс атлантическая торговля и первыми включается Португалия и Испания. Они вывозили рабов для работы в своих колониях.
Продавали пленных, создаются спец. Отряды охотников за рабами со временем правители начинают продавать своих земляков, соплеменников осужденных за различные преступления позже вошло в обычай превращать в рабов за малейшие проступки. 80-е годы 19 работорговля достигает своего зенита и в это же время возникает аболиционистское движение в Англии.
1889-90 генеральный акт по борьбе с работорговлей. Было отменено рабство в английских колониях и борьба в США во французских колониях.
Какие последствия Африка черная мать отдавала в неволю своих самых сильных и здоровых работников. На одного доставленного в новый свет приходилось четыре – пять погибших.
17.11.2011
Помимо рабов из Африки вывозили экзотические товары: ценные породы дерева, слоновая кость, гуммиарабик - смола сенегальской акации, страусовые перья, пальмовое масло.
Вывозились те товары главным образом растительного и естественного происхождения.
Из Европы ввозили: х\б ткани, ром, посуду. Т.е. главным образом это были потребительские товары. Порой попадали товары которые свидетельствовали о научно-техническом прогрессе европейцев. Африканцы завладев такими товарами не использовали их по назначению а для усиления своего авторитета. Так например правитель Бенина получил в дар подзорную трубу, но она не использовалась а только передавалась из поколения в поколение.
Своеобразие восприятие европейских достижений описывает в своей книге Карен Бриксен. Она жила на своей ферме в Кении и описывает.
Контакты с европейцами на протяжении столетий имели и положительную сторону в практическом плане. В частности стали внедрятся новые с\х культуры: цитрусовые, рис, культурный банан, гевея, ананас, какао.
Голландцы в южной Африке начали выращивать пшеницу и виноград.
Батад, маис, маниок; распространились по континенту и хорошо прижились. Будучи высокопродуктивными, но крахмалистыми они привели к подъему с\х.
Африканцы настороженно принимали новое.