Билет № 3. Гос власть: понятие и характерные черты
Государство – полит организацияция общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством гос механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Таким образом, одним из признаков гос-ва является наличие у него публичной (государственной) власти.
Власть - сложный, многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах и способах ее осуществления, системе отношений, целях и т.д.
В юридической литературе одни авторы рассматривают власть
- как определенную функцию, присущую любому коллективу, обществу;
- как волевое отношение (властеотношение) властвующего и подвластного субъектов;
- как способность властвующего (управляющего) навязывать свою волю другим лицам;
- как организованную силу, способную подчинять воле определенной социальной общности других людей.
- как управление, связанное с принуждением.
- как государство или его органы, осуществляющие власть
Власть – способность и возм-сть осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деят-сть, поведение людей с помощью различных средств: авторитета, насилия и права.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".
Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).
Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.
Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр.
Гос власть - это публично-полит отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на гос принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Гос власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами соц сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять.
Государственная власть как:
· Отношение между определенными субъектами
Гос. власть – правоотношение, где права одних связаны с обязанностями других, принуждение – неотъемлемый атрибут (Петражицкий)
Государственная власть – возникающее на основе соц. асимметрии в обществе и обусловленное потребностями управления им социальное волевое отношение, в котором одной из сторон является государство (либо его орган или должностное лицо) (Чиркин)
· Орган государства
Государственная власть – орган, созданный обществом для защиты своих общих интересов от внутренних и внешних нападений (Энгельс)
· Функция государственного механизма
Государственная власть – особая функция по руководству, управлению, координации волевых действий людей (Манов)
· Совокупность полномочий
Совокупность властных полномочий, которыми наделено государство в лице его органов (Сорокин)
Черты:
ü Источник власти: народ (при антагонизме: класс)
ü Выражает интересы классов и социальных групп, занимающих главенствующее положение, однако решает вопросы общие для всего населения (решение как собственных, так и общенациональных задач)
ü Специальный аппарат управления
ü Управление по территориальному принципу
ü Способность влиять на все основные сферы общественной жизни
ü Верховенство (наивысшая сила, независимость).
Суверенитет:
- независимость государственной власти от власти какого-либо другого государства
- отсутствие формальных правовых ограничений государственной власти, возможность принять любое решение
- верховенство по отношению ко всем другим организациям
ü Единство
- строится на одинаковых принципах организации
- в государстве только одна государственная власть (разделение властей – различные проявления одного явления)
- система «сдержек и противовесов» связывает ветви власти в единое целове
- *в федеративных государствах органы власти субъектов не выходят за рамки единства государственной власти
→ 1. Единство социальное (единая природа доминирующих социальных групп, осуществляющих государственную власть исходя из общих интересов)
→ 2. Единство основных целей и задач, стоящих перед государственной властью
→ 3. Организационно-правовое единство (четкое построение системы органов власти)
ü Наличие аппарата принуждения
ü Легальность(законность, официальное признание и утверждение)и легитимность(власть, основанная на реальном, а не мнимом народном волеизъявлении, на действительном согласии народа признавать и поддерживать ее решения)
Она обеспечивает стабильность и порядок в общ-ве, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в т.ч. гос принуждения и военной силы. Под воздействием власти общ отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Компоненты государственной власти:
o Субъекты:социальные и национальные общности, классы, народ, нации
Субъект представляет собой непосредственного носителя, исходное направляющее начало. Повиновение основано на: силе власти, привычке, интересе, убеждении, авторитете.
o Объект: граждане, объединения граждан, социальные слои, классы, общности, общество в целом (Демократия – субъект и объект почти совпадают, недемократический режим – разграничены)
o Властеотношение (содержание властной деятельности: навязывание воли, направление поведения)
o Средства, методы, способы
o Ресурсы – совокупность условий и факторов, обеспечивающих осуществление государственной власти
- утилитарные (материальные и др. соц. блага)/принудительные/нормативные
-экономические/социальные/культурно информационные/идеологические/силовые
Методы осуществления гос власти:
Þ убеждение - проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.
В демократическом обществе убеждение — главный метод воздействия.
Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.
Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания. В-третьих, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. В-четвертых убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.
Þ принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.
Само по себе государственное принуждение — острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать беЗУсловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.
Þ поощрение - это такой способ воздействия, который через интерес, сознание направляет волю людей на совершение полезных, с точки зрения поощряющего, дел. Поощрительное воздействие возбуждает интерес к совершению определенных дел, получению материального, морального или иного одобрения. (награждение матерей, родивших определенное количество детей, ордена и награды, спортсмены, деятели науки и тд)
** В РФ гос власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Гос Дума), Правительство РФ, суды РФ. (cт 11 Конституции)