Тема 2. источники, принципы, система и субъекты международного права

Нормы международного права - это юридически обязательные к ис­полнению правила поведения государств и других субъектов междуна­родного права, устанавливаемые самими субъектами международного права и выполняемые ими добровольно или при необходимости с помо­щью особого вида принуждения.

Субъекты международного права в процессе международного сотруд­ничества осуществляют свои права и выполняют свои обязательства, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведе­ние субъектов международного права в процессе их международного общения. Нормы международного права могут классифицироваться по раз­личным основаниям и критериям:

по форме объективирования - договорные и обычные международ­но-правовые нормы.

Договорные международно-правовые нормы зафиксированы (закреп­лены) в самых разнообразных международных договорах, обычные меж­дународно-правовые нормы не зафиксированы (не закреплены) в каких-либо международных договорах, а существуют в виде неписаных правил поведения субъектов международного права, проявляющихся в их обыч­ной практике; по количеству участников - нормы, обязывающие двух субъектов международного права (в двусторонних договорах), и нормы, обязы­вающие трех и более субъектов международного права (в многосторон­них договорах). К числу таких двусторонних договоров относятся, на­пример, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Шта­тами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1993 г. - Договор СНВ-2, Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о предотвращении опас­ной военной деятельности 1989 г., Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Феде­ративной Республики Германии о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод 1988 г. К числу многосторонних до­говоров относятся, например, Конвенция о запрещении разработки, про­изводства, накопления и применения химического оружия и о его уни­чтожении 1993 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвен­ция о правах ребенка 1989 г. и др.; по субъектно-территориальной сфере действия - универсальные и локальные.

Универсальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов международного права, объекты которых каса­ются, как правило, важнейших проблем современности, в решении кото­рых заинтересовано практически все человечество. Универсальные нор­мы содержатся в таких международных договорах, как Устав ООН, Ме­ждународные пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. с Дополнительными протоколами I и II к ним 1977 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в ат­мосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г. и др.

Локальные нормы - это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов международного права, как прави­ло, одного географического региона, или такие отношения, объекты ко­торых касаются ограниченного круга субъектов международного права.

Локальные нормы содержатся в таких международных договорах, как Хартия африканского единства 1963 г., Устав Содружества Независимых Государств 1993 г.. Договор о Шпицбергене 1920 г. и др.; по юридической силе международно-правовых норм - императивные нормы и диспозитивные нормы.

"Императивная норма общего международного права (jus cogen; является нормой, которая принимается и признается международным обществом государств в целом как норма, отклонение от которой допустимо и которая может быть изменена только последующей но общего международного права, носящей такой же характер" (ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.).

Иными словами, императивные нормы (jus cogens) - это такие мы, которые составляют правовую основу всего международного i и всех международных отношений вообще, основу всего международного правопорядка и политической стабильности в мире. Императивные нормы обладают наивысшей юридической силой, любые другие нормы международного права должны соответствовать нормам jus cogens. Международные договоры, противоречащие хотя бы одной императивной норме, являются ничтожными с момента их заключения. Ни один объект международного права не может выходить за рамки императивных норм, произвольно, по своему усмотрению изменять их юридическое содержание, а тем более нарушать их. Действия государства, нарушающие или попирающие императивные нормы, являются грубым нарушением международного правопорядка, в том числе агрессией (в соответствии с определением понятия "агрессия"), влекущими за собой решению Совета Безопасности ООН самые серьезные международно-правовые санкции, вплоть до подавления агрессора силой по ст. 41 Устава ООН.

Императивными нормами (jus cogens) являются в первую очередь основные принципы международного права, закрепленные в Уставе юридическое содержание которых раскрыто в Декларации о принц международного права 1970 г., основные принципы, содержащиеся дополнительно в Заключительном акте СБСЕ 1975 г., другие основные принципы международного права, находящиеся в стадии становления. Диспозитивные нормы - это такие нормы, которые в своих рамках предоставляют субъектам международного права возможность самостоятельно определять свое поведение с учетом взаимных интересов устанавливать особые отношения по какому-либо вопросу. Например, гласно ст. 14 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может устанавливать исходные линии для отсчета ширины территориального моря, используя поочередно любой из методов в зави­симости от различных условий, а именно: или линии наибольшего отли­ва вдоль берега (по ст. 5), или прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки (по ст. 7), или их сочетание. Согласно ст. 83 той же Конвенции делимитация континентального шельфа между государст­вами с противолежащим или смежным побережьем осуществляется пу­тем соглашения на основе международного права, как это указывается в ст. 38 Статута Международного суда, в целях достижения справедливого решения;

по видам международно-правовых норм - нормы материального права и нормы процессуального права.

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (на­пример, нормы, устанавливающие права и обязанности государств - уча­стников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.), нормы процессуального права устанавливают порядок (про­цедуру) реализации самих материальных норм (например, порядок де­ятельности различных международных судебных органов, следственных и согласительных комиссий и др.).

Перечисленная выше классификация международно-правовых норм не является исчерпывающей. В определенной мере и сама эта класси­фикация является условной, поскольку некоторые международно-правовые нормы одновременно могут быть и договорными и многосто­ронними, договорными и двусторонними, универсальными и локальны­ми, императивными и двусторонними, императивными и многосторон­ними. Иными словами, международно-правовые нормы могут одновре­менно использоваться при различных сочетаниях классификационных оснований.

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязаннос­ти субъектов международного права (например, обязательства государств - участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей), охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию самих регулятивных норм (например, нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по ре­шению Совета Безопасности ООН);

по характеру субъективных прав и обязанностей - обязывающие, запрещающие, управомочивающие нормы.

Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства со­вершить указанные в норме действия, например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте; запрещающие нор­мы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправ­ными действий (например, не производить бактериологическое и хими­ческое оружие, не создавать в открытом море опасности столкновения судов при маневрировании вблизи военного корабля, осуществляющего подъем в воздух летательных аппаратов); управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права воз­можность осуществлять какие-либо действия (например, признание пра­ва каждого государства на исследование и использование космическо­го пространства в мирных целях, на осуществление свобод открытого моря).

Кодификация норм международного права - это официальная сис­тематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договор­ные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствую­щем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубо­ководного района морского дна и др.), расширением интеграции и меж­государственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуции, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во вре­мя войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных пра­вовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм и др.

Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утвер­ждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъ­ектами международного права, является нормотворческим процессом, способствует прогрессивному развитию международного права и являет­ся средством укрепления международного правопорядка. А сами коди­фикационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, много­сторонними договорами большой политико-правовой значимости, откры­тыми для участия в них наибольшего числа субъектов международного права.

Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участ­вующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нор­мы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Вен­ской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международ­ных договоров 1969 г. говорится, что "нормы международного обычного права.Будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положе­ниях настоящей Конвенции". Аналогичные правила закреплены и в пре­амбулах Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Международная практика государств, обобщенная Комиссией между­народного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международно-правовых норм в таких отраслях международного права, как междуна­родное морское право, международное космическое право, международ­ное воздушное право, право внешних сношений, право международных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали сохранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению междуна­родного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулиро­ванию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудни­чества по всему спектру международных отношений.

Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие ме­ждународного права особенно рельефно можно проследить на кодифи­кации международно-правовых норм в области международного морско­го права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы. Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нор­мы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 апреля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях "О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "(континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некоторые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов ("ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода научных исследований и другие свободы.

Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву за кончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океаническое промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Мирового океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших н обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявлены фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоководной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться научно-исследовательская деятельность в Мировом океане с применение] новейших технических средств и технологий.

В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фактически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 1970 г.

С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира большинства специализированных учреждений ООН проходила III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложение справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институты ранее не существовавшие.

В Конвенции определены внешние границы территориального мор; прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламентирован режим мирного прохода иностранных судов через территориальное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов международного морского права (проливы, используемые для международного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского дна освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятельной Комиссии по границам континентального шельфа, Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому прав

Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная коди­фикация способствовала прогрессивному развитию международного пра­ва и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА, ПРАВОПРЕЕМСТВО И ПРИЗНАНИЕ

Вам необходимо усвоить, что под выражением “субъекты междуна­родного права” понимаются носители юридических прав и обязанностей, которые в силу этого могут вступать в правоотношения международного ха­рактера, обладая при этом рядом следующих основных признаков: внеш­ней обособленностью, способностью выступать как единое лицо, государственное качество которых определяется совокупностью следующих факторов:

наличие определенной территории, принадлежность к которой позволяет субъекту имеет исторические корни, закреплена и охраняется международными нормами и которая подпадает под власть государства безраздельно;

наличие на подвластной территории населения, индивидов, проживающих там (граждане, иностранцы, лица, лица без гражданства)

По своему характеру правосубъектность субъектов может быть общей, отраслевой и специальной:

Международная правосубъектность государства, как и его суверенитет, возникает одновременно с возникновением его как фактора международных отношений и не зависит от волеизъявления других подобных факторов (не требует их признания); она может прекратиться лишь с прекращением его существования. В отличие от других факторов государство обладает универ­сальной международной правосубъектностью, которая включает, в частно­сти, право заключать международные договоры, учреждать дипломатиче­ские представительства, совместно с другими факторами создавать междуна­родные межгосударственные (межправительственные) организации и уча­ствовать в их работе в качестве полноправных членов, вступать в политиче­ские и иные союзы с другими государствами, участвовать в качестве сторо­ны в спорах с другими государствами и иными субъектами международно­го права.

В соответствии с многими важнейшими международно-правовыми акта­ми, снискавшими всеобщее признание членов международного сообщества, качествами, необходимыми для участия в международных отношениях как субъекты международного права, обладают, помимо государств, нации и народы, борющиеся за свою независимость. На это указывают, например, Ус­тав ООН (п. 2 ст. 1), Декларация о предоставлении независимости колони­альным странам и народам, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 14 де­кабря 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г., Все­общая декларация прав человека 1948 г., Международные пакты о правах человека 1966 г. и др. Способами осуществления конкретным народом пра­ва на самоопределение являются создание им суверенного государства, об­ладающего независимостью в международных отношениях и другими при­знаками, приведенными выше. Право на самоопределение может быть реа­лизовано также путем свободного (добровольного) присоединения нации или народа к независимому государству, объединения с ним или установле­ния любого иного политико-правового статуса. Юридической основой права наций на самоопределение является присущий им национальный суверени­тет, предполагающий возможность реализации каждой нацией своего права

Нацией считается исторически сложившаяся общность людей, характеризующая­ся общность, территории, экономической жизни, психологического склада и языка, что выражается в общности культуры. Понятие “народ” применяется к самым различ­ным формам национальной и этнической общности, причем нередко этим термином обозначается и такая общность людей, как племя.

В качестве факторов представители данной категории субъек­тов международного права могут заключать международные договоры и со­трудничать с суверенными государствами, межгосударственными организа­циями и др., направлять своих представителей для участия в работе между­народных дипломатических форумов, пользоваться защитой норм междуна­родного права.

Международные межгосударственные (межправительственные) организа­ции приобретают международную правосубъектность в силу выраженного большим или меньшим количеством суверенных государств волеизъявления на этот счет, закрепляемого в соответствующем международном догово­ре—учредительном акте данной организации. В таком документе четко оп­ределяются права и обязанности вновь возникшего актора, его цели и функ­ции, подчеркивается соответствие юридического статуса такового основным принципам международного права, оговаривается его право заключать меж­дународные договоры в рамках устанавливаемой для него компетенции, рег­ламентируются вопросы членства, установления и поддержания отношений с другими международными организациями и иными субъектами междуна­родного права. Юридический статус акторов этой категории проявляется в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства-учредители наделя­ют того или другого из этих факторов и в зависимости от характера которых таковой может (или не может) в дальнейшем приобретать другие права и обязанности.

По вопросу признания индивида субъектом международного права в международно-правовой науке уже длительное время идет дискуссия, при­чем некоторые из теоретиков решительно отрицают саму возможность та­кого признания. Если же рассматривать данный вопрос в свете конкрет­ных положений ряда международно-правовых актов, то нельзя будет не придти к выводу, что в настоящее время права и обязанности индивидов или государств по отношению к индивидам закреплены во многих много­сторонних договорах универсального или регионального характера. Таки­ми договорами за индивидами закрепляются права и обязанности как уча­стников международных правоотношений, предоставляется право на обра­щение в международные органы и судебные учреждения с жалобами на действия субъектов международного права, определяется правовой статус отдельных категорий физических лиц — беженцев, женщин, детей, мигран­тов и др. Вместе с тем нельзя не видеть, что индивиды не наделены пра­вом заключать международные договоры, создавать дипломатические пред­ставительства, участвовать в учреждении международных организаций межправительственного уровня и в нормотворческом процессе. Это указывает на то, что международная правосубъектность индивидов имеет огра­ниченный объем. Аналогичный характер имеет правосубъектность юриди­ческих лиц, которые все чаще вступают в правоотношения, регулируемые международным правом. Одним из свидетельств этого являются положе­ния Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., подп. “б” п. 2 ст. 153 ко­торой закрепляет за физическими и юридическими лицами право осущест­влять в пределах Международного района морского дна деятельность по эксплуатации имеющихся там природных ресурсов наравне с государства­ми и международными межгосударственными (межправительственными) организациями.

Все вышесказанное дает основания полагать, что в XXI в. объем междуна­родной правосубъектности физических и юридических лиц будет расширен.

Наши рекомендации