Концептуальное изложение и методические рекомендации. Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии

Отказ от судебного разбирательства как исключительного способа разрешения споров характеризует страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. «Подобная традиция продолжает существовать и в Китае, пользуется значительным влиянием в Корее и Индокитае, имеет огромное значение для китайцев, населяющих Гонконг, Индонезию и Малайзию, сказывается и на японском праве»[28].

Для этой правовой семьи характерно: «1) использование общефилософских, нравственно-религиозных доктрин в качестве источников права; 2) признание нормативно-правового акта как источника права; 3) проведение кодификации законодательства; 4) рецепция романо-германской правовой модели в XIXв.; 5) отсутствие судебного прецедента в качестве организации и процесса как результат смешения традиций и новаций»[29].

Китай– это двухтысячелетняя империя, стала во многом культурно-правовым образцом для других стран региона. В результате синтеза конфуцианства и легизма в первые века нашей эры[30] здесь обе социально ориентированные доктрины, ставящие во главу угла благо народа и государства, сумели, используя кнут и пряник, создать всеохватывающую систему образа жизни и организации управления. Детальнейший угловно-административный кодекс династии Тан с комментариями и разъяснениями Тан люй шу и (VII в. н.э.) из 502 статей был адресован в первую очередь чиновничеству, карая его представителей за нерадивую службу, но в то же время в нем содержались и нормы уголовного и гражданского права, адресованные всему населению. Он включал в себя следующие разделы:

1. Наказания и нормы их применения.

2. Охрана и обеспечение запретов.

3. Служебные обязанности и порядок их исполнения.

4. Семья и брак.

5. Государственные конюшни и хранилища.

6. Самовластные мобилизационные действия.

7. Разбой и хищения.

8. Драки и тяжбы.

9. Мошенничество и подлоги.

10. Разнородные уголовные установления.

11. Задержание и побеги.

12. Судопроизводство и тюремное содержание.

Танский кодекс был лишь первым, хотя и самым значимым шагом, в систематизации китайского права – за ним последовали кодексы династий Сун, Мин, Цин. К сожалению, в XIX в. Китай вовремя не смог осуществить модернизацию общественного строя и государства, что повлекло за собой Синьхайскую революцию 1911-1913 гг. и раскол страны. Первоначальная рецепция иностранного права при гоминдане в 1920-1930-е гг. оказалась неудачной, но после 2-й мировой войны Китай восстановил свой державный статус. Творчески используя рыночный механизм и национальные традиции, Китайская Народная Республика существенно продвинулась вперед. В сфере права используются эксперементальные законы, в борьбе с преступностью явка с повинной. Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые рассматривают в разы больше дел, чем суды[31]. В то же время проблемой Китая в будущем могут стать последствия заигрывания, а порой и прямой опеки «верхушкой государственного аппарата и спецслужбами КНР китайской организованной преступности вне пределов Поднебесной для достижения различных политических и экономических целей». По сути это возможная «пятая колонна», которая может дестабилизировать политический режим.

Япония, испытывая островную изоляцию, хотя и находилась какое-то время под культурно-правовым воздействием Китая, развивалась вполне автономно и не создала бюрократически-правовых высококвалифицированных шедевров китайского образца. Государство здесь было намного слабее, а общество оказалось более сословным и замкнутым. Тем не менее, в раннее средневековье (начало VIII в. н.э.) принимается свод Тайхо, во многом напоминающий китайский Тан люй шу и. «Свод Тайхо в редакции Свода Ёро с небольшими изменениями и дополнениями действовал более тысячи лет, вплоть до эпохи Мэйдзи (1867-1912), что ставит его в один ряд с величайшими памятниками права». Этот свод «был прежде всего сводом синтоистского права. Не случайно первая статья Закона, закреплявшего структуру ведомств императорского договора, была посвящена Дзингикану – Совету по делам религии синто»[32]. К сожалению, до нас дошли только административные законы (Тайхорё), уголовные законы не сохранились (за исключением небольших фрагментов), но даже в таком виде памятник эпохи Тайхо (начало VIII в. н.э.) многое говорит о правовой жизни раннесредневековой Японии и представляет материал для сравнения с правовой действительностью Китая того же времени.

Свод Тайхорё состоит из 30 разделов:

1. Ранги и посты.

2. Штаты ведомств.

3. Штаты женского дворца.

4. Штаты дворца наследника престола.

5. Штаты дворцов царевичей и сановников.

6. Синтоистское богослужение.

7. Буддийские монахи и монахини.

8. Крестьянские дворы.

9. Земельные наделы.

10. Налоги, подати, трудовая повинность.

11. Государственные школы.

12. Назначение и продвижение чиновников.

13. Наследование.

14. Аттестация и государственные экзамены.

15. Жалование.

16. Охрана царского дворца.

17. Вооруженные силы.

18. Правила этикета.

19. Придворные деяния.

20. Строительство и ремонт.

21. Форма официальной документации.

22. Казенные амбары и кладовые.

23. Каменные конюшни и пастбища.

24. Медицина.

25. Отпуска и праздники.

26. Похороны и траур.

27. Заставы и базары.

28. Аресты беглых.

29. Уголовные дела.

30. Разные законоположения[33].

Однако японская элита фактически не опоздала с началом модернизации в последние десятилетия XIX в. И удачно заимствовала опыт романо-германских стран. После поражения во 2-й мировой войне ей были навязаны многочисленные правовые рекомендации со стороны США, но общество, обновившись, фактически сохранило свою культурно-правовую самобытность. Хотя Конституция Японии и шесть основных законов (кодексов) являются фундаментом японской системы права, возрастающие значение придается специальным законам – даже в кодификационных отраслях. Оптимально функционирует судебная система, в рамках которой определенные административные и кадровые функции осуществляет Верховный Суд. В то же время заметной особенностью Японии является отсутствие здесь присяжных, но здесь широко применяются примирительные процедуры, в которых реальными преимуществами обладает не сильная, а слабая сторона (например, должник перед кредитором)[34]. Согласно опросам общественного мнения изначально прибегнуть к судебному разбирательству предполагали только 8%, 43% посчитали необходимым процедуру официального посредничества, а 41% ограничился выбором частных переговоров между сторонами.

Литература

Анисимцев Н.В. Правовая система Японии. Краткий обзор//Юридический мир.2003. №6. С. 38-39

Анисимцев Н.В. Япония: обеспечение прозрачности («транспарентности») административно-государственного управления// Государство и право. 2003, №6

Богуславский М.М. Проблемы международного частного права в законодательстве и договорно-правовой практике КНР // Советское государство и право. – 1987, №3

Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998

Воробьев В.М. Японский кодекс «Тайхо Epo pe» (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990

Гражданское законодательство КНР М., 1997

Гудошников Л.М. Восстановление и развитие законодательства КНР в процессе реформ // Журнал российского права. 2002, № 2

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М., 1998

Еремин В.Н. К вопросу о типологических характеристиках современного

Японского права // Советское государство и право. – 1977, №3

Ерёмин В.Н. Политическая система современного японского общества. – М., 1992

Еремин В.Н. Классификация права японскими юристами // Правоведение. 1977, № 1

Железняк О.Н. Судебная система Японии//Право и политика. 2004, №4

Имамов Э. З. К характеристике правосознания и права КНР // Советское государство и право. – 1988, № 4

Инако Ц. Современное право Японии. М., 1981

Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М.,1984

Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989

Корчагин А.Г., Иванов А.М. Организованная преступность в сфере экономики Японии. Правовые меры борьбы // Журнал российского права. 2000, № 4

Кузнецов В.С. Синьхайская революция в Китае // Вопросы истории. 2004 , №10

Куманин Е.В. Китайское право в условиях реформ // Советское государство и право. – 1988, № 9

Куманин Е,В, Юридическая политика и правовая система Китайской Народной Республики. М., 1990

Кычанов Е.И. Основы средневекового китайского права. М., 1986

Малько А.В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение: учебно-методический комплекс. М., 2008

Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения .- М., 2002

Нода И. Сравнительное правоведение в Японии: прошлое и настоящее // Очерки сравнительного права / Отв. ред. В.А. Туманов. М., 1981

Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1975

Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. М., 1997

Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. – М., 1984

Пиляева В.В. Гражданское и торговое право Японии. М., 2001

Радуль – Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М., 1947

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. – М., 1993

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. – М., 2000

Сакаэ Вагацума, Тюру Ариидзуми Гражданское право Японии. Кн. 1 М., 1983

Салтыкова И.В. Семейные суды в Японии // Советская юстиция. 1972, №=17

Современное право Китайской Народной Республики. М., 1985

Тилле А.А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. – М., 1978

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. – М., 1996

Торговый кодекс Японии. М., 1993

Трощинский П.В. Юридическая ответственность по законодательству КНР // Журнал российского права. 2000., № 4

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права Т.1. – М., 2000

Юридическая жизнь в Китае. М., 1990

Наши рекомендации