Тема 10. Политические процессы: сущность и структура
Политический процесс – это политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении), это также взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Все, что происходит в политической жизни общества, — явления, события, поведенческие акции субъектов власти, изменения их статусов и влияний, деятельность и трансформация политических институтов, реакция политической системы на вызовы окружающей среды — подпадает под категорию «политический процесс». Политический процесс раскрывает эволюцию политических явлений — развитие иизменение их состояний во времени и пространстве.
Проблема политического процесса в том или ином аспекте находится в центре внимания многих исследователей. Они представляют разные подходы к изучению политического процесса, среди которых особо выделяются: институциональный, бихевиористский (поведенческий), структурно-функциональный и системный подходы.
В центре внимания представителей институционального подхода находятся конкретные институты власти, процесс их функционирования и трансформации. Сторонники бихевиористского (поведенческого) подхода рассматривают политический процесс как поведение и деятельность субъектов политики, направленные на завоевание и использование власти. Структурный функционализм политический процесс трактует более широко – как совокупное функционирование всех структурных элементов политической системы. Представители системного подхода определяют политический процесс как взаимодействие политической системы с окружающей социальной средой, обществом.
Структура политического процесса(составляющие его элементы):
- субъекты политики;
- политические интересы и цели;
- объекты политики:
- технологии политических действий;
- политические отношения;
- условия и результаты политической деятельности.
Содержание политического процессасоставляют поведенческие акции, взаимодействие и соперничество субъектов политики в борьбе за государственную власть. При этом деятельность субъектов политического процесса направлена на решение значительного комплекса практических задач:
· изучение общественных проблем и определение приоритетов политического руководства;
· выявление, согласование и представление уже действующим властным институтам интересов социальных групп;
· разработка новых эффективных концепций (моделей, программ) общественного развития;
· принятие необходимых и своевременных политических решений, организация и контроль за их исполнением;
· урегулирование возникающих политических конфликтов;
· политическое участие, внимание к политической жизни общества, выказывание активной и заинтересованной гражданской позиции;
· обмен информацией с другими субъектами, формирование и учет общественного мнения;
· создание или реорганизация, обновление органов государственного управления, корректировка и пересмотр их полномочий;
· проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, конкретных лидеров, популяризации идей и концепций, продвижение политических брендов (политический маркетинг);
· оценка эффективности своих действий, построение стратегии дальнейшей политической борьбы.
Политический процесс может проявлять себя в трех режимах:
1) режим функционирования – воспроизводство политической системы традиционными средствами и методами;
2) режим развития – динамичность и стабильность политических вменений под влиянием инноваций;
3) режим упадка – политические изменения неадекватны интересам общества.
Имманентная (возобновляющаяся) сущность политического процессазаключена в циклических стадиях функционирования политики — инициирования, формирования, реализации, оценки результатов влияния на общество. В условиях систематических выборов демократического общества можно также говорить о политических циклах, регламентирующих общие рамки политического процесса.
Типы политических процессов:
- эволюционные – революционные;
- открытые – скрытые;
- стабильные – нестабильные;
- внутрисистемные – переходные;
- региональные – глобальные;
Эволюционные –постепенная политическая трансформация, опирающиеся друг на друга реформы, преемственность политического курса;
Революционные – радикальные изменения в обществе, изменение вектора политики, решительные действия политических субъектов, использование преимущественно насильственных средств и методов;
Открытые – широкое обсуждение политики государства общественностью, учет властными структурами общественного мнения в своей деятельности;
Скрытые – сокрытие информации о деятельности органов государственной власти, кулуарное принятие политических решений;
Стабильные – последовательные, комплексные, устойчивые и управляемые политические преобразования, доверие к институтам власти, расширение области обеспечения прав и свобод граждан;
Нестабильные – зыбкость и непредсказуемость политической ситуации в обществе, массовое недовольство граждан, ужесточение политического режима;
Внутрисистемные – изменения в рамках сложившейся политической системы;
Переходные – изменения на этапе перехода от одной политической системы к другой;
Региональные – локальные политические процессы в конкретной стране, группе соседних стран;
Глобальные – изменения на международной политической арене.
В развитии политического процесса выделяются следующие стадии:
• разработка и принятие политического (управленческого) решения;
• организация исполнения управленческого решения;
• регулирование политического процесса;
• учет, контроль, анализ и подведение итогов деятельности субъектов политики.
Одно из центральных мест при реализации названных стадий политического процесса занимает выработка, принятие и реализация конкретного политического решения. Эффективная и целеустремленная деятельность субъектов политического процесса может быть достигнута только на основе взвешенных политических решений.
Политическое решение – есть сознательный выбор стратегии и тактики политического поведения, достижения целей в сфере государственной власти.
Правильный, адекватный выборпредполагает:
· анализ ситуации в обществе;
· разработку стратегии и тактики действий, соответствующих политической ситуации в стране и общественным запросам;
· сравнение альтернативных вариантов политического поведения и экспертную оценку его последствий;
· принятие научно обоснованных политических решений и определение механизмов их реализации;
· применение демократических, нравственных средств и методов достижения политических целей, общественно полезных результатов.
Специфика политического процесса в Республике Беларусь состоит в ориентации на умеренное и последовательное реформирование всех сторон общественно-политической жизни, тесную экономическую интеграцию с Российской Федерацией в рамках развития единого союзного государства, на выстраивание равноправных партнерских отношений с западноевропейскими странами, адресную социальную поддержку малоимущего населения, на увеличение участия молодежи в решении насущных и перспективных проблем страны.
Существенной особенностью современного политического процесса в республике является и то, что нынешняя многопартийность, задержавшаяся на начальном периоде своего развития, пока не способна оказать сколько-нибудь решающего влияния на формирование белорусской государственности в широком смысле этого слова. Можно утверждать, что она пока не отражает реального настроения широких масс, что дает возможность власти не только стремиться, но и обеспечить себе значительную автономизацию, в условиях которой она сама нередко становится катализатором политических процессов.
Определенное влияние на политический процесс оказывает и критическое отношение ряда стран и международных организаций к темпам и характеру реформирования политической и экономической сфер Республики Беларусь. Критике подвергаются независимый подход органов власти и управления к определению пути и способы реализации программ демократических преобразований в стране, особый вариант внедрения рыночных отношений, либерализации экономики. Предлагаемые иностранными экспертами проекты социально-экономического развития с недоверием воспринимаются значительной частью белорусского общества, не находят отклика и поддержки среди широких масс населения, но создают отрицательный имидж страны в глазах международной общественности, что в определенной степени усложняет политический процесс в Беларуси.
В целом политический процесс в Беларуси может быть охарактеризован как эволюционный, в значительной степени открытый, стабильный в условиях функционирования переходного общества, имеющий отличительные региональные особенности.